Решение Арбитражного суда Амурской области
от 7 февраля 2002 г. Дело N А04-3424/01-18/254
Благовещенский коммунально-строительный техникум обратился с иском к Администрации г. Благовещенска, Комитету Администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области о признании недействительным Распоряжения Комитета Администрации области по управлению государственным имуществом N 71 от 12.10.99 г. и Распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Благовещенска N 134 от 22.10.99 г.
Истец в судебном заседании и в уточнениях к исковому заявлению поддержал исковые требования.
В обоснование иска истец указал следующее:
Решением исполнительного комитета Благовещенского городского Совета народных депутатов от 29.04.85 г. N 388 недвижимое имущество:
гараж-стоянка на 24 автомобиля (бомбоубежище) в 169 квартале г. Благовещенска по адресу: ул. Шевченко 85, площадью 874, 6 кв. м., передано на баланс Благовещенского коммунально-строительного техникума.
Комитет Администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области Распоряжением от 12.10.99 г. N 71 передал недвижимое имущество без согласия учредителя - Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя РФ) и балансодержателя - Благовещенского коммунально-строительного техникума, в пользование Администрации города Благовещенска.
Распоряжением комитета по управлению имуществом г. Благовещенска от 22.10.99 г. N 134 это недвижимое имущество передано на ответственное хранение и в пользование МП "Центральный рынок".
Имущество закреплено за Благовещенским коммунально-строительным техникумом на праве оперативного управления. Только собственник, в соответствие со статьей 296 Гражданского кодекса РФ, вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за учреждением. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании" N 12-ФЗ от 13.01.96 г. (статья 39 п.п 2,3, 4) предусматривает, что учредитель закрепляет за образовательным учреждением объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование и т.д.), принадлежащие учредителю на праве собственности.
Пункт 1 статьи 39 ФЗ РФ "Об образовании" предусматривает, что учредитель закрепляет за образовательным учреждением объекты права собственности, принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
О закреплении зданий, сооружений свидетельствует письмо Госстроя России N АМ 33-22/16 от 22.12.98 г.
В пункте 4 статьи 39 ФЗ РФ "Об образовании" указывается, что государственная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.
Пункт 6 статьи 39 ФЗ РФ "Об образовании" предусматривает, что изъятие (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и образовательным учреждением или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором.
Своим распоряжением гараж-стоянку на 24 автомобиля ( бомбоубежище) Комитет Администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области перевел из федеральной собственности в муниципальную собственность, нарушив порядок передачи федеральной собственности в муниципальную.
Представитель Администрации г. Благовещенска в судебном заседании указал следующее:
Распоряжение Комитета по управлению имуществом города Благовещенска Амурской области N 134 от 22.10.1999 г. было издано в соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Амурской области N 71 от 12.10.1999 г.
Председатель Комитета по управлению имуществом города Благовещенска распорядился принять передаваемый объект, в свою очередь, передать его на ответственное хранение МП "Центральный рынок" для обеспечения сохранности защитного сооружения, а также выполнения мероприятий управления по делам ГО и ЧС города Благовещенска.
Истцом обжалуется распоряжение Комитета по управлению имуществом города Благовещенска Амурской области и КУГИ Амурской области.
Исходя из этого, Администрация города Благовещенска не может являться надлежащим ответчиком по заявленному иску.
Представитель КУГИ Амурской области в отзыве на исковые требования пояснил.
В соответствии с п. 15 Постановления N 3020-1 от 27.12.1991 г. полномочия по распоряжению государственным имуществом, делегированные министерствам и ведомствам и иным субъектам, утрачивают свою силу с момента принятия Постановления и переходят к Правительству РФ.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ N 96 от 10.02.1994 г. "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности", передача государственного имущества, относящегося к федеральной собственности в хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду и пользование юридическими лицами отнесена к компетенции Госкомимущества РФ, которое вправе поручать осуществление его полномочий своим территориальным органам.
Письмом от 13.09.1994 г. N ОК-15/7971 Госкомимущество России подтверждает делегирование полномочий комитету по управлению государственным имуществом Амурской области, предоставленных Госкомимуществу п. 5 вышеуказанного Постановления. Спорный объект (бомбоубежище) является объектом федеральной собственности и не подлежит приватизации, право распоряжения данным объектом принадлежит уполномоченным на то органам, на основании приведенных выше нормативных актов. Объект не принадлежит учредителю техникума - Госстрою РФ на праве собственности, следовательно положения ст. 39 Закона "Об образовании" в данном случае не применимы.
Постановления Правительства РФ N 359 от 23 апреля 1994 г. и N 1309 от 29.11.1999 г. указывают на то, что организации, в пользовании которых находятся объекты ГО, должны обеспечивать сохранность объектов гражданской обороны и принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию. По решению органов государственной власти защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения, могут передаваться по договору организациям, ответственным за их содержание, для использования в народно-хозяйственных целях.
В целях обеспечения сохранности объекта, по согласованию с Мингосимуществом РФ (Письмо N НГ-26/8175 от 19.07.1999 г), и учитывая то, что согласно Постановления Главы Администрации г. Благовещенска объект в военное время используется как штаб ГО города и оснащен всем необходимым для этого оборудованием, убежище было передано на ответственное хранение Администрации города. В соответствии со ст. 296 ГК РФ, собственник вправе изъять имущество, используемое не по назначению без согласия учреждения. Таким образом Комитет Администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области считает Распоряжение Комитета от 12.10.1999 г. N 694 и Распоряжение Комитета по управлению имуществом г. Благовещенска от 22.10.1999 г. N 134 законными и обоснованными. В настоящее время Постановлением Мэра г. Благовещенска СЗ от 28.03.01 г. определено, что в данном защитном сооружении располагается служба ГО города.
Ответчиками заявлено ходатайство о привлечении в качестве ответчика Комитета по управлению имуществом г. Благовещенска и привлечении в качестве 3 лиц, не заявляющих самостоятельных требований, МП "Центральный рынок", Управление ГО и ЧС по г. Благовещенску. Судом данные ходатайства удовлетворены.
Руководствуясь ст. 39 АПК РФ, суд по собственной инициативе привлекает к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управление ГО и ЧС по Амурской области.
Управление по делам ГО и ЧС г. Благовещенска в отзыве на иск указало следующее:
Решением суженного заседания Администрации г. Благовещенска N 07 от 28.03.01 г. определен перечень убежищ ГО для укрытия наибольшей работающей смены, продолжающей работу в особый период. В этот перечень включено убежище N 138 А-Ш-ОСУ-1600, ул. Шевченко, 85.
Согласно Постановления Правительства РФ N 2030 от 27.12.91 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты инженерной инфраструктуры (защитные сооружения ГО, запасные пункты управления всех органов государственной власти и управления), используемые в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно распоряжения областного комитета N 71 от 12.10.99 г., убежище N 138 передано Администрации г. Благовещенска на ответственное хранение. Своим письмом N НГ-26/8175 от 19.07.99 г. Министерство Госимущества не возражало против передачи "ЗС" N 138 Администрации г. Благовещенска.
Главное управление по делам ГО и ЧС Амурской области в судебном заседании и в отзыве на исковые требования указало следующее:
Убежище, находящееся по адресу: г. Благовещенск, ул. Шевченко 85, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 находится в федеральной собственности РФ. Постановлением Правительства РФ от 10.02.1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" права по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности делегированы Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом (сейчас именуется - Министерство имущественных отношений), территориальными органам - комитетам по имуществу субъектов РФ.
Министерства и ведомства в соответствии с нормами указанного выше Постановления не имеют полномочий по передаче государственной собственности в оперативное управление, полное хозяйственное ведение, аренду, использование юридическим лицам на основе заключаемых с ними договоров.
Учредитель Благовещенского коммунально-строительного техникума - Госстрой РФ права собственности на данное убежище не имеет и не может передать его техникуму.
МП "Центральный рынок" в отзыве на исковые требования и в судебном заседании указало следующее:
На основании акта от 10.08.1995 года, утвержденного Мэром города Благовещенска - начальником гражданской обороны в г. Благовещенске, МП "Благовещенский центральный рынок" произвело прием инженерного оборудования и инженерных сетей заглубленного сооружения 1600 (далее "объект") по адресу г. Благовещенск, ул. Шевченко, 85, в котором в момент приема оказалась в нерабочем состоянии трасса водопровода от улицы Шевченко до объекта, она выведена из строя по причине затопления и требовала полной замены труб на больший диаметр, и установку новой запорной арматуры. Объект был затоплен грунтовыми водами. Требовалось проведение изыскательских работ для устранения поступления воды в объект.
Осуществление работ по приведению объекта в рабочее состояние было поручено Администрацией города МП "Центральный рынок".
Предприятием был осуществлен за счет собственных средств ремонт водопровода, установки пожарного гидранта, установлена пожарно-охранная сигнализация, осуществлены сантехнические работы.
Кроме того, по Постановлению от 02.11.1995 года N 2182 Мэра города Благовещенска и договору от 09.11.1995 года был передан земельный участок предприятию в долгосрочную аренду размером 5152 кв. м. для расширения рынка, на котором и был расположен вышеназванный объект. Земля в данное время находится в долгосрочной аренде. За период с 1996 по 2001 год осуществлялся ремонт объекта. Всего за период с 1996-2001 год на поддержание объекта в рабочем состоянии было затрачено средств нашего предприятия 468,749 деноминированных рублей.
В настоящее время МП "Благовещенский центральный рынок" осуществляет проектирование перспективного развития рынка до 2010 года, согласно которого согласовывает строительство торгового центра над данным объектом.
Комитет по управлению имуществом г. Благовещенска в отзыве на исковые требования указало следующее:
Защитное сооружения А-Ш-ВУ-1600 было передано Администрации города Благовещенска на ответственное хранение и пользование с целью обеспечения сохранности, постоянной готовности для целевого использования. Благовещенский коммунально-строительный техникум с момента передачи на баланс убежища по назначению его не использовал, мер по поддержанию его в рабочем состоянии не предпринимал. В связи с этим Мэром города Благовещенска был направлен запрос от 21.06.99 N 1524-01 в Мингосимущество, Мингосстрой, Министерство по делам ГО и ЧС. 17.08.99 г. за N 43/4/2751 был получен ответ, что убежище может быть передано Администрации г. Благовещенска на ответственное хранение и в использование без изменения формы собственности. Аналогичный ответ был получен из Мингосимущества ( от 19.07.99 г. N НГ-26/8175).
В связи с вышеизложенным, было издано Распоряжение от 12.10.99 N 71 Комитета Администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области "О передаче Администрации города Благовещенска на ответственное хранение и пользование защитного сооружения А-ШВУ-1600 (ул. Шевченко, 85)". В п. 2 Распоряжения было дано указание Благовещенскому коммунально-строительному техникуму снять со своего бухгалтерского баланса указанное в п. 1 убежище. На основании данного Распоряжения Комитет по управлению имуществом города Благовещенска издал Распоряжение от 22.10.99 N 134 "О создании комиссии по приему на ответственное хранение защитного сооружения А-Ш-ВУ-1600, ул. Шевченко, 85". На основании акта передачи от 03.11.99 защитное сооружение было передано на ответственное хранение и пользование Администрации города Благовещенска в лице МП "Центральный рынок".
Исследовав материалы дела, выслушав истца, ответчика, судом установлено следующее.
Решением Исполкома Благовещенского городского Совета народных депутатов от 29.04.85 г. N 338 защитное сооружение по ул. Шевченко, 85 было передано на баланс Благовещенскому коммунально-строительному техникуму.
Согласно Приложения 3, 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. N 3020-1, защитные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, предназначенные для использования в особый период, являются федеральной собственностью.
Постановлением Правительства РФ N 359 от 23.04.94 г. "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" определено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и пользование.
Пунктом 6 данного Постановления определено, что защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства, по решению органов государственной власти, в ведении которых они находятся, не могут передаваться по договору предприятиям и организациям, ответственным за их содержание, для использования в народно-хозяйственных целях.
Согласно Устава Государственного образовательного учреждения "Благовещенского коммунально-строительного техникума" Комитета РФ по муниципальному хозяйству, зарегистрированному Постановлением Администрации г. Благовещенска N 336 от 11.02.94 г., техникум является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования. Основной деятельностью учреждения является образовательная.
Материалами дела не подтверждается использование в образовательном процессе защитного сооружения.
Материалами дела установлено, что к 1993 году объект находился в аварийном состоянии: не проведение плановых ремонтов и профилактических мероприятий, выход из строя водопровода и затопление защитного сооружения.
С целью восстановления и сохранения объекта с 1995 года защитное сооружение сохраняется и эксплуатируется МП "Благовещенский центральный рынок".
Статьей 296 ГК РФ определено, что казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 8 от 25.02.98 г. "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что "согласно подпункту "г" пункта 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и пункту 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" ( в редакции Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21.07.93 N 5475-1) управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может делегировать определенные полномочия в отношении объектов федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном Федеративным договором и Законами Российской Федерации.
Поэтому арбитражным судам при рассмотрении споров необходимо устанавливать, были ли делегированы Правительством Российской Федерации его полномочия по распоряжению федеральным имуществом конкретному федеральному органу исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Арбитражным судам следует учитывать, что Министерство государственного имущества Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение объектами федеральной собственности в пределах, установленных Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.94 N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности", Положением о Министерстве государственного имущества Российской Федерации".
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ N 96 от 10.02.1994 г. "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности", передача государственного имущества, относящегося к федеральной собственности в хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду и пользование юридическими лицами отнесена к компетенции Госкомимущества РФ, которое вправе поручать осуществление его полномочий своим территориальным органам.
Письмом N ОК-15/7971 от 13.09.94 г. Госкомимущество делегировано КУИ Амурской области полномочия по управлению имуществом, отнесенным к федеральной собственности.
21.06.99 г. Администрация г. Благовещенска обратилась в Мингосимущество с ходатайством о передаче в муниципальную собственность г. Благовещенска защитного сооружения А-Ш-ВУ-1600.
Мингосимущество Письмом N НГ-26-8175 от 19.07.99 г. дало согласие на передачу защитного сооружения на ответственное хранение и пользование Администрации г. Благовещенска без изменения формы собственности.
Распоряжением N 71 от 12.10.99 г. Комитета по управлению государственным имуществом Амурской области защитное сооружение передано на ответственное хранение и пользование Администрации г. Благовещенска без изменения формы собственности.
Распоряжением N 134 от 22.10.99 г. КУИ г. Благовещенска защитное сооружение передано МП "Центральный рынок " на ответственное хранение.
Суд считает, что действия ответчика по распоряжению защитным сооружением являются законными и обоснованными и не ущемляющими права истца, т.к. он не является собственником защитного сооружения.
Ссылка истца на Закон РФ "Об образовании" не может быть признана обоснованной, так как правоотношения по распоряжению федеральной собственностью не регулируются Законом РФ "Об образовании".
На основании вышеизложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 124-127, 132, 135 АПК РФ суд решил:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную инстанцию Арбитражного суда Амурской области в месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 7 февраля 2002 г. Дело N А04-3424/01-18/254
Текст Решения официально опубликован не был