Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда
от 25 октября 2013 г. N 33АП-3417/13
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Васильева О.Д.,
судей коллегии: Бурова Э.А., Сараевой Н.В.
при секретаре: Вивдич Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Ходыкиной О. И. на решение Благовещенского районного суда от 12 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску Ходыкиной О. И. к администрации муниципального образования Благовещенского района, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Заслушав дело по докладу судьи Васильева О.Д., изучив доводы жалобы, возражений по жалобе, выслушав пояснения Ходыкиной О.И., судебная коллегия
установила:
Ходыкина О. И. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Благовещенского района, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, включении ее в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование предъявленных требований истец указала следующее. В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур был подтоплен принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в <адрес>. Вследствие подтопления был испорчен плодородный слой земли указанного земельного участка, что подтверждается актом N от 2 сентября 2013 года. Истец обратилась в администрацию Благовещенского района с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения материальной помощи при утрате имущества. Однако 2 сентября 2013 года администрация Благовещенского района в удовлетворении данного заявления отказала. Истец просила суд признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - наводнения - на территории Усть-Ивановского сельсовета; включить ее в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения - на территории Усть-Ивановского сельсовета.
Представители ответчиков - администрации Благовещенского района и администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района - заявленные требования не признали, суду пояснили, что в результате наводнения пострадал только земельный участок, принадлежащий истцу. Оснований для признания Ходыкиной О.И. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации нет.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Амурской области - в судебное заседание не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Решением Благовещенского районного суда от 12 сентября 2013 года в удовлетворении искового заявления Ходыкиной О. И. к администрации муниципального образования Благовещенского района, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. В обоснование указывает, что судом неверно установлены обстоятельства дела: в результате наводнения на земельном участке были полностью уничтожены садово-огороднические насаждения, нарушен плодородный слой земли.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года N 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
Кроме того, 31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", действующий в настоящее время.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ N 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление N 423 "Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета". Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" предусмотрена выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года N 21 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также для разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи.
При этом в силу требований приведенных актов одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем, представленными по делу доказательствами подтверждается лишь факт затопления земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в Благовещенском районе на территории садоводческого товарищества <адрес>. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт постоянного или преимущественного проживания истца на территории подвергшегося подтоплению населенного пункта, а согласно имеющимся в материалах дела копиям паспорта Ходыкиной О.И. и свидетельства о государственной регистрации права собственности на подтопленный земельный участок, истец зарегистрирована и постоянно проживает в городе Благовещенске, по адресу <адрес>.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии доказательств, подтверждающих порчу или утрату имущества в результате подтопления принадлежащего истцу земельного участка, и обращает внимание на показания Ходыкиной О.И., согласно которым подтоплению подвергся только земельный участок, на котором не имеется дома или иных строений.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о неверном установлении судом фактов и обстоятельств дела, которые имели бы существенное значение для правильного разрешения спора судом первой инстанции.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, были установлены правильно и в полном объеме, содержащиеся в решении выводы им соответствуют. Представленным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Благовещенского районного суда от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Ходыкиной О. И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 25 октября 2013 г. N 33АП-3417/13 (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании