Решение АТУ МАП
от 23 февраля 2001 г. N 02-333
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Махниборода А.В. - председатель Комиссии,
руководитель управления,
Члены Комиссии:
Яковлева Т.И. - заместитель руководителя управления,
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного и рекламного законодательств,
поддержки предпринимательства,
Богуш В.П. - главный специалист АМО,
Македон Н.Г. - специалист I категории АМО,
рассмотрев дело N А-7/062001 о нарушении органом местного самоуправления г. Свободного (г. Свободный, ул. 50 лет Октября, 14) статьи 7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
в отдел по контролю за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательств, поддержки предпринимательства поступило заявление индивидуальных предпринимателей Шелкаева А.В. и Алексеева Ю.В., осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом в г. Свободном.
В их заявлении содержатся сведения об издании органом местного самоуправления г. Свободного нормативного акта, отдельные положения которого нарушают права предпринимателей на ведение данной деятельности и ущемляют их интересы на рынке услуг пассажирских перевозок в г. Свободном.
23 ноября 2000 года Свободненский городской Совет народных депутатов своим Решением N 177 утвердил "Правила организации пассажирских перевозок автобусами в г. Свободном".
Данные правила содержат нормы, которые противоречат требованиям антимонопольного законодательства.
Так, пунктом 2.2 Правил прописано, что "организованные перевозки пассажиров, с использованием муниципальных остановочных пунктов посадки и высадки осуществляются на основе договоров по совместному содержанию остановок, заключаемых между перевозчиками и заказчиком перевозок". Заказчиком перевозок в г. Свободном является исполнительный орган местного самоуправления, который определяет необходимое количество автобусов для обеспечения населения в пассажирских перевозках. В свою очередь пункт 5.1 Правил определяет, что "пассажирские автобусные перевозки разрешаются предприятиям и организациям, получившим договор на право использования муниципальной собственности - остановочных пунктов на маршруте". В соответствии со статьями 12, 13 Закона РФ "О безопасности дорожного движения" к компетенции органа местного самоуправления в области дорожного движения относится:
- обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации, установленном правилом, стандартом, техническим нормам и другим нормативным документам;
- обустройство автомобильных дорог объектами сервиса в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.
В связи с изложенным орган местного самоуправления не вправе определять в качестве условия осуществления деятельности по перевозке пассажиров обязательное заключение перевозчиками договора на содержание инфраструктуры автобусных маршрутов.
Таким образом, вышеуказанные пункты Правил ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов и могут иметь своим результатом ущемление их интересов.
В развитие норм, содержащихся в п. 2.2. и п. 2.3 Правил определяет перевозку пассажиров как перевозку по маршрутам с использованием муниципальных остановочных пунктов посадки и высадки пассажиров. Однако, в соответствии с действующим законодательством, юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие стандартную лицензию на осуществление пассажирских перевозок автотранспортом, имеют безусловное право перевозить пассажиров по автобусным маршрутам (по графикам, согласованным с органами местного самоуправления). Таким образом, содержащиеся в решении Совета народных депутатов г. Свободного от 23.11.2000 г. N 1777 положения, обязывающие перевозчиков заключать договоры по совместному содержанию остановок, ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, то есть - прямо нарушают требования п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции ...".
Кроме того, пунктом 2.6 Правил установлено, что все категории перевозчиком организуют работу на маршрутах движения через отдел эксплуатации и диспетчерскую службу пассажирского автотранспортного предприятия, действующего на рынке пассажирских перевозок в г. Свободном и конкурирующего с остальными перевозчиками. Данное положение также является ограничение деятельности хозяйствующих субъектов, нарушает п. 3 ст. 32 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 7 Закона РФ "О конкуренции...".
Таким образом, решение Свободненского городского Совета народных депутатов от23.11.2000 г. N 177 содержит нормы, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке пассажирских перевозок в г. Свободном, прямо затрагивающие их интересы и способные привести к ограничению конкуренции на данном товарным рынке, следовательно, противоречат ст. 7 Закона РФ "О конкуренции...".
Руководствуясь п. 1 статьи 27 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в соответствии с пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, решила:
1. Признать факт нарушения органом местного самоуправления г. Свободного п. 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать органу местного самоуправления г. Свободного Предписание о прекращении нарушения п. 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
3. Должностным лицам МАП России (территориального управления)
рассмотреть вопрос о_____________________________________________________
см. п. 2.14 Правил
Председатель Комиссии |
А.В. Махниборода |
У.Н. Тарасова
В.П. Богуш
Н.Г. Македон
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение АТУ МАП от 23 февраля 2001 г. N 02-333
Текст Решения официально опубликован не был