Решение Амурского Территориального Управления
от 24 сентября 2001 г. N 02-1608
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Махниборода А.В. - председатель комиссии, руководитель управления,
Члены комиссии:
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением антимоно-
польного и рекламного законодательств, поддержки предпри-
нимательства,
Богуш В.П. - главный специалист АМО,
Семенова Т.И - ведущий специалист АМО,
Македон Н.Г. - специалист I категории АМО,
рассмотрев дело N А-7/232001 о нарушении комитетом международных, внешнеэкономических связей и торговли Администрации Амурской области пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
3 июля 2001 года в отдел по контролю за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательств, поддержки предпринимательства Амурского ТУ МАП России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Амурское БММТ "Спутник" о неправомерных действиях комитета международных, внешнеэкономических связей и торговли Администрации Амурской области, которые ущемляют интересы общества, нарушают принципы конкуренции и свободы экономической деятельности. Данные действия заключались в отказе согласовать ООО "Амурское БММТ "Спутник" списки групп туристов, которые комитет обязан заверять печатью в соответствии с Соглашением о безвизовом туризме, заключенным между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР от 29.02.2000 г. "О безвизовых групповых туристических поездках". При рассмотрении заявления было установлено следующее.
Комитет международных, внешнеэкономических связей и торговли Администрации Амурской области действует на основании Положения о Комитете международных, внешнеэкономических связей и торговли, утвержденного Постановлением Главы Администрации Амурской области от 16.11.1998 г. N 530.
В соответствии с Соглашением о безвизовом туризме Министерство спорта и туризма РФ передало 06.04.2000 г. комитету международных, внешнеэкономических связей и торговли Администрации Амурской области полномочия по организации, координации и выполнению положений Соглашения по Амурской области.
30 июня 2000 года Главой Администрации Амурской области было издано Распоряжение N 699-р "О мерах по выполнению межправительственного Соглашения РФ И КНР от 29.02.2000 г. "О безвизовых групповых туристических поездках" на территории Амурской области", которым определен порядок реализации межправительственного Соглашения от 28.02.2001 г. в части отбора туристических организаций на право занятия безвизовым туризмом с КНР. Кроме того, комитет МВС и торговли Администрации Амурской области руководствуется разъяснениями Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму по механизму реализации Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках, которым установлен порядок регистрации списков членов туристических групп, обязательность которой предусмотрена ст. 6 Соглашения.
На основании вышеперечисленных актов, комитет регистрирует и утверждает туристическим фирмам, (включенным в перечень организаций имеющих право на осуществление безвизового группового туризма) списки членов туристических групп, направляемых в КНР.
В соответствии со статьей 8 Соглашения о безвизовом туризме, туристические организации несут ответственность за своевременное возвращение в полном составе в свое государство членов туристических групп, а в случае возникновения проблем с возвращением активно взаимодействуют с соответствующими компетентными органами в разрешении этих проблем. Кроме этого имеются конкретные правила по реализации статьи 8 Соглашения о безвизовом групповом туризме. В этих правилах содержатся те же требования, что и в статье 8 Соглашения.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что туристическая организация в случае невозвращения туристов в свое государство должна информировать об этом соответствующие органы.
Кроме вышеперечисленных нормативных актов комитет МВЭМ и торговли руководствуется "Порядком регистрации списков туристических групп и приглашений туристических фирм, включенных в перечень организаций на осуществление безвизового группового туризма между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в комитете МВЭС и торговли Администрации Амурской области", утвержденным заместителем Главы Администрации Амурской области, председателем комитета МВЭС и торговли 30 января 2001 года. Данным порядком установлено, что в случае несвоевременного возвращения в полном составе в свое государство членов туристических групп туристическая организация активно взаимодействует с соответствующими органами обоих государств в разрешении данной проблемы и ей временно прекращается согласование комитетом списков на выезд в КНР российских туристов и регистрация приглашений на прием туристов КНР в Российскую Федерацию. Однако, возможность отказа в согласовании списков туристических групп организаций имеющих случаи не возврата туристов, не предусматривается ни самим Соглашением, ни механизмом по его реализации. Тем не менее, комитет МВЭС и торговли Администрации Амурской области неоднократно отказывался согласовывать (утверждать) списки членов туристических групп организаций, имеющих случаи не возврата туристов.
Так, в феврале 2001 года ООО "Амурское БММТ "Спутник" впервые обращалось в Амурское ТУ МАП России с заявлением об отказе комитета утверждать списки туристических групп, в результате чего общество понесло убытки в размере свыше 50 тыс. руб. Однако, в результате действий теруправления по рассмотрению заявления, комитет в тот момент прекратил свои незаконные действия по препятствованию осуществлению обществом туристической деятельности, согласовав списки туристов ООО "Амурское БММТ "Спутник", в связи с чем общество отозвало свое заявление из Амурского ТУ.
В июле текущего года комитет вновь по тем же основаниям (невозвращение туристов) отказался согласовывать списки туристических групп ООО "Амурское ВММТ "Спутник", в результате чего общество необоснованно лишается возможности осуществлять деятельность в соответствии с имеющейся у него лицензией, то есть - нарушаются его гражданские права.
В ходе рассмотрения данного дела представитель ООО "Амурское БММТ "Спутник" подтвердил свое заявление о том, что в июле 2001 года комитет отказался согласовывать списки туристических групп, представленных заявителем, но в настоящее время списки согласовываются. Однако, в соответствии с "Порядком регистрации списков туристических групп и приглашений туристических фирм, включенных в перечень организаций на осуществление безвизового группового туризма между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в комитете МВЭС и торговли Администрации Амурской области", утвержденным заместителем Главы Администрации Амурской области, председателем комитета МВЭС и торговли 30 января 2001 года, у комитета МВЭС и торговли Администрации Амурской области по-прежнему имеется возможность вновь отказать в согласовании списков членов туристических групп тем организациям, у которых будут случаи невозвращения туристов
Представитель комитета МВЭС и торговли Администрации Амурской области заявил, что данный Порядок фактически не применяется, но официально не отменен.
Таким образом, содержащееся в пункте 5 "Порядка регистрации списков туристических групп и приглашений туристических фирм, включенных в перечень организаций на осуществление безвизового группового туризма между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в комитете МВЭС и торговли Администрации Амурской области", утвержденного заместителем Главы Администрации Амурской области, председателем комитета МВЭС и торговли 30 января 2001 года, Положение о том, что "в случае несвоевременного возвращения в полном составе в свое государство членов туристических групп, туристическая организация активно взаимодействует с соответствующими органами обоих государств в разрешении данной проблемы и ей временно прекращается согласование комитетом списков на выезд в КНР российских туристов и регистрация приглашений на прием туристов КНР в Российскую Федерацию", не соответствует ни нормам федерального законодательства, ни положениям Соглашения от 28.02.2000 г., приводит к ущемлению интересов туристических организаций, следовательно - нарушает требования п. 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Руководствуясь п. 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в соответствии с п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, решила:
1 Признать факт нарушения комитетом международных, внешне-экономических связей и торговли Администрации Амурской области п. 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать комитету международных, внешне-экономических связей и торговли Администрации Амурской области предписание о прекращении нарушения п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
3 Должностным лицам МАП России (территориального управления) рассмотреть вопрос о см. п. 2.14 Правил.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
В.П. Богуш
Т. И. Семенова
Н.Г. Македон
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Амурского Территориального Управления от 24 сентября 2001 г. N 02-1608
Текст Решения официально опубликован не был