Решение Арбитражного суда Амурской области
от 21 февраля 2002 г. N А04-200/02-9/24
Многоотраслевое муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Теплоэнергетик" обратилось с иском к Отделу по управлению имуществом Селемджинского района, Администрации Селемджинского района о признании недействительными Постановления Главы Администрации Селемджинского района N 22 от 21.01.2002 г. и Распоряжений начальника отдела N 2 от 24.01.02 г. и N 3 от 25.01.02 г.
Судом на основании статьи 39 АПК РФ привлечено в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований муниципальное унитарное предприятие "Нефтепродукт".
Свои требования истец обосновывает тем, что Постановлением Главы Администрации Селемджинского района N 22 от 21.01.2002 г. фактически произведена реорганизация предприятия. При этом нарушены требования статьи 60 ГК РФ в части уведомления кредиторов о реорганизации предприятия. Реорганизация, производимая путем разделения предприятия, существенно уменьшает стоимость балансовых активов, что влечет за собой нарушение прав кредиторов. Такие действия приведут к доведению предприятия до банкротства.
Истец сослался также на нарушение Устава Селемджинского района при издании Постановления Главы Администрации Селемджинского района N 22 от 21.01.2002 г. и Распоряжений начальника отдела N 2 от 24.01.02 г. и N 3 от 25.01.02 г., так как указанные действия не согласованы с Селемджинским районным Собранием народных депутатов.
Администрация Селемджинского района с иском не согласилась, считая, что при создании предприятия ему в хозяйственное ведение было передано соответствующее имущество и нефтебаза.
В связи с не обеспечением эффективного использования нефтебазы и возникшей угрозы ее утраты за долги перед кредиторами, Главой Администрации района было принято Постановление N 259 от 5.09.2000 года о создании специализированного муниципального предприятия по хранению и транспортировке ГСМ с выделением для этих целей имущественного комплекса Нефтебазы из состава имущества ММУП ЖКХ "Теплоэнергетик". С учетом того, что возникла реальная угроза утраты Нефтебазы, Администрация района приняла меры по ее сохранности.
Администрация считает, что принятые меры не являются реорганизацией в силу того, что имущество на момент принятия постановления не находилось в хозяйственном ведении предприятия.
Отдел по управлению муниципальным имуществом Селемджинского района с исковыми требованиями не согласен, считая, что имущество нефтебазы передано истцу 29 июля 1998 г. на основании Постановления Администрации района от 14 июля 1998 г. N 229 "О передаче Февральского участка предприятие "Жилтеплоэлектросеть" на баланс предприятия "Теплоэнергетик". В составе другого имущества истцу была передана и Февральская нефтебаза.
Пояснил, что Договор от 15 января 1998 года о передаче имущества в полное хозяйственное ведение расторгнут на основании соглашения от 15 ноября 2001 г. с 15 января 2002 г.
Относительно Договора аренды муниципального имущества от 31 июля 2001 года ответчик указал на расторжение указанного Договора на основании соглашения от 4 декабря 2001 года.
По мнению ответчика, ко времени издания Постановления от 21 января 2002 г. N 22 "О создании муниципального унитарного предприятия "Нефтепродукт" на основании соглашений от 15 ноября и 4 декабря 2001 г., все имущество, находившееся у истца в аренде и хозяйственном ведении, стало полностью свободным от каких-либо его прав, ранее существовавших при действии договоров от - 15 января 1998 г. и 31 июля 2001 г.
3 лицо - муниципальное унитарное предприятие "Нефтепродукт" в судебное заседание не явилось, заявлением от 19 февраля 2002 года просило рассмотреть исковое заявление без своего участия.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Многоотраслевое муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Теплоэнергетик" зарегистрировано Администрацией Селемджинского района 22.12.1997 г. N 380.
На основании Постановления Администрации Селемджинского района N 229 от 14 июля 1998 г. "О передаче Февральского участка предприятия "Жилтеплоэлектросеть" на баланс предприятия "Теплоэнергетик" и акта приема-передачи от 29 июля 1998 года ММУП ЖКХ "Теплоэнергетик" было передано имущество нефтебазы.
Указанное имущество передано в муниципальную собственность на основании Постановления Администрации Селемджинского района N 277-а от 23.09.1997 г. и акта приема-передачи от 25.09.1997 г. Состав и стоимость имущества отражены в перечне имущества и объектов жилищно-коммунального хозяйства Февральской нефтебазы, передаваемых на баланс муниципального предприятия "Жилтеплоэлектросеть" (Приложение N 1 к акту приема-передачи имущества от 16 октября 1997 года), спора о составе и стоимости имущества между сторонами нет.
Постановлением Администрации Селемджинского района от 21 января 2002 года N 22 создано муниципальное предприятие по транспортировке, хранению и реализации нефтепродуктов - МУП "Нефтепродукт". Пунктом 3 Постановления предписано отделу по управлению муниципальным имуществом передать вновь созданному предприятию в качестве уставного капитала муниципальное имущество, переданное в аренду ММУП ЖКХ "Теплоэнергетик" согласно договору аренды от 31 июля 2001 года.
Указанный договор был заключен между комитетом по управлению муниципальным имуществом Селемджинского района и ММУП ЖКХ "Теплоэнергетик", по которому комитет передал имущество нефтебазы в аренду ММУП ЖКХ "Теплоэнергетик".
Во исполнение Постановления от 21.01.2002 г. N 22 начальник отдела по управлению муниципальным имуществом Селемджинского района принял Распоряжение N 02 от 24.01.2002 г., которым предписывалось директору ММУП ЖКХ "Теплоэнергетик" в трехдневный срок оформить соответствующим актом возврат отделу по имуществу муниципального имущества, переданного по Договору от 31 июля 2001 года. В пункте 3 Распоряжения директорам ММУП ЖКХ "Теплоэнергетик" и МУП "Нефтепродукт" предписано до момента представления актов на возврат имущества непосредственно в отдел по управлению имуществом, немедленно оформить промежуточный акт передачи арендованного имущества от предприятия "Теплоэнергетик" предприятию "Нефтепродукт".
Также начальником отдела по управлению муниципальным имуществом Селемджинского района принято Распоряжение N 03 от 25.01.2002 г., которым директору ММУП ЖКХ "Теплоэнергетик" предписывалось прибыть в отдел по управлению муниципальным имуществом для решения вопросов оформления документов по возврату отделу имущества, переданного по договору аренды имущества от 31.07.2001 г., подготовке к заключению договора на передачу имущества в хозяйственное ведение, а также для рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав предприятия.
Указанные ненормативные акты не соответствуют требованиям законодательства по следующим основаниям. Согласно статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества.
Согласно пункту 4.1 Устава ММУП ЖКХ "Теплоэнергетик" все имуществе предприятия находится в собственности Селемджинского района, отражается на балансе Предприятия и состоит из имущества, переданного Предприятию в полное хозяйственное ведение и объектов недвижимости, переданных ему в управление согласно договору о закреплении муниципального имущества.
Договора о закреплении имущества нефтебазы за истцом на право оперативного управления не представлено. Фактическая передача имущества ММУП ЖКХ "Теплоэнергетик " подтверждается актом приема-передачи от 29 июля 1998 года. Таким образом, с 29 июля 1998 года у истца возникло право хозяйственного ведения на указанное имущество.
В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом, в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Права собственника по распоряжению имуществом, находящимся в хозяйственном ведении определены в ст. 295 ГК. Право изъятия имущества в указанной статье не закреплено, отсутствуют также иные правовые акты, которые бы позволяли собственнику изымать имущество, находящееся в хозяйственном ведении.
Согласно п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 г. N 6/8, при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального предприятия). Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованию этих предприятий должны признаваться недействительными.
В соответствии с п. З ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Таким образом, изъятие имущества у ММУП "Теплоэнергетик" и передача в аренду не соответствует указанным нормам права.
Ссылка ответчика - отдела по управлению муниципальным имуществом на договор аренды имущества от 31 июля 2001 года как на основание издания оспариваемых актов несостоятельна, так как указанный договор является ничтожной сделкой в соответствии со статьей 168 ГК РФ.
В силу ст. 48 ГК РФ, организация, имеющая в хозяйственном ведении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Следовательно, изъятие имущества нарушает права кредиторов унитарного предприятия в части удовлетворения их требований.
Суд считает, что пункт 3 Постановления Главы Администрации Селемджинского района Амурской области N 22 от 21.01.2002 г., пункты 1 и 3 Распоряжения начальника отдела по имуществу Селемджинского района N 02 от 24.01.2002 г. не соответствуют закону и подлежат признанию недействительными.
В удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать, поскольку оспариваемые ненормативные акты не затрагивают прав и законных интересов истца и приняты в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 124, 132, 135 АПК РФ суд решил:
Иск удовлетворить частично. Признать недействительным пункт 3 Постановления Главы Администрации Селемджинского района Амурской области N 22 от 21.01.2002 г., пункты 1 и 3 Распоряжения начальника отдела по имущества Селемджинского района N 02 от 24.01.2002 г.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с многоотраслевого муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Теплоэнергетик" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1500 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Амурской области в месячный срок со дня вынесения решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 21 февраля 2002 г. N А04-200/02-9/24
Текст Решения официально опубликован не был