Постановление Арбитражного суда Амурской области
от 17 ноября 1999 г. N А04-2278/99-19/205
В Арбитражный суд Амурской области обратилась Администрация г. Благовещенска с иском о признании Решения от 08.07.99 и предписания N 6 от 08.07.99 Амурского территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства недействительным.
Решением по делу N 19/205 от 23.09.99 истцу в иске отказано, в связи с непротиворечием оспариваемого Решения и Предписания АТУ МАП действующему законодательству, их обоснованности и соответствия целям Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Администрация г. Благовещенска с данным решением арбитражного суда не согласилась и заявила апелляционную жалобу, в которой просит Решение суда от 23.09.99 по делу N А04-2278/99-19/205 отменить и принять новое решение, в котором удовлетворит требования истца.
В обоснование своих требований заявитель жалобы приводит следующие доводы.
В решении от 08.07.99 комиссии АТУ МАП сделала неправильный вывод о том, что запрет торговли продовольственными товарами в торговых рядах ОАО "Амурская ярмарка" подтверждается выпиской из протокола N 7 от 28.04.99 заседания межведомственного Совета по выработке концепции торговли в г. Благовещенске, межведомственный Совет является консультационным органом и в данном заседании 28.04.99. было принято решение: "Рекомендовать Администрации г. Благовещенска торговлю продовольственной группой товаров в арочном ряду ОАО "Амурская ярмарка" не утверждать".
Таким образом вывод Комиссии о запрете торговли на основании указанной выписки из протокола является не обоснованным.
Так же заявитель жалобы указывает, что в подлиннике акта государственной Комиссии по приемке в эксплуатацию от 28.08.98 N 2362, который находится в Администрации г. Благовещенска, отсутствует запись" (под торговые ряды)".
Такая надпись была внесена неправомерно Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Благовещенска в договор о предоставлении участков в пользование на условиях аренды N 16 от 13.01.99.
Кроме того, Комиссия АТУ МАП РФ, а затем и суд первой инстанции неправильно истолковали нормы материального права, в результате чего был сделан неправильный вывод о незаконности действий Администрации г. Благовещенска в части регулирования и контроля деятельности юридических и физических лиц в сфере торгового и бытового обслуживания населения.
По доводу заявителя жалобы судом первой инстанции при вынесении решения нарушены те же нормы процессуального законодательства - ст. 134, 137 АПК РФ и ст. 141 АПК РФ, так как в случае выявления нарушения законодательства суд выносит частное определение, чего сделано не было. Истец свои требования в судебном заседании поддерживал.
Ответчик с доводами заявителя жалобы не согласен полностью по следующим основаниям изложенным в отзыве и поддержанным в судебном заседании.
В решении комиссии АТУ МАП РФ отсутствует вывод о том, что запрет торговли продовольственными товарами в торговых рядах ОАО "Амурская ярмарка" подтверждается выпиской из протокола N 7 от 28.04.99 заседания Межведомственного Совета по выработке концепций торговли в г. Благовещенске.
Так же до рассмотрения дела в Арбитражном суде Администрация г. Благовещенска возражала не против размещения у фасада здания Амурской ярмарки торговых рядов, а против торговли на этом месте продовольственными товарами. Поэтому ссылка на отсутствие в документах слов N (торговые ряды)" не состоятельна.
Кроме того, АТУ МАП России считает, что в Уставе г. Благовещенска (ст. 30 Устава) в решении Думы г. Благовещенска от 29.10.99 N 134, в Законах Амурской области "Об общих принципах самоуправления в Амурской области" содержатся нормы противоречащие действующему Федеральному законодательству, поэтому не подлежат применению в силу п. 5 ст. 76 Конституции РФ.
По доводу ответчика ссылка истца на превышение ответчиком полномочий при вынесении решения является несостоятельной, так как не соответствует п. 1 ст. 27 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" спорное решение в данном случае было вынесено ответчиком в целях пресечения нарушения ст. 7 вышеуказанного Закона.
Запрет Администрации г. Благовещенска на торговлю продовольственными товарами в арочном ряду ОАО "Амурская ярмарка" не предусмотрен ни одним из действующих законов, является не обоснованным, так как "нецелесообразность формирования еще одного продовольственного рынка" не может являться законным основанием.
Заслушав лиц, участвующих в процессе и исследовав материалы дела суд находит жалобу Администрации г. Благовещенск не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Мэра г. Благовещенска от 28.08.98 N 2362 утвержден акт государственной Комиссии по приемке в эксплуатацию. Оформление фасада Амурской ярмарки (торговые ряды). ОАО "Амурская ярмарка" и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Благовещенск заключили договор N 16 от 13.01.99 о предоставлении ОАО земельного участка площадью 952 кв. для расходной части здания, здания по адресу: г. Благовещенск, ул. 50 лет Октября, д. 15 под торговые ряды.
Согласно акту центра Госсанэпиднадзора от 20.08.98 санитарного обследования фасада "Амурской ярмарки", в котором указано - "проектом предусмотрено оформление главного фасада арками с размещением в каждой арке торгового места" - объект выполнен в соответствии с проектом, готов к эксплуатации.
Ассортиментный перечень продовольственных товаров, реализуемых в арочном ряду Амурской ярмарки, согласован с центром Госсанэпиднадзора -13.04.99.
На основании приведенных документов ОАО "Амурская ярмарка" предоставляет в аренду предпринимателям торговые места, расположенные в арочном торговом ряду фасада Амурской ярмарки.
16.09.99 ОАО "Амурская ярмарка" обратились в Администрацию г. Благовещенска с просьбой согласовать открытие микрорынка в арочном ряду фасада Амурской ярмарки.
Письмо от 27.10.98 N 2011-06/13 Администрацией г. Благовещенска отказано в согласовании размещения микрорынка в данном месте на основании решения межведомственного Совета по выработке концепции торговли в г. Благовещенске от 02.10.99.
13.04.99 ОАО "Амурская ярмарка" обратилась в Администрацию г. Благовещенска за согласованием ассортиментного перечня продовольственных товаров, реализуемых в арочном ряду Амурской ярмарки.
На основании протокола N 7 от 28.04.99 заседания межведомственного Совета по выработке концепции торговли в г. Благовещенске, в согласовании ассортиментного перечня, указанного выше, ОАО "Амурской ярмарке" было отказано.
Администрацией г. Благовещенска письмом от 07.06.99 N 1415/02/13 указано что, предприятия и граждане должны осуществлять торговлю в местах, отведенных органами исполнительной власти. Поскольку на расстоянии 300 м. от ОАО "Амурская ярмарка" находится два микрорынка "Колосок" и "Элегант" формировать еще один рынок считает нецелесообразным. Торговые ряды строились для проведения школьных ярмарок. Учитывая большую работу и внесения средства ОАО "Амурская ярмарка" по обустройству прилегающей территорий, Администрация города согласовали здесь торговлю товарами непродовольственной группы. Таким образом, продовольственную группу товаров с арочных рядов Вам необходимо убрать".
В материалах дела имеются заявления в АТУ МАП РФ предпринимателей Михайловой В.В., Мартыненко В.С. и др., которые свидетельствуют о требовании Администрации города перейти на рынок "Колосок"
29.04.99 в АТУ МАП РФ обратился с заявлением председатель Совета Директоров ОАО "Амурская ярмарка" в котором указан на препятствия в осуществлении торговой деятельности частным предпринимателям, торгующих в открытых рядах ОАО "Амурская ярмарка", со стороны Администрации г. Благовещенска.
АТУ МАП РФ исследовав обстоятельства дела усмотрено нарушения ст. 7, 8 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках 08.07.99 АТУ МАП России вынесено решение о выдаче предписания Администрации г. Благовещенск о прекращении нарушений ст. 7, 8 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". 08.07.99 вынесено Предписание N 6 которым Администрации города предписано внести в декларацию рынков на территории г. Благовещенска арочный ряд ОАО "Амурская ярмарка" и снять запрет на торговлю продовольственными товарами вдоль фасада Амурской ярмарки.
Согласно ст. 7 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам исполнительной власти субъектов РФ и органом местного самоуправления запрещается принимать акты (или) совершать действия , которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой либо сфере.
Своими действиями по запрету продажи товаров продовольственной группы в арочном ряду фасада "Амурской ярмарки", Администрация г. Благовещенск создает дискриминирующие условия для ОАО "Амурскоя ярмарка" и благоприятствующие для микрорынков "Колосок" и "Элегант", тем самым ограничивая конкуренцию на рынке продовольственных товаров в г. Благовещенске. Основание "нецелесообразность формирования еще одного рынка, указанное в письме Администрации г. Благовещенска от 07.06.99 N 1415-02/13 не является законным и следовательно запет на торговлю продовольственными товарами и формирование микрорынка в арочном ряду фасада ОАО "Амурская ярмарка" необоснован.
Ссылка Администрации города на ст. 75 Закона Амурской области "Об общих принципах организации местного самоуправления в Амурской области", в которой указано, что орган местного самоуправления контролирует соблюдение цен и правил торговли, организует рынки и ярмарки". ст. 30 Устава г. Благовещенска, которой предусмотрено право контроля, за деятельностью физических и юридических лиц в области торгового и бытового обслуживания населения"; п. 1.3 ст. 23 Закона Амурской области "О торговле в Амурской области", которым определено, что органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции, проводят проверки выполнения требований законодательных актов, правил и норм; п. 1,4-1,6 Правил торговли на территории г. Благовещенска, которыми предусмотрено согласование ассортиментного перечня товаров и открытие стационарных торговых точек с Администрацией г. Благовещенска судом принята быть не может, так как противоречит следующим Федеральным законам.
п. 21 ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к предметам ведения местного самоуправления не относит контроль за деятельностью физических и юридических лиц в какой либо сфере, а относит лишь создание условий для обеспечения населения услугами торговли.
Согласно Указа Президента РФ "О свободе торговли" от 29.01.95 N 65 местным органам власти и управления предписано содействовать свободной торговли предприятий и граждан, обратив особое внимание на оборудование мест торговли, подержания в них общественного порядка в соблюдения санитарных норм и правил, принятия мер к организации оптовых рынков в городах и районах. Согласно п. 4 ст. 1 "Правил продажи отдельных видов товаров... определяется продавцом самостоятельно, в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности".
Контроль за соблюдением упомянутых Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 19.01.98 N 55, на органы местного самоуправления не возложен, это компетенция федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в пределах своей компетенции.
Из ст. 44 ФЗ "О защите прав потребителей" следует, что осуществление непосредственно контроля за соблюдением правил торговли в функции органов местного самоуправления не входит.
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные акты не могут противоречить Федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в РФ действует Федеральный закон.
Следовательно, так как Администрацией г. Благовещенска дано разрешение ОАО "Амурская ярмарка" на торговлю товарами непродовольственной группы в арочном ряду фасада Амурской ярмарки, а определение ассортимента не входит в компетенцию органов местного самоуправления и противоречит ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", суд первой инстанции правомерно и обосновано сделал выход о законности и обоснованности решения и предписания АТУ МАП РФ.
Руководясь ст. ст. 157, 159 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 20-23 сентября 1999 г. по делу А04-2278/99-19/205 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Амурской области от 17 ноября 1999 г. N А04-2278/99-19/205
Текст Постановления официально опубликован не был