Решение Арбитражного суда Амурской области
от 7 октября 2002 г. N А04-2445/02-19/113
Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: ФГУГП "Дальвостуглеразведка" к Управлению федерального казначейства МФ РФ по Амурской области о признании недействительным постановления, 3-и лица: КРУ МФ РФ в Амурской области, ГУП "Райчихинская ГРП", при участии в заседании: от заявителя - Косянюк Г.Г. юриск. по доверенности от 01.08.02 г., от ответчика - Стяжкина Л.В. нач. отд. юр. и кадр. раб. по доверенности от 15.01.02 г. N 10-53/14, от КРУ МФ РФ в Амурской области - Смоляк Н.Н. конс. юрист по доверенности от 03.01.02 г., от ГУП "Райчихинская ГРГГ - Косянюк Г.Г. председ. ликв. ком., приказ от 27.05.02 г. N 26-к, установил:
федеральное государственное унитарное геологическое предприятие "Дальвостуглеразведка" (г. Владивосток) обратилось в арбитражный суд Амурской области о признании постановления Управления федерального казначейства МФ РФ по Амурской области (УФК по Амурской области) от 18.07.2002 г. N 11 о бесспорном взыскании средств федерального бюджета в сумме 419 945 рублей, использованных не по целевому назначению, недействительным.
Государственное унитарное геологическое предприятие "Дальвостуглеазведка" (г. Владивосток) переименовано в федеральное государственное унитарное геологическое предприятие "Дальвостуглеразведка" на основании распоряжения Министерства энергетики РФ от 12.07.01 г. N 133-р, является правопреемником его имущественных прав и договорных обязательств.
Заявитель в судебном заседании поддержал требования в полном объеме, указав в частности, что УФК по Амурской области неправомерно применено бесспорное взыскание средств федерального бюджета с ФГУГП "Дальвостуглеразведка" за несоблюдение бюджетного законодательства ГУП "Райчихинская геологоразведочной партия", поскольку последнее является самостоятельным юридическим лицом, из единого государственного реестра юридических лиц не исключено.
Статья 289 Бюджетного кодекса РФ предусматривает ответственность получателей бюджетных средств за нецелевое использование бюджетных средств, заявитель же является для ГУП "Райчихинская ГРП" - распорядителем.
Кроме того, направление денежных средств на ремонт жилых домов не является нецелевым использованием, поскольку денежные средства расходовались в пределах лимитов бюджетных обязательств, в соответствии со сметой затрат на ремонт жилых домов, в соответствии со сметой затрат на технические работы по ликвидации, а также проектом ликвидации ГУП "Райчихинская ГРП".
Представитель ответчика с доводами заявителя не согласился, считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что УФК по Амурской области вынесено законное и обоснованное постановление на основании представления КРУ МФ РФ в Амурской области, которым установлен факт нецелевого использования средств федерального бюджета. Поскольку в соответствии со ст.ст. 159, 160 БК РФ распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за их использованием подведомственными получателями, и несут ответственность за целевое использование выделенных в их распоряжение средств.
Представитель КРУ МФ РФ в Амурской области поддержал позицию ответчика.
Представитель ГУП "Райчихинская ГРП" считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Исследовав доводы участников процесса, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Государственное унитарное предприятие "Райчихинская геологоразведочная партия" (далее по тексту ГУП "Райчихинская ГРП") зарегистрировано постановлением Главы администрации г. Райчихинска 06.08.01 г. за N 767, является юридическим лицом.
В результате проверки целевого использования средств господдержки угольной отрасли для реализации проекта ликвидации партии за 2001 год и за истекший период 2002 года, проведенной контрольно-ревизионным управлением МФ РФ в Амурской области в июне 2002 года, установлено нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 419 945 рублей, выделенных из федерального бюджета на технические работы. Использованные не по целевому назначению средства господдержки отвлечены на капитальный ремонт веранд и крыши не числящихся на балансе ГУП "Райчихинская ГРП" приватизированных жилых домов.
По результатам проверки составлен акт от 21.06.02 г.
Управлением федерального казначейства МФ РФ по Амурской области на основании представления КРУ МФ РФ в Амурской области вынесено постановление от 18.07.02 г. N 11 о списании (взыскании) в бесспорном порядке средств федерального бюджета в сумме 419 945 рублей в соответствии со ст.ст. 282, 283, 284, 285, 289 БК РФ. Бесспорное взыскание на основании указанного постановления применено за нарушения бюджетного законодательства РФ, допущенные ГУП "Райчихинская ГРП", и в связи с его ликвидацией к государственному унитарному геологическому предприятию "Дальвостуглеразведка", как распорядителю бюджетных средств.
На основании постановления УФК МФ РФ по Амурской области от 18.07.02 г. N 11 к расчетному счету ГУГП "Дальвостугольразведка" предъявлено инкассовое поручение от 29.07.02 г. N 9 на списание со счета предприятия 419945 руб. - суммы нецелевого использования средств федерального бюджета РФ.
Анализ исследованных судом доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.
Из представленных заявителем, а также истребованных судом по запросу документов, в частности ответа межрайонной инспекции МНС РФ N 2 по Амурской области от 26.08.02 г. N 06-49/878 установлено, что Райчихинская ГРП является юридическим лицом, из единого государственного реестра юридических лиц не исключено. ГРП являлось получателем бюджетных средств господдержки в сумме 420 000 руб.
Согласно требованиям ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Из представленной в материалы дела телеграммы от 16.08.01 г. в адрес ФГУГП "Дальвостуглеразведка" усматривается, что главным распорядителем бюджетных средств реестром направлены денежные средства на мероприятия по ликвидации убыточных шахт, в том числе 420 000 рублей на ремонт жилых домов NN 3, 4 Райчихинской ГРП. Исходя из содержания указанной телеграммы усматривается волеизъявление главного распорядителя на целевое использование направляемых средств федерального бюджета РФ.
В судебном заседании исследованы договор о предоставлении средств государственной поддержки угольной промышленности для реализации проекта ликвидации Райчихинской геологоразведочной партии, реестры к распределению средств государственной поддержки уголовной промышленности при ликвидации геологоразведочных партий, утвержденные сметы затрат на технические работы по ликвидации Райчихинской ГРП, на капитальный ремонт жилых домов NN 3, 4 (г. Райчихинск), другие документы, на основании которых произведен ремонт жилых домов согласно проекту ликвидации Райчихинской ГРП, а также документы, свидетельствующие о фактически произведенном ремонте и оплате выполненных работ.
Из представленных заявителем и исследованных судом доказательств следует, что выделенные бюджетные средства расходовались в пределах лимитов бюджетных обязательств, в соответствии со сметой затрат на ремонт жилых домов, в соответствии со сметой затрат на технические работы по ликвидации, а также проектом ликвидации ГУП "Райчихинская ГРП".
Судом оценены правовые основания привлечения заявителя к ответственности за несоблюдение бюджетного законодательства РФ.
Согласно предписаниям ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
По смыслу приведенной нормы к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств может быть привлечен только получатель бюджетных средств, которым являлось ГУП "Райчихинская геологоразведочная партия" (его руководитель), но не распорядитель бюджетных средств - ГУП "Дальвостуглеразведка" (г. Владивосток).
Статья 285 БК РФ предусматривает порядок бесспорного списания бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств.
Кроме того, суд при вынесении решения принимает во внимание, что согласно п. 1 Положения о Федеральном Казначействе РФ, утвержденного Постановлением Сомина РФ - Правительства РФ от 27.08.93 г. N 864 (с изменениями) Управление федерального казначейства МФ РФ по Амурской области является территориальным органом единой централизованной системы федерального казначейства РФ и обладает полномочиями по применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ, находящимся на территории Амурской области, а не Приморского края.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что оспариваемое постановление принято с нарушением требований ст.ст. 285, 289 БК РФ - к ответственности привлечено не надлежащее лицо (не получатель бюджетных средств), с превышением полномочий УФК МФ РФ по Амурской области - нарушением принципа территориальности - к ответственности привлечено юридическое лицо, не являющееся получателем средств на территории Амурской области.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемых решений, возлагается на государственный орган.
Суд считает что ответчиком не доказан в судебном заседании факт нецелевого использования бюджетных средств ГУП "Райчихинская ГРП".
Решение изготовлено 14.10.02 г.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, суд решил:
заявление удовлетворить полностью, признать незаконным постановление Управления федерального казначейства Минфина РФ по Амурской области от 18.07.02 г. N 11, принятое с нарушением Бюджетного кодекса РФ.
Согласно п. З ч. 4 ст. 201 АПК РФ обязать Управление федерального казначейства Минфина РФ по Амурской области отменить постановление от 18.07.02 г. N 11.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда области в течение месяца со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 7 октября 2002 г. N А04-2445/02-19/113
Текст Решения официально опубликован не был