Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда
от 18 декабря 2013 г. N 33АП-3833/13
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Грибовой Н.А.,
судей коллегии: Благова К.С., Бугаковой Ю.А.,
при секретаре Вивдич Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Амурской области Зотовой Е.М. на решение Белогорского городского суда Амурской области от 27 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Грибовой Н.А., выслушав объяснения истца Копытова С.Ю., представителя ответчика - главы администрации Лохвицского сельсовета Белогорского района Амурской области Моргунова В.А., судебная коллегия
установила:
Копытов С.Ю. обратился в суд с иском к администрации Белогорского района Амурской области, администрации Лохвицкого сельсовета Белогорского района о признании пострадавшим в чрезвычайной ситуации, указав в обоснование, что проживает в <адрес>. В августе 2013 года земельный участок, на котором он произвел посадку овощей, попал под затопление. Просил признать потерпевшим от наводнения, включить в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании истец Копытов С.Ю. участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии.
Представители ответчиков администрации Белогорского района - Климин В.Г., администрации Лохвицкого сельсовета - Моргунов В.А. полагали, что заявленные требования могут быть удовлетворены.
Представители третьих лиц: Правительства Амурской области; Министерства финансов Амурской области; ГКОАО "УСЗН" по г. Белогорску и Белогорскому району; Министерства социальной защиты Амурской области; Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области в судебном заседании участия не принимали.
Решением Белогорского городского суда от 27 августа 2013 года исковые требования Копытова С.Ю. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Амурской области Зотова Е.М., просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указала, что действующее законодательство предусматривает возможность выплаты компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных только в личных подсобных хозяйствах. Данная компенсация рассматривается в качестве самостоятельного вида выплат, и соответственно утрата урожая не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции истец Копытов С.Ю. с жалобой не согласился, привел доводы об утрате урожая по месту своего фактического проживания по <адрес>.
Представитель ответчика - Глава Лохвицкого сельсовета Моргунов В.А. полагал, что исковые требования Копытова С.Ю. судом удовлетворены правомерно.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ч. 2 ст. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года N 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
В настоящее время также действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 правительством Амурской области принято постановление от 13 сентября 2013 года N 423 "Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета".
Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, в соответствии с которым формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" предусмотрена выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
По смыслу подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года N 1797-р право на выплату компенсации имеют граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и утратившие урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
Министерством Пожарной безопасности и ГЗ Амурской области, подтверждено, что село Лохвицы Белогорского района входит в перечень населенных пунктов, пострадавших от наводнения и переувлажнения почвы в результате дождей и паводков на территории Амурской области.
Как видно из материалов дела, Копытовым С.Ю. в обоснование предъявленных исковых требований приведены доводы о подтоплении огорода и утрате имущества - огородной продукции, в результате наводнения и переувлажнения почвы.
Указанное обстоятельство подтверждено актом обследования частично (полностью) утраченного имущества от 25 августа 2013 года, из которого видно, что в результате продолжительных ливневых дождей приусадебный участок по адресу: <адрес> залит водой полностью, в результате чего уничтожен урожай овощных культур и плодово-ягодных насаждений. Общая площадь земельного участка <данные изъяты> кв. м.
Законодательное определение понятия "личное подсобное хозяйство" дано в статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", согласно которой личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Согласно справки Администрации Лохвицкого сельсовета от 25 августа 2013 года Копытов С.Ю. зарегистрирован по адресу <адрес 2>, но фактически проживает в <адрес>.
Как следует из выписки похозяйственной книги от 17 декабря 2013 года земельный участок по адресу: <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью <данные изъяты> кв. м, на праве пользования принадлежит М.
То есть, земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, где произошло затопление огородной продукции истца, не является земельным участком, выделенным Копытову С.Ю. для ведения личного подсобного хозяйства.
Каких-либо доказательств, подтверждающих принадлежность данного земельного участка Копытову С.Ю., либо предоставления его в пользование истцу в целях ведения личного подсобного хозяйства материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования Копытова С.Ю. в силу подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года N 1797-р не подлежат удовлетворению.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене вследствие неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Белогорского городского суда от 27 августа 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Копытову С. Ю. о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования села Лохвицы Белогорского района Амурской области, включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования села Лохвицы Белогорского района Амурской области отказать.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 18 декабря 2013 г. N 33АП-3833/13 (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании