Решение Амурского Территориального Управления
от 18 апреля 2002 г. N 02-608
Комиссия Амурского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного и рекламного законодательств, поддержки предпринимательства в составе:
Махниборода А.В. - председатель комиссии, руководитель управления,
Члены комиссии:
Яковлева Т.И. - зам. руководителя управления,
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного и рекламного законодательств,
поддержки предпринимательства,
Богуш В.П. - главный специалист АМО,
Македон Н.Г. - специалист 1 категории АМО,
рассмотрев дело N А-7/072002 о нарушении Администрацией г. Зеи (676246, Амурская область, г. Зея, ул. Мухина, 217) п. 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
в Амурское территориальное управление МАП России 12.02.2002 г. поступило заявление индивидуального предпринимателя Седовой Т.В., содержащее жалобу на действия Администрации г. Зеи, препятствующие осуществлению ею предпринимательской деятельности, заключающиеся в выдаче Седовой Т.В. необоснованного заключения о нецелесообразности перевода, принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения в нежилое для открытия обувного магазина.
При рассмотрении заявления установлено следующее.
27 сентября 2001 года индивидуальный предприниматель Седова Т.В. обратилась в междуведомственную комиссию г. Зеи по использованию жилищного фонда с заявлением о переводе принадлежащей ей квартиры (г. Зея п. Светлый. д. З кв. 1) в нежилое помещение с целью использования его под магазин "Обувь". На заявлении имеются 9 подписей жильцов дома, расположенного по адресу: г. Зея, п. Светлый, 3. 5 октября 2001 года Седова Т.В. на данное заявление получила ответ директора МУП "Служба коммунального заказчика" Неткачева А.Г., из которого следовало, что муниципальное предприятие "не возражает в переводе помещения для использования в коммерческих целях (магазин "Обувь") при условии устройства отдельного входа и сохранения несущей способности строительных конструкций". 11 октября 2001 года Седова Т.В. получила заключение N 37 главного государственного санитарного врача по Зейскому и Магдагачинскому районам и 26.10.2001 г. - заключение УГПС, которыми согласовывался перевод квартиры в нежилое помещение. 11 декабря 2001 года по требованию междуведомственной комиссии Седова Т.В. вновь направляет в комиссию заявление о переводе принадлежащей ей квартиры в нежилое помещение с целью использования его под магазин. К заявлению Седова Т.В. приложила необходимые документы. 19 декабря 2001 года междуведомственная комиссия по использованию жилищного фонда г. Зеи рассмотрела заявление Седовой Т.В. и провела обследование квартиры N 1, расположенной в доме N 3 п. Светлого, и установила, что техническое состояние конструкций и инженерных систем удовлетворительное, разборка перегородок не нарушает несущей способности здания. Комиссия сделала вывод, что переоборудование помещения квартиры под обувной магазин при исполнении условий, оговоренных надзорными органами, технически возможно и не нарушает обязательных требовании СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" и других нормативных документов. По результатам обследования и рассмотрения заявления Седовой Т.В. междуведомственная комиссия на основании и 3.2 Положения о городской междуведомственной комиссии по использованию жилищного фонда определила, что переоборудование помещения квартиры под обувной магазин технически возможно и не нарушает обязательных требований СНиП и других нормативных документов. Свое решение междуведомственная комиссия оформила актом от 19.12.2001 г., который в соответствии с пунктом 5 Положения должен был утвердить (либо не утвердить) Глава Администрации г. Зеи, однако на акте имеется резолюция от 23.12.2001 г., которую нельзя считать утверждением акта. Кроме того, комиссия предложила рассмотреть возможность привлечения средств частного предпринимателя для ремонта и благоустройства жилого дома. Заместитель председателя комиссии Петкачев А.Г. выразил особое мнение, которое было им изложено 10.01.2002 г. В нем Неткачев А.Г. указал, что в связи с тем, что "стоят на очереди к получении муниципального жилья - 705 чел., 118 домов - ветхого и аварийного фонда, жители города не испытывают нужды в магазинах, их достаточно", переводить жилое помещение в нежилое нецелесообразно. На основании акта междуведомственной комиссии от 19.12.2001 г., Седова Т.В., с согласия начальника МНЖРН Лукьянова Н.П. и начальника ОКЗ Неткачева А.Г. заключила соглашение о выполнении работ по ремонту подъезда дома, расположенного в п. Светлом, N 3. Однако, 30 января 2002 года Седова Т.В. получила письмо за подписью председателя междуведомственной комиссии Каминского В.И., из которого следовало, что переоборудование квартиры под магазин признано нецелесообразным ввиду фактического наличия торговых площадей, в том числе и в микрорайоне Светлом, и большой очередности на получение и покупку жилья.
При рассмотрении дела 15.04.02 г. заявитель в обоснование своей жалобы на неправомерные действия Администрации г. Зеи представил газету "Зейский Вестник" от 7 февраля 2002 года, в которой была опубликована заметка горинформа "В просьбе отказано". В данной заметке сказано, что междуведомственная комиссия по использованию жилищного фонда отказала в просьбе перевести в нежилое помещение для использования под магазин "Обувь" квартиру на первом этаже в первом подъезде жилого дома N 3 п. Светлого. Кроме того, Седова Т.В. указала, что доказательством отказа Администрации г. Зеи в переводе квартиры в нежилое помещение является письмо Администрации г. Зеи - председателя междуведомственной комиссии - Каминского В.И. от 30.01.2002 г. N 120. В письме сказано, что просьба о переводе квартиры в нежилое помещение рассмотрена на заседании междуведомственной комиссии по использованию жилищного фонда, но переоборудование квартиры под магазин признано нецелесообразным ввиду фактического наличия торговых площадей и большой очередности на получение и покупку жилья.
Представители Администрации г. Зеи пояснили, что они действовали в рамках жилищного законодательства о переводе жилых помещений в нежилые, согласно которого перевод жилых помещений в нежилые может осуществляться в исключительных случаях. Этот порядок прописан в статье 9 Жилищного кодекса РСФСР и пункте 2.1.1 Порядка изменения функционального назначения жилых (нежилых) помещений в жилищном фонде Амурской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Амурской области от 21.06.1999 г. N 359. Кроме этого представители Администрации г. Зеи считали основанием для выдачи Седовой Т. В. своего несогласия о переводе принадлежащей ей квартиры несогласие жильцов дома, достаточное количество торговых точек (в том числе и по торговле обувью), нехватку жилья в городе.
Рассмотрев представленные сторонами документы и информацию, Комиссия определила следующее.
27 сентября 2001 года Седова Т.В. обратилась в междуведомственную комиссию по использованию жилищного фонда г. Зеи с заявлением о переводе принадлежащей ей квартиры в нежилое помещение под использование для магазина "Обувь". Тем самым она хотела реализовать свое право на ведение предпринимательской деятельности, предоставленное ей Конституцией Российской Федерации, гражданским и жилищным законодательством. В статьях 34, 35 Конституции РФ установлено право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Статья 288 Гражданского кодекса РФ предусматривает право собственника размещать в принадлежащем ему жилом помещении предприятия, организации после перевода жилого помещения в нежилое. Порядок перевода жилых помещений в нежилые в домах государственного и общественного жилищного фонда установлен статьей 9 Жилищного кодекса РСФСР. В Амурской области этот порядок установлен Постановлением Главы Администрации Амурской области от 21.06.99 г. N 359. Во исполнение вышеуказанных законов и иных нормативно - правовых актов, Администрация г. Зеи должна была рассмотреть заявление Седовой Т.В., провести обследование принадлежащей ей квартиры и установить возможность переоборудования квартиры в нежилое помещение под магазин. Решение комиссии в соответствии с пунктом 5 Положения о городской междуведомственной комиссии по использованию жилищного фонда, утвержденного Постановлением Главы Администрации г. Зеи от 02.07.99 г. N 563, должно утверждаться Главой Администрации города. Однако, акт междуведомственной комиссии от 19.12.2001 г. Главой Администрации г. Зеи не утвержден. На нем имеется резолюция без указания должности от 23.01.2002 г. - "считать нецелесообразным, ввиду достаточного количества торговых площадей и большой очереди на получение и покупку жилья". Из этого следует, что Администрацией г. Зеи нарушено Положение о городской межведомственной комиссии в части утверждения решения комиссии, что не позволяет заявителю обжаловать его в установленном порядке.
30 января 2002 года Седова Т.В. получила письмо за подписью заместителя Главы Администрации г. Зеи о том, что междуведомственной комиссией по использованию жилищною фонда г. Зеи признано нецелесообразным переоборудование квартиры под магазин из-за большой очередности на получение и покупку квартир и достаточного количества торговых точек. Это письмо является ответом на заявление Седовой Т.В. о переводе квартиры в нежилое помещение.
Таким образом, Администрация г. Зеи не дает согласия на перевод квартиры Седовой Т.В. в нежилое помещение по следующим причинам:
- достаточное количество торговых точек в г. Зее;
- большая очередность на получение и покупку квартир;
- несогласие жильцов подъезда на открытие магазина в жилом доме;
- согласно статье 9 Жилищного Кодекса РФ перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в нежилые, как правило, не допускается и может осуществляться в исключительных случаях.
Однако, доводы Администрации г. Зеи, обосновывающие ее несогласие в переводе принадлежащего Седовой Т.В. жилого помещения в нежилое, нельзя признать основательными по следующим причинам:
1. вывод о нецелесообразности открытия в квартире Седовой Т.В. магазина ввиду того, что в городе Зея имеется достаточное количество торговых точек не учитывает установленных Конституцией РФ принципов свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции, следовательно - нарушает конституционные права Седовой Т.В.:
2. недостаточность жилья в г. Зее также не может служить основанием для ограничения права гражданина РФ на свободное использование своего имущества для предпринимательской деятельности, так как квартира, расположенная по адресу: г. Зея. п. Светлый, д. З кв. 1, является собственностью Седовой Т.В. и только ей принадлежит право владения, пользования и распоряжения этим имуществом (но не органу местного самоуправления);
3. Администрация г. Зеи считает, что на открытие магазина в жилом доме требуется согласие жильцов, проживающих по соседству, ссылаясь при этом на п. 3.1.7 Порядка изменения функционального назначения жилых (нежилых) помещений в жилищном фонде Амурской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Амурской области от 21.06.99 г. N 359. Однако, данный пункт предусматривает перевод жилых помещений в нежилые с согласия общего собрания товарищества собственников жилья, а в доме N 3 п. Светлого, г. Зеи товарищество собственников жилья не создано;
4. ссылка на ст. 9 Жилищного кодекса РФ также не может быть признана основательной, так как порядок, установленный ст. 9 Жилищного Кодекса РФ, распространяется только на жилые дома и помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, квартира Седовой Т.В. к таковому не относится. В данном случае применяется п. З ст. 288 ГК РФ, согласно которому размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
Таким образом, законодательством допускается возможность размещения в жилых помещениях предприятий и т.д. при условии перевода их в категорию нежилых помещений. Очевидно, что заключение междуведомственной комиссии и соответствующих контролирующих и надзорных служб должно содержать выводы о возможности переоборудования жилого помещения с учетом его нового функционального назначения при условии соблюдения установленных норм и требований.
Акт межведомственной комиссии Администрации г. Зеи от 19.12.2001 г. содержит выводы о том, что переоборудование помещения квартиры под обувной магазин технически возможно, не нарушает обязательных требований СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" и других документов, однако неутверждение данного акта Главой Администрации г. Зеи можно считать фактически отрицательным ответом на заявление Седовой Т.В., а письмо зам. Главы Администрации г. Зеи от 30.01.2002 г. N 120, полученное Седовой Т.В. в ответ на просьбу о переводе принадлежащей ей квартиры по адресу пос. Светлый д. З кв. 1 в нежилое помещение, содержит заключительный вывод о нецелесообразности переоборудования квартиры под магазин. Администрация г. Зеи, не дав согласия на перевод принадлежащей Седовой Т.В. квартиры в нежилое помещение для оборудования магазина, по мотивам, указанным в письме зам. Главы Администрации г. Зеи от 30.01.2002 г. N 120, тем самым препятствует осуществлению Седовой Т.В. предпринимательской деятельности, то есть нарушает п. 1 ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в соответствии с пунктом 2.12. Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Выдать Администрации г. Зеи предписание о прекращении нарушения п. 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Должностным лицам МАП России (территориального управления) рассмотреть вопрос о ___________________________ см. п. 2.14 Правил
Подписи:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
Н.Г. Македон
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Амурского Территориального Управления от 18 апреля 2002 г. N 02-608
Текст Решения официально опубликован не был