Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда
от 18 декабря 2013 г. N 33АП-3799/13
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Грибовой Н.А.,
судей коллегии: Благова К.С., Бугаковой Ю.А.,
при секретаре Вивдич Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя ответчика администрации г. Благовещенска Безрукова А.И., представителя третьего лица Правительства Амурской области- Калининой Л.Э. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 30 сентября 2013 года.
Заслушав дело по докладу судьи Грибовой Н.А., объяснения представителя ответчика Администрации города Благовещенска - Безрукова А.И., представителя третьего лица Правительства Амурской области - Калининой Л.Э., истца Беловой Ю.Ф., судебная коллегия
установила:
Белова Ю.Ф. обратилась в суд с иском к администрации города Благовещенска о признании незаконным отказа в выплате единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой единственного жилья, признании права на получение выплат, обосновав тем, что 30 августа 2013 года Благовещенским городским судом принято решение о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации в августе 2013 года. Истец обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о выплате положенных денежных средств, однако получила отказ. Считает данный отказ незаконным.
В судебном заседании истец Белова Ю.Ф., представители третьих лиц- Министерства финансов Амурской области, Финансового управления администрации г. Благовещенска, Правительства Амурской области участия не принимали.
Представитель ответчика- администрации г. Благовещенска в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв, в котором считает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку при обращении в орган местного самоуправления Беловой Ю.Ф. не были представлены необходимые документы.
Решением Благовещенского городского суда от 30 сентября 2013 года исковые требования Беловой Ю.Ф. удовлетворены. Отказ администрации города Благовещенска, выраженный в сообщении от 17 сентября 2013 года, в предоставлении Беловой Ю.Ф. единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, признан незаконным. На администрацию города Благовещенска возложена обязанность по предоставлению за счет средств областного бюджета Беловой Ю.Ф. единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - администрации г. Благовещенска Безруков А.И. указывает, что судом при вынесении решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены и неправильно применены нормы материального права. В обоснование своей позиции приводит доводы о том, что законных оснований на выплату единовременной материальной и финансовой помощи Беловой Ю.Ф. не имелось; оспаривает выводы суда о наличии у истца права на получение за счет средств областного бюджета единовременной компенсации. Суд не исследовал вопрос о фактическом проживании истца в каком-либо жилом помещении, а также о невозможности проживания по месту регистрации, кроме того в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения истцом градостроительных норм и правил при возведении объекта на земельном участке в <адрес>. Полагает, что истцом не были представлены в полном объеме документы, необходимые для принятия законного и обоснованного решения о выплате единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств областного бюджета.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица - Правительства Амурской области Калинина Л.Э ставит вопрос об отмене решения суда, оспаривая выводы суда о наличии у истца права на материальную и финансовую помощь за счет средств областного бюджета. Указывает о фактической неразрешенности требований истца о возложении обязанности по предоставлению материальной и финансовой помощи за счет средств городского и федерального бюджета. Приводит довод о том, что Правительство Амурской области не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, было лишено возможности принять участие в судебном заседании и предоставить свои возражения.
На апелляционную жалобу представителя ответчика - администрации г. Благовещенска Безрукова А.И. истцом Беловой Ю.Ф. поданы возражения, в которых излагается позиция об исследовании судом первой инстанции аналогичных доводов ответчика, о законности постановленного решения.
Ввиду допущенного судом первой инстанции нарушения требований п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, связанного с ненадлежащим извещением представителя третьего лица - Правительства Амурской области о дате и времени судебного заседания, определением от 02 декабря 2013 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика- администрации г. Благовещенска Безруков А.И, представитель третьего лица - Правительства Амурской области Калинина Л.Э. на доводах жалоб настаивали, просили об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований Беловой Ю.Ф.
Истец Белова Ю.Ф. возражала относительно доводов апелляционных жалоб, ссылаясь на вступившее в законную силу решение суда от 30 августа 2013 года о признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ч. 2 ст. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, допросив свидетеля, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Белова Ю.Ф. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв м., расположенного по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке истцом возведен дом, который является объектом незавершенного строительства.
Решением Благовещенского городского суда от 30 августа 2013 года Белова Ю.Ф. признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории г. Благовещенска Амурской области, включена в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории г. Благовещенска Амурской области в августе 2013 года.
19 сентября 2013 года на обращение истца в администрацию города Благовещенска с заявлениями о выплате единовременной материальной и финансовой помощи в связи с повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации, ответчиком в выплатах отказано со ссылкой на отсутствие правовых оснований, по причине не предоставления правоустанавливающих документов на жилой дом, который не был достроен и оформлен в качестве жилого и был построен на дачном земельном участке.
Удовлетворяя требования Беловой Ю.Ф., суд исходил из установленных обстоятельств повреждения в результате наводнения принадлежащего истцу жилого дома в <адрес>, включении истца на основании судебного акта от 30 августа 2013 года в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и возникновении у истца права на получение единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств областного бюджета.
Судебная коллегия с данными выводами суда не может согласиться и полагает, что доводы апелляционных жалоб администрации города Благовещенска, Правительства Амурской области об отсутствии у истца оснований для получения такой помощи, заслуживают внимания.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23.07.2013 N 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно абзацу 7 части 1 ст. 18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительством Амурской области принято постановление от 13 сентября 2013 года N 423 "Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета".
Пунктом 2 данного Постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Согласно пп. "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693 Правительству Российской Федерации делегированы полномочия по принятию решения о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тысяч рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года N 21 утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 на территории Амурской области.
В силу п. 2.1, 2.3 раздела II данных Методических рекомендаций, одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Финансовая помощь за частично утраченное имущество (за счет средств областного бюджета - 50 тыс. рублей на семью, за счет средств федерального бюджета - 50 тыс. рублей на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.
Пунктом 3.1 раздела III Методических рекомендаций предусмотрено, что единовременная материальная помощь и финансовая помощь оказывается гражданам, соответствующим условиям, предусмотренным разделом II настоящих Методических рекомендаций, и представившим в местную администрацию муниципального образования по месту жительства следующие документы:
1) заявление о получении соответствующей помощи по рекомендуемым формам:
на имя губернатора области - для получения выплат единовременной материальной помощи и финансовой помощи за счет средств федерального бюджета;
на имя главы местной администрации (главы муниципального образования) - для получения выплат единовременной материальной помощи и финансовой помощи за счет средств областного бюджета;
2) документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи (паспорт; свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14 лет; в случае утраты паспорта - справка, удостоверяющая личность и выданная органами миграционной службы России по Амурской области);
3) документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина и членов семьи в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации (документ с отметкой о регистрации по месту жительства, решение суда об установлении факта проживания);
4) иные документы по желанию гражданина.
Таким образом, на основании приведенных актов одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате ЧС.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Белова Ю.Ф. зарегистрирована в <адрес 2>, принадлежащей истице на праве собственности.
Возведенный на земельном участке, принадлежащем истцу, с кадастровым номером N в <адрес> объект незавершенного строительства, права на которое не оформлены, расположен в территориальной зоне <данные изъяты>.
Каких-либо доказательств постоянного проживания истца в указанном жилом строении, регистрации прав на дом, наличие у данного строения статуса жилого дома материалы дела не содержат.
Показания допрошенного в судебном заседании свидетеля Ч. о постоянном проживании Беловой Ю.Ф. в объекте незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым номером N таким доказательством признано быть не может, в силу того, что данные показания противоречат материалам дела.
Исследованное судом апелляционной инстанции решение Благовещенского городского суда от 30 августа 2013 года не является безусловным основанием для производства истцу выплат в виде единовременной материальной и финансовой помощи, поскольку юридически значимые обстоятельства для производства указанных выплат данным судебным актом не устанавливались.
Списки граждан на получение единовременной помощи в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением в г. Благовещенске Амурской области, в которые включена Белова Ю.Ф. в рамках исполнения судебного акта от 30 августа 2013 года, при установленных по делу обстоятельствах, не свидетельствуют о наличии у Беловой Ю.Ф. безусловного права на получение единовременной материальной и финансовой помощи.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции об отсутствии у истца препятствий для оказания единовременной и финансовой помощи в связи с ЧС, без подтверждений факта постоянного или преимущественного проживания Беловой Ю.Ф. в жилом доме, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, противоречат условиям оказания такой помощи, предусмотренной как федеральным законодательством, так и законодательством Амурской области.
Приобщенные к материалам дела заявления Беловой Ю.Ф., направленные ответчику, подтверждают доводы апелляционной жалобы администрации города Благовещенска о том, что документы для производства требуемых выплат, предусмотренные Методическими рекомендациями, в администрацию г. Благовещенска истцом не предоставлялись, в связи с чем, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным отказа администрации от 19 сентября 2013 года в предоставлении Беловой Ю.Ф. единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
В связи с существенным нарушением судом норм процессуального права, а также в связи с неправильным установлением обстоятельств по делу, неправильным применением норм материального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 части 1, пунктом 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ.
При отсутствии доказательств, подтверждающих наличие оснований для производства истцу соответствующих выплат в виде единовременной материальной и финансовой помощи, судебная коллегия считает, что исковые требования Беловой Ю.Ф. о признании незаконным отказа в выплате единовременной материальной и финансовой помощи и возложении на ответчика обязанности по осуществлению таких выплат удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Благовещенского городского суда от 30 сентября 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Беловой Ю. Ф. в удовлетворении требований к администрации города Благовещенска о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности предоставить единовременную материальную и финансовую помощь в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации- отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 18 декабря 2013 г. N 33АП-3799/13 (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании