Амурской области |
В.Н. Дьяченко |
Приложение N 1
к Постановлением
Главы Администрации
Амурской области
от 15 января 1996 г. N 18
План
организации взаимодействия сил и средств, предназначенных для поиска
и спасания на водных бассейнах Амурской территориальной
подсистемы РСЧС
I. Информационный раздел
1.1. Перечень взаимодействующих ведомств и служб в области. Настоящий план разработан во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 174 "О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных бассейнах России" и на основании Плана взаимодействия сил и средств, предназначенных для поиска и спасения на море и водных бассейнах Дальневосточного региона".
План определяет порядок взаимодействия на водных бассейнах территориальной подсистемы РСЧС Амурской области министерств, ведомств, аварийно-спасательных служб, учреждений, предприятий и организаций различных форм собственности при поиске и спасении терпящих бедствие людей.
Основными участниками взаимодействия выступают:
Амурская территориальная подсистем РСЧС, штабы по делам ОЧС городов и районов области, поисково-спасательные службы (ПСС).
Войска, дислоцирующиеся на территории области, корабли и спасательные суда, самолеты, вертолеты, командные пункты, посты управления. Амурское речное пароходство, Благовещенский речной порт, Акционерное общество открытого типа "Амуравиа" - их транспортные суда, порты, спасательные суда, аэропорты, самолеты, вертолеты, командно-диспетчерские пункты управления, силы и средства Бассейновых аварийно-спасательных служб.
В зависимости от совместно выполняемых работ, наличия необходимых сил и средств, их состояния и местонахождения относительно района (пункта) проведения этих работ, а также конкретных условий обстановки, участниками взаимодействия также могут быть ассоциации, частные предприятия и другие организации различных форм собственности.
Пограничные отряды, бригады сторожевых кораблей Дальневосточного пограничного округа, дислоцирующиеся на территории области суда, катера, самолеты и вертолеты, посты наблюдения и связи, командные пункты. Государственная инспекция по маломерным судам Амурской области. Министерство внутренних дел, управление противопожарной охраны области.
Отделение Всероссийского общества спасения на водах (ВОСВОД).
Плановая таблица
взаимодействия сил и средств Амурской территориальной подсистемы
РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций на водных бассейнах
Наименование взаимодействую- щих ведомств и служб, место дис- локации 1 Речной порт "Благовещенск" г. Благовещенск |
Задачи, время готовности, привлекаемые силы и средства | |||||||||||||||||
Спасение терпящих бедствие людей и оказание помощи ава- рийньм объектам |
Проведение спаса- тельных работ по спасению людей при пожарах на аварий- ных объектах на вод нык бассейнах, зато- плениях аварийного |
Эвакуация людей при катастрофических стихийных бедствиях затоплениях, навод- нениях на водных бассейнах |
Ликвидация катастро- фических разливов нефти на водных бас- сейнах |
Снятие с мели и бу- ксировка аварийных объектов при круп- ных авариях и стол- кновениях, опрокиды- вании объектов (суда паромы) |
Ликвидация пос- ледствий аварий и катастроф лета- тельных аппаратов на водных бассей- нах |
|||||||||||||
"ч"+ 0.30 |
"ч"+ 1.00 |
"ч"+ 4.00 |
"ч"+ 0.30 |
"ч"+ 1.00 |
"ч"+ 4.00 |
"ч"+ 0.30 |
"ч"+ 1.00 |
"ч"+ 4.00 |
"ч"+ 0.30 |
"ч"+ 1.00 |
"ч"+ 4.00 |
"ч"+ 0.30 |
"ч"+ 1.00 |
"ч"+ 4.00 |
"ч"+ 0.30 |
"ч"+ 1.00 |
"ч"+ 4.00 |
|
2 т/х пас.-2 |
3 т/х пас-1 |
4 | 5 т/х пас-2 |
6 т/х пас.-1 |
7 | 8 т/х пас-2 |
9 т/х пас.-1 |
10 | 11 т/х ОС4-1 Самох очист ст.-1 |
12 | 13 | 14 т/х- бук- сир-2 (тол- кач) |
15 сухог- руз-1 |
16 плото- водн. баржа 1 |
17 самох груз. судно -1 |
18 | 19 | |
Речной порт "Свободный" г. Свободный |
т/х груз-1 мс-3 |
т/х груз- 1, мс-3 |
т/х пас-1 мс-1 |
бриг. по очист. прибр. полосы -1 |
||||||||||||||
Речной порт "Поярково" п. Поярково Михайловского р-на |
т/х груз-1 мс-1 |
т/х груз-1 мс-1 |
т/х груз-1 мс-1 |
бриг. по очист прибр полос |
рем. восст букс. -1, букс. |
бриг. водол -1 |
||||||||||||
Речной порт "Зея" г. Зея |
т/х груэ-2 мс-2 |
т/х гр-2 мс-2 |
т/х груз2 мс-2 |
бриг. по очист прибр полос |
реч. букс. -4 |
реч. букс. -3 |
||||||||||||
ГИМС области (Центральная спасательная станция) г. Благовещенск |
катер -6, водол. бот-1 |
катер -6, водол. бот-1 |
катер -6, водол. бот-1 |
водо лазн. бот-1 |
||||||||||||||
РЭБ флота г. Благовещенск |
само- ход. груз. -3 |
рем. вспом. -2, само- ход. груз. -3 |
рем. вспом. -2 |
|||||||||||||||
Благовещенский район водных путей г. Благовещенск |
служ. вспом. -4 |
служ. вспом. -3 |
служ. вспом. -2 |
служ. вспом -4 бук.2 |
служ. вспом. -3 букс.2 |
служ. вспом. -1 |
служ. вспом -4 |
служ. вспом. -3 |
служ. вспом. -2 |
букс. -2 |
букс. -1 |
|||||||
Мостоотряд-64 г. Благовещенск |
т/х-1 | сухо- груз-1 |
т/х-1 | сухо- груз-1 |
т/х-1 | сухо- груэ-1 |
букс. -1 |
|||||||||||
Речное училиище г. Благовещенска |
пасс. т/х-3 |
пасс. т/х-3 |
пасс. т/х-3 |
|||||||||||||||
Амурская флоти- лия юнык моряков г. Благовещенск |
пасс. т/х-3 служ. разъ- еэдн. т/х-2 |
пасс. т/х-1 служ. разъ- еэдн. т/х-2 |
пасс. т/х-3 служ. разъ- еэдн. т/х-2 |
|||||||||||||||
Муниципальное предприятие "Спасатель" г. Благовещенск |
катер -3, т/х-1 |
катер -2 |
катер -1 |
катер -3, т/х-1 |
катер -2 |
катер -1 |
катер -3 |
катер -2 |
катер -1 |
|||||||||
Технический участок флота г. Благовещенск |
мало- мерные суда(МС) -14 |
мс-5 | мс-2 | мс-14 | мс-5 | мс-2 | мс-14 | мс-5 | мс-2 | мс-14 | мс-5 | мс-2. | ||||||
Ерофеевский леспромхоз п. Покровка, Сковородинского района |
сам. букс. -2 |
сам. букс. -2 |
||||||||||||||||
АО "Чернявский" Магдагачинского района |
букс. т/х-1 |
букс. т/х-1 |
||||||||||||||||
Амур НИИ г. Благоевщенск |
служ. раэъ- ездн. -2 |
служ. раэъ- ездн. -2 |
служ. раэъ- ездн. -2 |
|||||||||||||||
Спасательная станция ГИМС г. Белогорск |
катер -1 |
катер -1 |
катер -1 |
|||||||||||||||
Спасательная станция ГИМС г. Свободный |
катер -1, лодка -1 |
катер -1, лодка -1 |
катер -1, лодка -1 |
|||||||||||||||
Спасательная станция ГИМС пос. Белогорье Благовещенского района |
лодка -1 |
лодка -1 |
лодка -1 |
|||||||||||||||
Спасательная станция ГИМС с. Константановка, Константиновского района |
лодка -1 |
лодка -1 |
лодка -1 |
|||||||||||||||
Спасательная станция ГИМС пос. Поярково Михайловского района |
катер -1 |
катер -1 |
катер -1 |
|||||||||||||||
Спасательная станция ГИМС-1 п. Новобурейск Бурейского |
катер -1, лодка -1 |
катер -1, лодка -1 |
катер -1, лодка -1 |
|||||||||||||||
Бригада стороже- вых кораблей, в/ч 24861 г. Благовещенск (Астрахановка) |
катер -3 |
катер -1 |
катер -3 |
катер -1 |
катер -3 |
катер -1 |
||||||||||||
Отдельный ди- визион сторо- жевых короб- лей,в/ч 2174 (Бурхановский затон) |
катер -3 |
катер -1 |
катер -3 |
катер -1 |
катер -3 |
катер -1 |
||||||||||||
Бригада стороже- вых кораблей, в/ч 2536 п. Джалинда Сковородинско- го района |
катер -1 |
катер -1 |
катер -1 |
катер -1 |
катер -1 |
катер -1 |
||||||||||||
АООТ авиакомпа- ния "Амуравиа" г. Благовещенск |
Ми-8 -2 Ми-2 -1 |
Ми-8 -2 Ми-2 -1 |
Ми-8 -2, Ми-2 -1, Ан-2 -1 |
МИ-8 -2, Ми-2 -1, Ан-2 -1 |
||||||||||||||
Войсковая часть 22647 армейская авиа- ция п. Среднебе- лая, Ивановского района |
Ми-8Т -1 |
Ми-8Т -1 |
Ми-8Т -1 |
Ми-8Т -1 |
||||||||||||||
Войсковая часть 92592 армейская авиа- ция п. Магдагачи Магдагачинского района |
Ми-8Т -1 |
Ми-8Т -1 |
Ми-8Т -1 |
Ми-8Т -1 |
Начальник штаба по делам ГО и ЧС
Амурской области
полковник |
В. Шульженко |
1.2 Средства связи, которые могут быть использованы при поисково-спасательных операциях.
В связи с тем, что судовые средства связи отличаются по частотным характеристикам от имеемых в системе РСЧС (в том числе и на узлах связи штабов по делам ГОЧС), возможность управления поисково-спасательными работами на водных бассейнах с пунктов управления штабов ГО ЧС области (городов и районов) исключается. Для координации вопросов взаимодействия планируется использовать узлы связи участников взаимодействия, которые непосредственно управляют своими силами по решению КЧС области. Для большей оперативности действий предусматривается направление на ПУ участников взаимодействия (оргазаторов поисково-спасательных работ) оперативных групп КЧС и штаба делам ГО ЧС области.
При поисково-спасательных операциях используются радиосредства КВ и УКВ - диапазонов.
Радиопередатчики КВ диапазона:
"Снежинка", Р-140 -мощность 1 квт, дальность связи до 1000 км, диапазон частот 1,5-30 МГц.
Радиоприемники КВ диапазона:
"Сибирь" - режим работы телефонный однополосный.
УКВ радиостанции:
"Кама-Р", "Кама-С", "Кама-РМ" - диапазон частот 300-336 МГц, дальность связи до 50 км. Р-862, Р-860, Р-802 - установлены на летательных аппаратах, привлекаемых для поисково-спасательных работ.
КВ радиостанции:
Р-828, "Ядро-1А", Р-836, Р-807 - установлены на летательных аппаратах привлекаемых для поисково-спасательных работ.
1.3. Названия, телеграфные и телефонные адреса, номера телексов, факсов, которые могут оказать помощь в получении информации об аварии
Название организации, предприятия |
Наименование области, городов, районов |
Средства связи |
Хабаровское речное пароходство г. Хабаровск, ул. Карла Маркса 2 |
Хабаровский край, г. Хабаровск, код 42-12 |
Телефон: 33-33-80 Телетайп: 141437 "Река" |
ГОЧС Амурской области, г. Благовещенск, Амурская, 160 |
Амурская область, г. Благовещенск, код 416-2 |
Телефон:42-21-83 Факс:42-58-09 |
Благовещенский речной порт г. Благовещенск, Лазо, 1 |
Амурская область, г. Благовещенск, код 416-2 |
Телефон: 42-50-22 42-28-58 Телетайп: 154191 |
АООТ авиакомпания "Амур- авиа", 675019 г. Благовещенск аэропорт |
Амурская область, г. Благовещенск, код 416-2 |
Телефон:44-24-07 |
Государственная инспекция по маломерным судам области г. Благовещенск, Амурская, 1 |
Амурская область, г. Благовещенск, код 416-2 |
Телефон:42-36-75 42-92-17 |
1.4. Местонахождение, позывные или применяемые сигналы опознавания, часы работы и частоты радиостанций, которые передают метеорологические сводки, сигналы (сообщения) всемирной службы навигационного предупреждения (Навареа), службы навигационного предупреждения (НавиП), службы прибрежного навигационного предупреждения (ПриП) для поисково-спасательного района.
100 Амдерма (УПМ, УЬУ)
Расписание передач
Позывной сигнал УПМ УЬУ УЬУ УПМ УЬУ УПМ УЬУ УПМ |
Частота, кгц 344,8 6475 6475 344,8 6475 344,8 6475 344,8 |
Класс излучения А1А А1А А1А А1А А1А А1А А1А А1А |
Мощность, квт 1 5 5 1 5 1 5 1 |
Время передачи 0400 0818 1218 1600 2018 |
Содержание передачи и обслуживаемый район Метео 2 А ПриП 3 Б ПриП 4 В Метео 1 А ПриП 3 Б |
Примечание: в период действия летнего времени передача производится на 1 час раньше. |
|||||
Благове- щенск-2 |
4170 | АЗН | 1 | 0600 мск 1000 |
Метео |
Примечание: передачи ведутся только в период навигации с 15.05 по 15.11 |
1.5. Места хранения спасательного имущества, подлежащего доставке в район аварии.
Аварийно-спасательное имущество, оборудование, подлежащее доставке в район аварии, хранится в комплекте на 14 спасательных станций областной Государственной инспекции по маломерным судам.
Имущество, предназначенное для оказания помощи людям и судам, терпящим бедствие, согласно ведомственных перечней, содержится на спасательных судах в готовности к немедленному использованию.
Места хранения спасательного имущества;
г. Благовещенск - Благовещенский речной порт; Центральная
спасательная станция ГИМС.
г. Белогорск - Спасательная станция ГИМС.
г. Свободный - Спасательная станция ГИМС.
г. Зея - Спасательная станция ГИМС.
пос. Поярково - Спасательная станция ГИМС.
пос. Новобурейский - Спасательная станция ГИМС.
пос. Новокиевский Увал- Спасательная станция ГИМС.
1.5.1 Места хранения и принадлежность аварийно-спасательного имущества по ведомствам
Место хранения, адрес | Принадлежность |
г. Благовещенск, ул. Лазо, 1 | Речной порт "Благовещенск" |
г. Благовещенск, ул. Амурс- ская, 1 |
Государственная инспекция по маломер- ным судам области (ГИМС), центральная |
г. Белогорск, ул. Набереж- ная, 1 |
ГИМС, спасательная станция |
г. Свободный, ул.Ленина, 52 | ГИМС, спасательная станция |
пос. Поярково, Михайловс- кого района, ул. Колхозная, 14 |
ГИМС, спасательная станция |
пос. Новобурейский, Бурейс- кого района, ул. Ленина, 15 |
ГИМС, спасательная станция |
г. Зея, ул. Ленина, 12 | ГИМС, спасательная станция |
пос. Новокиевский Увал, Мазановского района, ул. Зейская, 15 |
ГИМС, спасательная станция |
1.6. Транспортные средства, источники и места снабжения топливом.
Речные суда, находящиеся в эксплуатации, должны содержаться заправленными до полных норм, что обеспечивает их использование в соответствии с ТТХ.
Самолеты и вертолеты заправляются только на аэродроме. Дозаправка на чужих аэродромах осуществляется по договору или из резервных фондов КЧС области по ее решению.
II. Оперативный раздел
2.1. Организация управления силами и средствами.
В основу организации управления силами и средствами ведомственных аварийно-спасательных служб при поиске и спасении на водных бассейнах Амурской территориальной подсистемы РСЧС заложен принцип сохранения существующей ведомственной системы.
Основными задачами управления при проведении поисково-спасательных работ является руководство подчиненными силами и средствами для поиска и оказания помощи аварийному объекту в установленные сроки.
Общую координацию деятельности исполнительной власти при проведении поисково-спасательных работ на водных бассейнах осуществляется штабом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий области в соответствии с Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб.
Предупреждение, поиск и спасение, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на водных бассейнах Амурской области возложены на Государственную инспекцию по маломерным судам области (ГИМС), которая подчиняется Комитету охраны окружающей среды и природоохраны ресурсов области и Главному управлению ГИМС Российской Федерации Минэкологии России.
В состав ГИМС области входят 14 спасательных станций, 5 инспекторских участков и одна маневренно-поисковая группа:
- Центральная спасательная станция города Благовещенска, численность постоянных работников 16 человек и 4 сезонных (матрос-спасатель).
Плавсредства: катер "Чибис"-3, катер "Амур"-3, водолазный бот-1;
- Белогорская спасательная станция: катер "Амур"-1; -Белогорьевская спасательная станция: лодка "Прогресс"-1;
- Свободненская спасательная станция: катер "Чибис"-1, лодка "Прогресс"-1;
- Константиновская спасательная станция: лодка "Шпонка"-1;
- Поярковская спасательная станция: катер "Амур"-1;
- Бурейская спасательная станция: катер "Чибис"-1, лодка "Прогресс"-1.
Спасательные станции городов Зея, Райчихинск, Шимановск и пос. Новокиевский Увал плавсредств не имеют.
На всех спасательных станциях постоянная численность личного состава - 8 человек, сезонных - 4 (матрос-спасатель).
К поиску и спасению потерпевших на водных бассейнах при чрезвычайных ситуациях, в случае необходимости, будут привлечены силы и средства Речного флота:
- Благовещенского речного порта: 3 пассажирских теплохода, 5 буксирных судов;
- РЭБ Флота: 3 самоходных грузовых, 2 ремонтно-вспомогательных судов - Поярковского речного порта: 1 пассажирский теплоход, 1 служебно-вспомогательное, 4 буксирных судов;
- Благовещенского района водных путей: 3 буксирных, 9 служебно-вспомогательных судов;
-Благовещенского речного училища: 3 пассажирских судна;
- Амурской флотилии юных моряков: 1 пассажирский теплоход, 2 служебноразъездных теплохода;
- Ерофеевского леспромхоза: 3 буксирных судна;
- АО "Черняевский": 2 буксирных теплохода;
- Мостоотряда-64: 1 буксир, 1 теплоход, 1 сухогруз;
- АмурКНИИ; 2 служебно-разъездных судна.
По плану взаимодействия с органами военного командования для оказания помощи в разведке, поиске и спасении пострадавших и ликвидации ЧС на водных бассейнах может быть привлечена отдельная бригада сторожевых кораблей-катеров (БрСКК) Дальневосточного пограничного округа. самолеты и вертолеты ВВС ДВО, дислоцирующиеся на территории области.
Привлечение гражданской авиации осуществляется через Генерального директора авиакомпании АООТ "Амуравиа", который определяет порядок и объемы использования самолетов и вертолетов с учетом возможностей авиационных средств.
Речными поисково-спасательными районами считаются зоны, ограниченные береговой чертой.
Оказание помощи аварийным объектам организуют через свои аварийно-спасательные службы (организации, подразделения) министерства (ведомства) - владельцы акционерных обществ и подразделения (силы и средства) негосударственных форм собственности с привлечением, в необходимых случаях, сил и средств участников взаимодействия.
Возложенная на Государственную инспекцию по маломерным судам функция за организацию и координацию действий по поиску и спасению людей на водных бассейнах не снимает с остальных участников взаимодействия, в ведении которых находятся суда и летательные аппараты, находящиеся (входящие) в водный бассейн, либо совершающие полеты над бассейном, ответственности за своевременное оказание помощи людям, терпящим бедствие.
В области организовано Государственное бассейновое управление водных путей, на которое возложена организация взаимодействия при ликвидации ЧС на водном бассейне.
При возникновении ЧС на водных бассейнах области, для непосредственной работы, создана специальная оперативная группа по ликвидации ЧС, которая разрабатывает и представляет на утверждение начальнику штаба по делам ГОЧС области предложения для принятия решения на ликвидации последствий ЧС на водных бассейнах. При необходимости ОГ размещается на ПУ областного штаба ГОЧС или на ПУ судовладельца аварийного объекта (на месте ЧС).
Управление силами и средствами при проведении поисково-спасательных операций осуществляется областной комиссией по ЧС (через ОГ) с подвижного или стационарного ПУ.
2.2 Инструкция по связи взаимодействия в регионе.
Основной задачей радиосвязи речной подвижной службы является обеспечение:
- безопасности судовождения и охраны человеческой жизни на водных бассейнах;
- оперативно-диспетчерского руководства работой портов, пароходств и береговых предприятий, других ведомств эксплуатирующих флот;
- передачи данных для автоматизированных систем управления;
- обмена информацией со взаимодействующими министерствами и ведомствами;
- обмена сигналами бедствия и вопросам охраны человеческой жизни на водных бассейнах. В системе связи речной подвижной службы телеграфные сообщения разделяются на передаваемые (исходящие) и принимаемые (входящие), которые именуются - радиотелеграммами. Радиотелеграммы разделяются на служебные и частные. К служебным относятся телеграфные сообщения, подписанные должностными лицами, а также радиотелеграфные сообщения для автоматизированной системы управления (АСУ). К частным радиограммам относятся телеграфные сообщения, поданные на судовые станции членами экипажей или пассажирами судов. Все упомянутые выше телеграфные сообщения разделяются на внутренние и международные. Установлены следующие категории срочности для служебных радиогобрабатываемых по ведомственным сетям связи:
N категории |
Категория | Отметка срочности |
Очередн. передачи на каналах связи |
Вне категории | Миг-вручить немедлен- но Воздух Море Ракета Мобилизация Самолет |
1 2 3 4 5 6 |
|
Внеочередная | SOS Медпомощь Авария Шторм Авиа Связьавиа |
7 8 9 10 11 12 |
|
Правительственная | Правительственная | 13 | |
Весьма срочная | Весьма срочная | 14 | |
Срочная | Диспетчерская (ДПР) Метео Навип Срочная |
15 16 17 18 |
|
Обыкновенная | Отметки не имеет | 19 |
Право подачи радиограмм с отметками срочности определяется наименований должностных лиц соответствующего Министерства ведомства. Для частных радиотелеграмм из отметок срочности может считаться только отметка "Срочная".
Аварийное наблюдение радиоцентров участников взаимодействия осуществляется на СВ 500 Кгц круглосуточно.
Все полученные радиостанциями участников взаимодействия сигналы, а также радиограммы, связанные с аварией судна, разливом нефти должны немедленно передаваться средствами связи, обеспечивающими более быстрое прохождение сигналов или аварийной радиотелеграммой.
Радиограммы обрабатываются по категории срочности "Внеочередная" с отметкой срочности "Авария"
Должностным лицам радиоцентров участников взаимодействия для доставления внеочередных телефонных разговоров с абонентами телефонной сети Министерства связи Российской Федерации выделен пароль "Бедствие" и выдано соответствующее удостоверение.
Начальники смен радиоцентров участников взаимодействия о всех полученных сигналах бедствия, срочности и аварийных сообщениях немедленно докладывают оперативному дежурному штаба ГОЧС области, дежурному диспетчеру Благовещенского речного порта и диспетчеру пароходства. При получении оперативным дежурным сообщения о чрезвычайной ситуации в районе водного бассейна, немедленно докладывает начальнику штаба ГОЧС и оперативному дежурному Дальневосточного регионального центра.
Для обеспечения управления при возникновении ЧС на водном бассейне организована следующая система связи:
1. С Амурским речным пароходством - Телефон: (42-12) 33-33-80;
- Телетайп: 141437 "Река"
2. С Благовещенским речным портом - Телефон: 42-50-22; 42-28-58;
- Телетайп: 154191 "Циклон"
З. С АООТ авиакомпанией "Амур- - Телефон: (416-22) 44-24-07
авиа"
4. СО штабом ГОЧС области - Телефон: (416-22) 42-21-83;
- Факс: 42-58-09
5. С Государственной инспекцией - Телефон: (416-22) 42-36-75;
по маломерным судам области (416-22) 42-92-17.
Связь по междугородной телефонной сети осуществляется как по кодам так и через коммутатор МТС через 07.
В экстренных случаях через коммутатор МТС по паролю "Бедствие".
2.3 Способы проведения поисково-спасательных работ.
Конкретный способ проведения поисково-спасательных работ определяет руководитель, исходя из наличия сил, метеообстановки, состояния аварийного объекта. Если местонахождение аварийного объекта неизвестно организуется поиск, уточнение его состояния и принятие решения на производство спасательных работ. К поиску, по решению председателя могут быть привлечены силы авиации, пароходства, порта и другие. Дальнейшие работы осуществляются решением руководителя спасательных работ, исходя из реальной обстановки.
2.4 Действия взаимодействующих организаций при выполнении поисково-спасательных операций.
а) Действия при поисково-спасательных работах на водных бассейнах общее руководство поисково-спасательными работами на территории области по поиску и спасению людей, терпящих бедствие на воде осуществляет областная КЧС, используя при этом свой рабочий орган-штаб по делам ГОЧС области. КЧС назначает непосредственного руководителя работ по поиску и спасению людей, выделяя ему силы и средства от участников взаимодействия. Непосредственными исполнителями поисково-спасательных работ являются выделенные суда, самолеты и вертолеты участников взаимодействия, действующих как самостоятельно, так и совместно друг с другом при общей координации руководителя работ. Контроль за выделением сил для проведения ПСР осуществляет штаб ГОЧС области. Оповещение и связь взаимодействующими организациями устанавливается через ОД или диспетчерскую службу взаимодействующих организаций в соответствии со схемой оповещения и связи на территории области.
Участники взаимодействия при получении сигнала бедствия или информации об аварии по любым каналам связи, немедленно передают его ОД штаба ГОЧС области (города, района), возможно подробнее информируя его об аварии, своих действиях и необходимой помощи. ОД штаба ГОЧС докладывает обстановку НШ ГО ЧС, который дает указания готовить или направлять необходимые дежурные силы и средства участников взаимодействия, оповещает КЧС области и ОГ штаба ГОЧС по ликвидации ЧС. Дальнейшие действия определяет руководитель работ, назначенный КЧС.
Участники взаимодействия,в целях повышения эффективности проведения ПСР, направляют своих представителей (координаторов) для участия в работе штаба руководства ПСР.
При проведении ПСР выделенные силы, участники взаимодействия подчиняются руководителю спасательных работ, если затрагиваются имущественные интересы при проведении спасательных работ, спасательные силы и назначение руководителя работ согласовывается с судовладельцем аварийного судна согласно "Кодекса торгового мореплавания".
б) Действия при поисково-спасательных работах в местах массового отдыха и спорта.
Первичные действия при получении информации о бедствии п.2.4.а данного раздела, руководителем работ назначается начальник ГИМС. Выделение и направление авиационных сил спасения осуществляет штаб ГОЧС области согласно плана взаимодействия.
2.5 Способы оповещения судов, самолетов и других участвующих б операции сил, получение данных о их местонахождении.
Оповещение сил при получении данных о их местонахождении осуществляется в действующих радиосетях судовладельцев через дежурно-диспетчерскую службу в соответствии с "Указаниями по организации судовой радиосвязи в пароходствах Российской Федерации и "Инструкции о порядке обмена в Российской Федерации информацией о ЧС".
Оповещение осуществляется по телефонным, телеграфным и радиоканалам связи (включая спутниковые) с использованием как оперативных средств связи, так и различных систем передачи телекодовой и факсимильной информации в соответствии с существующей организацией связи в регионе. В целях оповещения об аварии на водных бассейнах функционируют службы круглосуточного наблюдения на международных частотах бедствия и безопасности, а также специальные службы по доставке навигационных предупреждений мореплавания:
- службы передачи гидрометеорологических сообщений (МЕТЕО);
- службы передачи районных предупреждений (НАВАРЕА);
Для выполнения этих функций осуществляется круглосуточное наблюдение:
- портовыми радиостанциями и радиостанциями акционерных обществ пароходств):
на телеграфной частоте - 500 Кгц;
на телефонной частоте - 2182 Кгц.
Передача сообщения о бедствии осуществляется по действующим каналам, которым к началу сложившейся на борту аварийной ситуации объект связь, и дублируется по общим каналам связи и пеленгации на аварийных частотах:
- 121,5 (243) Мгц, 500, 2182, 4182, 8364, 12546 Кгц.
Сигналы бедствия передаются всеми имеющимися на борту средствами связи и оповещения:
- УКВ и КВ-радиостанциями (в телефонном режиме);
- связными КВ-радиостанциями (в телеграфном режиме);
- аппаратурой опознавания. Все сигналы применяются только по приказанию начальника аварийного объекта.
Донесения об аварии судна, летательного аппарата даются в соответствии с действующими инструкциями по оповещению и донесениям участников взаимодействия. Начальник аварийного объекта обязан принять меры для передачи донесения об аварии в кратчайший срок на стационарный пункт управления непосредственно или через другие суда, летальные аппараты, используя при этом наиболее эффективные или все работоспособные в конкретной аварийной обстановке средства аварийной связи.
Первое донесение об аварии судна передается одним из заранее подготовленных сигналов по таблице сокращенных донесений. Второе донесение передается в возможно более короткий срок после уточнения обстановки, но не позднее чем через 30 минут после первого донесения.
Капитаны судов, начальники постов наблюдения, другие лица наблюдавшие аварию или катастрофу какого-либо объекта или получившие другими путями сведения об этом с максимально возможной точностью определяют координаты аварийного объекта, по возможности обозначают его место, организуют имеющимися силами и средствами поиск людей с аварийного объекта, их спасение и передают в адрес своего пункта управления (КП) по каналам связи донесения, в которых отражаются:
- тип и название аварийного объекта;
- время, дата, координаты своего места, способ наблюдения, пеленгдистанцию на аварийный объект;
- гидрометеорологические условия в районе аварии;
- результаты поиска и спасения людей,а также поиска аварийного объекта
- принятые меры по обозначению места затопления объекта, поддержанию с ним контакта;
- принятые меры по поддержанию связи с аварийным объектом, оказанию ему помощи, полученная от него информация;
- другие данные, необходимые для оценки состояния аварийного объекта и принятия решения для проведения спасательных работ. Каждый участник взаимодействия для передачи аварийной информации предоставляет свои каналы связи. Предоставление телефонных каналов связи, а также прием и передача телеграмм об оказании помощи аварийному объекту производится вне всякой очереди с оплатой по обыкновенному тарифу.
Радиообмен, связанный с сообщениями о бедствии, имеет приоритет перед другими сообщениями.
Помощь в получении информации об аварии могут оказать:
штаб по делам ГОЧС г. Свободного: АТА-154845 "Искра";
РУС г. Свободного: АТА-154769 "РУС";
РУС г. Зея: АТА-154859 "Зея ЦТ";
УС пос. Новокиевский Увал: АТА-154699 "Лидер".
2.6 Обязанности и права должностных лиц, назначенных для проведения поисково-спасательных операций.
Руководитель работ, назначенный КЧС области, на внутренних бассейнах:
- устанавливает и определяет границы зоны, в пределах которой должен вестись поиск;
- уведомляет, если возможно, владельца судна или его агента и поста информирует его о развитии событий;
- уведомляет другие организации, помощь которых может потребоваться и которые могут иметь отношение к ПСР;
- запрашивает любую помощь от летательных аппаратов, судов или служб включенных в организацию поиска и спасания, которая может быть ими оказана;
- на основании имеющихся данных составляет общий план проведения и сообщает этот план для руководства властям;
- вносит требуемые обстоятельствами изменения в план;
- уведомляет соответствующие консульские или дипломатические формальности, если в инцидент вовлечен беженец или перемещенное лицо;
- уведомляет власти, занимающиеся расследованием аварии, если это требуется;
- уведомляет любой летательный аппарат, судно или другие службы, когда их помощь больше не требуется;
До начала поисково-спасательных работ одна из спасательных единиц назначается руководителем на месте действия до прибытия в конкретную поисковую зону. Назначение производится на внутренних бассейнах органов управления судовладельческой организации, которой КЧС области поручило руководство работами.
До назначения руководителя на месте действия, спасательному судну, первому прибывшему к месту аварии, необходимо автоматически принять на себя обязанности и ответственность на месте действия.
На руководителя, на месте действия, возлагаются следующие обязанности:
- определить вероятное местоположение объекта поиска и поисковой зоны;
- принять меры по рассредоточению занятых поиском судов в целях безопасности;
- назначить схему поиска участвующим в поиске судам и выделить поисковые зоны судам или группам судов;
- назначить судно для осуществления спасения, после обнаружения объекта поиска;
- координировать связь на месте поиска и спасания;
- периодически передавать донесения руководителю работ;
- сообщать руководителю работ число и фамилии оставшихся в живых людей, направлять сведения о названиях и пунктах назначения судов с оставшимися живыми людьми на борту, указать кто, из оставшихся в живых людей на борту людей какого судна находится;
- в случае необходимости запросить дополнительную помощь;
- доложить об окончании работ и свертывании сил и средств из района ЧС. Если в районе нет спасательных судов или пограничных катеров, из их числа участвующих в ПСР судов назначается координатор поиска, исполняющий те же обязанности, что и руководитель на месте действия.
Для проведения спасания или оказания иной необходимой помощи назначается судно, наилучшим образом оснащенное для таких работ.
2.7 Силы наращивания
Для усиления сил поисково-спасательного обеспечения при оказании помощи аварийному объекту в удаленных районах участники взаимодействия еженедельно назначают силы наращивания.
Силы наращивания включают:
- спасательные буксирные суда;
- пограничные катера;
- плавучие мастерские;
- другие суда по решению участников взаимодействия.
Конкретный состав сил наращивания, их готовность определяется участниками взаимодействия, исходя из наличия сил на реках, возможной потребности в составе сил наращивания, их наличия в составе сил постоянной готовности.
Время готовности к выходу судов для наращивания сил оказания помощи аварийному объекту в удаленных районах по решению участника взаимодействия, но не более 24 часов.
Силы наращивания, выделяемые участниками взаимодействия, в течение всего периода проведения поисково-спасательных работ подчиняются руководителю поисково-спасательных работ, который отвечает за полное эффективное их использование.
2.7.1 Адреса и принадлежность складов, заправочных пунктов и их возможности по заправке судов и самолетов
Принадлежность, адрес |
Емкость складов (заправочных пун- ктов), тонн |
Количество заправок судов и самолетов (вертолетов) |
Министерство обороны РФ, Дальневосточный ВО: В/часть 92592, пос. Магдагачи В/часть 22647, пос. Среднебе- лая |
800 800 |
1,5 (Ми-8 Т) 1,5 (Ми-8 Т) |
АООТ авиакомпания "Амуравиа" г. Благовещенск аэропорт г. З е я аэропорт г. Свободный аэропорт г. Тында аэропорт пос. Февральск аэропорт пос. Экимчан аэропорт пос. Горный, Зейского района, аэродром |
10000 4000 1500 2000 300000 300000 200000 |
1,6 (Ми-8, Ми-2, Ан-2) 0,6 (Ми-8, Ми-2) 0,25 (Ми-8, Ми-2) 0,3 (Ми-8, Ми-2, Ан-2) 50 (Ми-8, Ми-2, Ан-2) 50 (Ми-8, Ми-2, Ан-2) 30 (Ми-8, Ми-2, Ан-2) |
Речной порт "Благовещенск" ул.Лазо,1 Речной порт "Свободный" ул. Ленина, 52 Речной порт "3ея" ул. Ленина, 12 Речной порт "Поярково" Михайловского района. ул. Кирова, 169 |
500 200 200 150 |
10 (все типы судов) 5 (все типы судов) 5 (все типы судов) 3 (все типы судов) |
2.8 Организация заправки топливом судов, летательных аппаратов, занятых в поисково-спасательных работах.
Суда, выходящие на поисково-спасательные работы должны быть обеспечены топливом до полных норм, обеспечивающих им полную автономность. В необходимых случаях их дозаправка осуществляется решением КЧС из резервных фондов КЧС области. Необходимое количество топлива или деньги на оплату заправки выделяет КЧС в каждом случае отдельным решением
2.9 Организация эвакуации пострадавших, медицинской сортировки и эвакуации раненных и пораженных.
Если при проведении спасательных работ по оказанию помощи людям, терпящим бедствие на водных бассейнах, окажутся пострадавшие, нуждающиеся в медицинской помощи, руководитель работ через штаб ГОЧС области оповещает дежурную службу ближайшей больницы, которая направляет к месту бедствия необходимый медицинский персонал и госпитализирует пострадавших. Для этой цели руководитель работ выделяет специальное плавсредство или летательный аппарат.
Если сил и средств этих больниц недостаточно, то привлекаются другие медицинские подразделения города и области.
При необходимости штаб ГОЧС области выделяет наземный транспорт, временно обеспечивает пострадавших жильем, одеждой, питанием и другой необходимой помощью, исходя из конкретной обстановки.
В зависимости от обстановки, эвакуация людей аварийного судна может осуществляться: путем непосредственного перехода с борта на борт, с использованием судовых плавсредств, посредством подвесной канатной дороги, с помощью вертолетов.
Перевоз (передача) раненных и больных осуществляется в эвакуационно-спасательных контейнерах и на носилках с помощью кранов, стрелки специальных.
При невозможности подхода к аварийному объекту, эвакуация людей осуществляется на судовых плавсредствах.
В условиях, исключающих возможность использования судовых средств, для снятия людей с судна может быть применены другие способы эвакуации. Эвакуация людей вертолетом с воды или с борта аварийного судна производится в режиме висения, приемом их на борт или путем транспортирования на внешней подвеске (только на короткое расстояние). Для эвакуации людей со льда вертолет, по возможности, производить посадку, при отсутствии такой возможности, подъем потерпевших осуществляется в режиме висения.
Спасение людей, плавающий на воде, производится по возможности с соблюдением следующей очередности подбора. Сначала спасают плавающих на воде без каких-либо плавающих спасательных средств, а затем удерживающихся на поверхности с помощью различных предметов с положительной плавучестью; одетых в индивидуальные спасательные средства; находящихся на групповых спасательных средствах.
Для уточнения числа людей, подлежащих спасанию, производится опрос спасенных. Необходимый объем медицинской помощи пострадавшим от переохлаждения определяется временем их пребывания в воде. Ориентировочная продолжительность допустимого и критического пребывания человека в воде приведена в таблице:
Температу- ра воды |
Время возможного существования человека в воде | |||
Время допуст. пребывания | Критический период пребывания | |||
В обычном обмундировании |
В ИСП-60 (в спасатель- ном снаряже- нии, гидроком- бинезоне) |
В обычном обмундировании |
В ИСП-60 (в спасатель- ном снаряже- нии, гидроком- бинезоне) |
|
-2-0 | 10-15 мин | 1,5-2,0 час | 15-30 мин | 2-9 час. |
+10 | 0,5-1,0 час | 6-9 час. | 1-2 час. | 9-16 час. |
+15 | 2-3 час. | 9-16 час. | 3-9 час. | более 16 час. |
+20 | 3-7 час. | 16-24 час. | 7-16 час. | более 24 час. |
По объему и срочности оказания медицинской помощи в зависимости от тяжести общих явлений переохлаждения, пострадавшие люди условно разделяются на группы.
К первой группе относятся пострадавшие, которые находятся в сознании в специализированной медицинской помощи, как правило, не нуждаются, способны оказывать само- и взаимопомощь.
Вторую группу составляют пострадавшие, которые находятся в бессознательном состоянии и нуждаются в экстренной противошоковой терапии.
Организация медицинской помощи
Медицинское обеспечение заключается в сортировке и распределении пострадавших на группы по принципу нуждаемости в однородных лечебно-профилактических учреждениях в зависимости от медицинских показаний и условий обстановки. Медицинская сортировка проводится на месте и за пределами зоны поражения, а также при поступлении пострадавших в лечебно-профилактические учреждения, здесь же им оказывается первая медицинская помощь. При прибытии бригад скорой медицинской помощи и бригад экстренной медицинской помощи сортировка продолжается и углубляется.
Состав бригад экстренной медицинской помощи: врачей - 2, младшего медицинского персонала-2, водитель-санитар-,санитарный автомобиль - 1 Состав бригад скорой медицинской помощи: врачей-1, младшего медицинского персонала-1, водитель-санитар-1, санитарный автомобиль-1.
Возможности станций скорой и экстренной медицинской
помощи, больниц и госпиталей
Наименование городов и районов |
Врачебно -сестр. бригад |
Спец.мед бригад пост.го- товности |
Колич-во мед пер- сонала |
Единиц техники |
Койко- мест |
г. Благовещенск г. Свободный Архаринский район Белогорский район Благовещенский р-н Бурейский район Зейский район Ивановский район Константиновский р-н Магдагачинский р-н Мазановский район Михаиловский район Свободненский район Селемджинский район Серышевский район Сковородинский р-н Тамбовский район Шимановский район |
3 2 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 - |
11 - - - - - - - - - - - - - - - - - |
78 20 7 3 6 3 6 3 6 3 6 6 3 3 3 3 3 3 |
18 6 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 |
350 100 20 20 50 20 100 20 50 20 50 50 50 20 20 20 20 20 |
Итого: | 18 | 11 | 165 | 46 | 1000 |
2.10 Расчет предельных радиусов досягаемости региональных авиационных сил и времени их прибытия в максимально удаленные от пунктов базирования районы
Армейская авиация
Аэродром | Тип Л А |
Готов ность мин |
Радиус действ. км |
Скоро- сть км/ч |
Время полета час. |
Спасат. снаряж. |
Средст- ва связи |
Примеча- ние |
пос. Средне- белая |
МИ- 8Т |
30 |
300 |
200 |
3 |
ЛПГ-2, ПДММ-47 |
КВр/ст 828 "яд- ро" 1А 1УКВ р/ст Р-862, Р-860 |
По приказа- нию |
пос. Магдага- чи 1 |
МИ- 8Т |
30 | 300 | 200 | 3 | -//- | -//- | -//- |
2.10.1 Дежурные самолеты (вертолеты) и аэродромы армейской авиации и дежурные средства гражданской авиации
а) Армейская авиация
Принадлежность выделяемых де- журных сил и средств |
Аэродромы базирования |
Колич-во и тип воздушн. судна |
Колич-во групп спасат. |
Время готовности мин. |
Авиация Д В О: В/часть 92592 В/уасть 22647 В/часть 06886 |
пос. Магдагачи пос.Среднебе- лая г. Белогорск |
1 Ми-8 1 Ми-8 1 Ми-8 |
1 1 1 |
0.30 0.30 0.30 |
б) Гражданская авиация | ||||
АООТ авиакомпания "Амуравиа" |
г. Благовещенск аэропорт г. Тында, аэро- порт |
1 Ми-8 1 Ми-2 1 АН-2 1 Ми-8 |
1 1 |
30-50 30-45 |
2.11 Гидрометеорологическое обеспечение
Гидрометеорологическое обеспечение плавания и различных работах на реках области осуществляется оперативными органами Государственного комитета Российской Федерации по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромета) в соответствии с действующей схемой.
Всего в области: 66 гидропостов, 6 метеопостов, 17 гидрометеостанций. Связь с подчиненными гидропостами предусмотрена через кустовые метеостанции - по радио, либо через Хабаровскую радиосеть. С гидрометеостанциями - по телефону.
Ежедневно гидрометеоцентр, через Управление ГИМС, предоставляет метеосводку (бюллетени) о гидрометеообстановке в области, копию в штаб по делам ГОЧС области.
Организация гидрометеообеспечения судов отработана внутриведомственно и обеспечивает выполнение поисково-спасательных работ на бассейнах.
III. Организация взаимодействия
3.1 Состав, дислокация и готовность сил и средств взаимодействующих организаций
Организации- судовладельцы |
Тип и количество судов |
Состояние и готовсть |
Примечание | |
Благовещенск (Астрахановка) (ДВПО) |
Бригада стороже- вых кораблей БрСК |
Катер - 4 | Круглосуточно "Ч"+0.30 Дополнительно "Ч"+4.00 |
Спасание людей |
Благовещенск (Бурхановский затон) |
Отдельный дивиэи он сторожевых ко раблей-ОДСК (ДВПО) |
Катер - 4 | -//- | Спасание людей |
пос. Джалинда | Бригада стороже- вых кораблей-БрС (ДВПО) |
Катер - 2 | -//- | Спасание людей |
г. Благовещенск | Муниципальное предприягив "Спасатель" |
Катер - 6 Теплоход "Ярославль"-1 |
"Ч"+0.30-летом | Спасание людей водолазные работы |
Технический участок флота |
Маломерные суда - 21 |
-//- |
Спасание людей |
|
Речной порт "Благовещенск" |
Речной буксир - 4 Маломерные суда - 9 |
"Ч"+0.30-летом Суда по плану взаимодействия |
||
г. Свободный | Речной порт "Свободный" |
Речной буксир - 8 |
"Ч"+0.30-летом |
Спасание людей |
пос. Поярково | Речной порт "Поярково" |
Речной буксир - 9 |
-//- |
Спасание людей |
г. Зея | Речной порт "Зея" |
Речной буксир - 7 |
-//- |
Спасание людей |
Примечание:Состав дежурных сил, средств поиска и спасания, их готовность к выходу для оказания помощи определяется приказами участников взаимодействия.
3.2 Организация и порядок обеспечения постоянной поисково-спасательной готовности с указанием организаций взаимодействия несущих ответственность за поддержание установленной степени готовности.
В соответствии с "Положением о взаимодействии АСС министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах" постоянную поисково-спасательную готовность выделенных средств обеспечивают организации участников взаимодействия. Внутриведомственный контроль за готовностью оперативностью действий поисково-спасательных сил возлагается на их контролирующие органы, а также на штабы ГОЧС области, городов и районе.
3.3 Система донесений, оповещений связи и взаимного обмена
Порядок взаимного обмена информацией о ЧС установлен "Инструкцией о порядке обмена в Российской Федерации информацией о ЧС" (введенной Постановлением Правительства Российской Федерации N 190 от 06.03.1992 г.)
Система донесений, оповещения и связи внутри организации участников взаимодействия - ведомственная, осуществляется в соответствии с внутриведомственными инструкциями.
Регулярный обмен информацией о фактическом наличии, дислокации передислокации), возможностях и установленной степени готовности поисково-спасательных сил и средств, независимо от способа их выделения формирования), осуществляют:
- на внутренних водных бассейнах - оперативные дежурные (дежурные) и другие должностные лица Амурской территориальной подсистемы ЧС и входящие в их состав поисково-спасательных служб, создаваемых аварийно-спасательных координационных центров речных бассейнов, водно-моторных и спасательных станций, подразделений других участников взаимодействия.
Все полученные радиостанциями участников взаимодействия сигналы бедствия или срочности, а также радиотелеграммы, связанные с аварией судна, разливом нефти, должны немедленно передаваться средствами связи, обеспечивающими наиболее быстрое прохождение сигналов или аварийной радиотелеграммы.
При оповещении используется сигнал бедствия "SОS" в радиотелеграфии или "Мayday" в радиотелефонии.
Радиограммы обрабатываются по категории "Внеочередная", с отсрочности "Авария".
В целях обеспечения безопасности плавания на реках и оповещения об авариях на водных бассейнах в Амурской области осуществляется:
- наблюдение береговыми и судовыми радиостанциями на международных частотах бедствия и безопасности;
- использование КВ, УКВ связи.
По получении от российского или иностранного судна, летательного аппарата сигнала бедствия, принятого судовыми или береговыми радиостанциями или по ведомственным каналам связи, оперативная дежурная (диспетчерская) служба участников взаимодействия производит оповещение в соответствии с действующей системой донесений, оповещения и связи выполняет другие функциональные обязанности согласно ведомственным инструкциям
В общем случае эта система должна обеспечивать: - немедленную передачу (дублирование) сигнала бедствия, в зависимости от района бедствия и принадлежности аварийного объекта в создающийся аварийно-спасательный координационный центр на внутренних бассейнах; - уведомление соседних, в том числе, иностранных поисково-спасательных органов могущих оказать помощь в проведении поисково-спасательных операций;
- уведомление судовладельца об аварии принадлежащего ему судна (летательного аппарата) и о последующем развитии событий, а также о мерах по обеспечению безопасности плавания и производственной деятельности в районе бедствия;
- оповещение об аварии средств водного транспорта, находящихся в границах или вблизи района бедствия, летательных аппаратов, осуществляемое их владельцами непосредственно через узлы связи, радиоцентры и радиостанции бассейна, на акватории которого расположен этот район;
- непрерывную надежную связь между командными пунктами, постами управления, организациями и подразделениями, силами и средствами;
- возможность использования международных частот бедствия и международных частот бедствия и международных позывных в телефонном и телеграфном режимах на случай потери связи в радиосети, ранее согласованной участниками взаимодействия;
- непосредственную (прямую) связь между поисково-спасательными силами при совместных действиях, включая связь на УКВ на частотах согласованной радиосети в телефонном режиме.
Во всех случаях связь между постами оповещения (любое средство, используемое в качестве промежуточного, сообщающим об аварии) и участвующими в поисково-спасательной операции или обеспечивающими ее проведение, командными пунктами, постами управления и поисково-спасательными силами должна осуществляться надежными быстродействующими средствами - каналами телефонной и буквопечатающей связи, использующими прямые или общественные линии связи, радиотелефоны и радиотелеграф.
Дежурные службы участников взаимодействия доносят информацию по телефонным каналам связи до соответствующего ОД штаба ГОЧС.
Каждый участник взаимодействия еженедельно представляет ОД штаба ГОЧС области полную информацию:
- о наличии спасательных сил и средств, их основные ТТД;
- о дислокации спасательных судов и летательных аппаратов, находящихся в готовности в портах, водных путях и на аэродромах.
3.4 Первоочередные действия п л первоочередные действия по получении сигнала бедствия.
Любое судно, летательный аппарат или организация, получившая сообщение о бедствии, немедленно принимает любые возможные для него действия для оказания помощи или оповещает другие силы, которые могут оказать помощь, а также уведомляет штаб ГОЧС области в зоне которого произошел инцидент, дальнейшие действия определяет штаб ГОЧС области, согласно разработанных у себя планов.
3.5 Географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности, которые должны учитываться при организации и проведении поисково-спасательной операции.
На эффективность проведения поисково-спасательных работ существенное влияние оказывают гидрометеорологические факторы: ветер, волнение, течение, лед. Кроме перечисленных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на проведение поисково-спасательных работ, необходимо учитывать и другие: температуру воды и воздуха, туман, осадки. Гидрометеорологические элементы влияют на проведение поисково-спасательных работ следующим образом:
- ветер: изменяет скорость судов, ухудшает управляемость судов, сильно затрудняет проведение ПСР в местах, где маневрирование невозможно (в узостях, в каналах, на фарватерах); в области преимущественное направление ветра в зимний период-северо-западный, со средней скоростью 2 м/сек; в весенний период-северо-западный, со средней скоростью 3,4 м/сек; в летний период-южный, со средней скоростью 2,4 м/сек; в осенний период-северо-западный, со средней скоростью 2,4 м/сек.;
- волнение: ухудшает управляемость судов, вызывает качку, создает рывки буксирного троса, ограничивает скорость, влияет на эффективность проведение водолазных работ;
- течение: затрудняет проведение ПСР в местах, стесненных для маневрирования и в районах с сильным течением;
- лед: требует обеспечения ПСР другими дополнительными мерами;
- температура воздуха и воды: при низкой температуре и северном сильном ветре возникает обледенение судов, которое вызывает уменьшение устойчивости и приводит к аварии судов, затрудняет проведение ПСР. Гидрометеорологический режим речных маршрутов имеет некоторые общие особенности на всех реках области. К ним относятся, прежде всего сезонная смена господствующих ветров, а именно: в теплое полугодие юго-восточные ветры, в холодное: северо-западные.
Выход глубоких циклонов вызывает штормовую погоду, обильные ливни и туманы в теплое время года, ледоход и ледостав - в зимние месяцы
3.6 Порядок регистрации обнаруживаемых в ходе поиска обломков других предметов, их фотографирование и классификация.
В случае обнаружения в ходе поиска обломков и других предметов на поверхности воды капитаны судов обязаны организовать их опознание, зарисовку и фотографирование с отражением в вахтенном журнале координат своего места, времени и подробной записи об обнаруженном.
По возможности отдельные предметы, характеризующие затонувший объект, должны подниматься на борт. В обязательном порядке поднимаются или подробно осматриваются) плавающие спасательные средства и документы. При невозможности заняться осмотром, на это место наводятся другие суда или вертолеты для производства данных работ.
Все обнаруженные признаки затонувшего объекта (предметы, топливные пятна, пузыри на воде и т.п.) должны быть тщательно изучены, а полученные данные - классифицированы.
Места обнаружения признаков затонувшего объекта и полученных контактов должны быть обозначены с максимально возможной точностью и нанесены на планшет.
Места достоверных и сомнительных контактов с затонувшим объектом обследуются подводными аппаратами, аппаратурой подводного телевидения или водолазами.
Целью обследования мест контактов является опознание объекта, определения его положения на грунте, состояние и возможности подъема
3.7 Перечень и особенности основных юридических аспектов в вопросах привлечения сил и средств различных форм собственности к решению задач поиска и спасания, людей терпящих бедствие.
Споры по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб организаций) участников взаимодействия, привлечения сил и средств различных форм собственности к решению задач поиска и спасания людей, терпящих бедствие, разрешаются в порядке, установленном законодательством России, вытекающих из международных договоров.
Спорные вопросы о возмещении расходов, а также правового, претенциозного и иного характера, связанные с участием в поиске и спасании, операциях по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в судоподъемных и других работах, предусмотренные настоящим Планом, разрешаются после завершения операций или этих работ.
По прибытии к месту бедствия спасатель немедленно приступает к спасению людей, одновременно командир спасателя запрашивает капитана аварийного объекта (АО) о согласии принять услуги по оказанию помощи и до начала работ по оказанию этой помощи оформляет договор о спасении.
Капитан спасателя может привлечь к участию в поисково-спасательных работах другие суда, прибывшие (прибывающие) в район бедствия. Всякое участие в последующем должно быть обосновано капитаном спасателем как необходимое. Принявшие участие в работах суда действуют под руководством командира спасателя на правах со спасателей, принадлежащих участникам взаимодействия, определяется по окончании поисково-спасательных работ, исходя из анализа выписок из судовых журналов каждого со спасателя и из общей обстановки всего процесса спасания, отраженной руководителем работ в судовом журнале спасателя.
В случае одновременного подхода к месту бедствия нескольких (судов) капитан АО вправе сам выбрать себе спасателя из числа вошедших судов.
В случае невозможности оформить договор о спасании до начала работ по оказанию помощи АО, капитан спасателя должен получить согласие капитана аварийного объекта на подписание этого договора при появлении таковой к тому возможности. О таком согласии и средствах связи, с помощью которых оно сообщено капитаном АО, делается запись в судовом журнале спасателя, после чего он приступает к выполнению аварийно-спасательных работ. Если в ходе этих работ для спасания самого АО следует выбросить за борт груз, прорезать отверстие в его корпусе, затопить помещение, преднамеренно посадить его на мель или причинить иные виды вынужденного ущерба, командир спасателя предпринимает это только с согласия капитана АО, о чем делается запись в судовом журнале.
Если по сложившейся обстановке необходимо принять неотложные меры по спасению (эвакуации) пассажиров и членов экипажа АО, то капитан спасателя с согласия капитана АО должен немедленно приступить к их (эвакуации) не связывая свои действия с подписанием договора.
В случае отказа капитана АО от помощи, капитан спасателя записывает в судовой журнал этот отказ, время его получения и средство, с помощью которого он передан, и отходит от него.
Если отказ капитана российского АО от принятия помощи, по мнению командира спасателя, может привести к гибели людей или значительному материальному ущербу, то он доносит об этом в установленном порядке своему руководству, а также КЧС области и действует в дальнейшем согласно полученным указаниям.
Организация-судовладелец участника взаимодействия по получении подчиненного капитана спасателя донесения об отказе капитана российского АО от принятия услуг по спасанию, связывается с владельцем этого объекта и сообщает ему обстановку. Если владелец АО поддерживает отказ капитана от помощи, то спасатель отзывается из района бедствия. При наличии реальной угрозы жизни людей, находящихся на АО, спасателю дается указание оставаться в этом районе и вести наблюдение за состоянием АО и изменениями обстановки.
После подписания договора (контракта) о спасании с капитаном иностранного АО или в случае начала аварийно-спасательных работ на условиях подписания договора, при первой к тому возможности, капитан спасателя доносит об этом своему руководству, а также КЧС с указанием: наименования АО, его флага, порта приписки, владельца и его адреса, порта и даты начала рейса, места и характера аварии, водоизмещения АО, количества природа груза на нем, порта в который он следовал.
Если оказание помощи иностранному АО осуществляется в территориальных водах Российской Федерации или вблизи их границ, капитан спасателя принимает меры к получению согласия капитана на буксировку АО и доставку спасенного груза в российский порт.
По окончании всех поисково-спасательных работ командир спасателя в трехдневный срок представляет своему руководству следующие документы:
- акт об окончании спасания АО, заверенный подписями и печатями сторон;
- договор о спасании;
- выписки из судовых журналов спасателя и со спасателей за период от момента получения сигнала бедствия (оповещения об аварии или приказания на выход в заданный район) либо прямого обращения АО за помощью до момента возвращения в порт или до начала выполнения последующего задания;
- объяснительную записку, в которой капитаном спасателя приводятся факты, не отмеченные в договоре о спасании и акте об окончании работ с приложением карт, схем и других материалов.
Расчет понесенных спасателем, со спасателями и их владельцами участниками взаимодействия расходов (издержек, убытков) в поисково-спасательной операции, определяющих размер вознаграждения за спасение, аварийный объект, порядок предъявления при этом справедливой суммы и использования фактически полученной суммы вознаграждения, а также порядок решения других вопросов взаимоотношения спасателя с аварийным объектом, в том числе спорных вопросов, производится в соответствии Приложениями "Кодекса торгового мореплавания"
3.8 Формализованные документы, оформляемые при ликвидации ЧС, функции и обязанности штабов и действий должностных лиц.
а) При ликвидации последствий ЧС на водных бассейнах, для непосредственной работы оформляются следующие формализованные документы
- Решение начальника штаба на ликвидацию последствий ЧС на водных "бассейнах;
- Документы оперативных групп КЧС и штаба ГОЧС ;
- Схема организации управления и связи взаимодействия при ликвации последствий ЧС на водных бассейнах;
- Плановая таблица взаимодействия сил и средств при ликвидации ЧС на водных бассейнах;
- Доклады о ЧС, итоговые донесения, оперативные сводки, согласно табеля срочных донесений, отчеты о проведении ликвидации ЧС, информационный и справочный материал.
б) Основными задачами управления при проведении поисково-спасательных операций и ликвидации последствий ЧС на водных бассейнах является руководство подчиненными силами и средствами. Штаб ГОЧС осуществляет общую координацию действий взаимодействующих ведомств, организаций и служб в соответствии с Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб, на основании решения председателя КЧС области.
Непосредственное руководство силами и средствами, их наращиванием, при проведении ПСР и ликвидации последствий ЧС комиссия по чрезвычайным ситуациям, штаб ГОЧС осуществляет через оперативные группы, которые непосредственно находятся на месте ЧС.
в) Руководитель работ, назначенный КЧС области и должностные лица участников взаимодействия обязаны:
- устанавливать и определять границы зоны, в пределах которой должны вестись ПСР и ликвидация последствий ЧС;
- уведомлять владельца судна, потерпевшего аварию и постоянно информировать его о развитии событий;
- уведомлять другие организации, помощь которых может потребоваться;
- запрашивать любую помощь от летательных аппаратов, судов или служб, не включенных в организацию поиска и спасения;
- составлять общий план проведения ПСР и ликвидации последствий ЧС;
- вносить требуемые обстоятельствами изменения в план;
- уведомлять соответствующие консульские или дипломатические власти, если в инцидент вовлечен беженец или перемещенное лицо;
- уведомлять власти, занимающиеся расследованием аварии, если это требуется;
- уведомлять силы и средства, ведомства и службы, когда их побольше не требуется.
Приложения: 1. Схема оповещения при возникновении ЧС на водных бассейнах области.
2. Карта зоны ответственности штаба по делам ГОЧС области.
3. Листы согласования.
Начальник штаба по делам |
В. Шульженко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Амурской области от 15 января 1996 г. N 18 "Об утверждении Плана взаимодействия сил и средств, предназначенных для поиска и спасения на водных бассейнах Амурской территориальной подсистемы РСЧС"
Текст Постановления официально опубликован не был