Решение Арбитражного суда Амурской области
от 10 января 2003 г. N А04-3993/02-19/239
Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации Октябрьского района к Межрайонной ИМНС РФ N 7 по Амурской области о признании действий неправомерными с участием третьих лиц: Наконечного В.В., финансового департамента Амурской области, при участии в заседании: от заявителя - Колмаков А.Г., заместитель Главы Администрации района от 25.04.01 г., удостоверение N 3, от ответчика - Тимошенко В.А., доверенность от 12.09.02 г. N 27, Наконечный В.В., бывший глава КФХ "Антол", паспорт 10 02 N 340497, от финансового департамента Амурской области - Федосов И.В., доверенность от 20.05.02 г. N 01-16/227, установил:
Администрация Октябрьского района обратилась в арбитражный суд области с заявлением о признании действий должностных лиц государственного органа межрайонной инспекции МНС РФ N 7 по Амурской области незаконными и об обязании инспекции внести изменения в государственный реестр.
В уточнение своих требований представитель Администрации района ходатайствовал о признании действий налогового органа незаконными, об обязании межрайонной инспекции МНС РФ N 7 по Амурской области исключить запись из государственного реестра о завершении ликвидации КФХ "Антол".
В обоснование своих требований пояснил, что налоговым органом внесена запись в государственный реестр о завершении ликвидации юридического лица - КФХ "Антол" с грубыми нарушениями действующего законодательства РФ, в частности, государственный орган не проверил тот факт, что ликвидационная комиссия КФХ не разместила в органах печати в установленный законом срок публикации о ликвидации юридического лица, в результате чего регистрацией добровольной ликвидации нарушены права кредиторов КФХ "Антол", в частности, Администрации Октябрьского района, поскольку у КФХ значится не погашенная задолженность перед бюджетом района по централизованным кредитам на 01.08.02 г. в сумме 1064866 руб. 17 коп.
Представитель финансового департамента Администрации Амурской области поддержал позицию Администрации района.
Ответчик с заявленными требованиями Администрации Октябрьского района не согласился в полном объеме, указав, в частности, что межрайонной инспекцией МНС РФ N 7 по Амурской области 19.08.02 г. внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с ликвидацией КФХ "Антол" по решению его учредителей (участников). Установленный законодательством РФ порядок ликвидации юридического лица соблюден полностью. В частности, ликвидатор уведомил регистрирующий орган о завершении ликвидации КФХ "Антол" не ранее, чем через два месяца со дня помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица. Представленные КФХ документы, в том числе ликвидационный баланс свидетельствовали о том, что крестьянско-фермерским хозяйством завершены расчеты с кредиторами юридического лица. Администрацией района документально не доказано наличие кредиторской задолженности КФХ перед бюджетом района.
Привлеченный судом в качестве третьего лица согласно ст. 51 АПК РФ бывший глава КФХ "Антол" Наконечный В.В. пояснил, что крестьянско-фермерским хозяйством соблюдены все установленные законодательством РФ предписания по добровольной ликвидации юридического лица, объявление о ликвидации КФХ помещено в районной газете "Наша жизнь" 26.03.99 г. - не менее, чем за два месяца до завершения ликвидации. КФХ "Антол" не имело указанной заявителем кредиторской задолженности перед бюджетом Октябрьского района, поскольку централизованного кредита в приведенные сроки и указанной сумме не получало.
Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Крестьянско-фермерское хозяйство "Антол", как юридическое лицо, зарегистрировано постановлением Администрации Октябрьского района Амурской области от 26.05.94 г. за N 187.
Постановлением Администрации Октябрьского района от 24.03.98 г. N 77 с целью приведения организационно-правовой формы крестьянского (фермерского) хозяйства "Антол" в соответствие с предписаниями ст. 23 ГК РФ, зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство "Антол", с главой КФХ Наконечным В.В., предпринимателем без образования юридического лица. Согласно свидетельству о государственной регистрации N 14 членами крестьянского (фермерского) хозяйства на день регистрации 24.03.98 г. являлись: Помазуев А.Н., Кирьянов А.В., Заводовский П.И.
Вместе с тем, крестьянское (фермерское) хозяйство "Антол", как юридическое лицо, не было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц и значилось в приведенном реестре за N 84 на 15.07.02 г.
14.01.99 г. учредителями КФХ принято решение о добровольной ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства.
23.03.99 г. главой КФХ "Антол" Наконечным В.В. в Администрацию Октябрьского района сдано свидетельство о государственной регистрации его в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Антол" предпринимателя без образования юридического лица.
26.03.99 г. в районной газете "Наша жизнь" КФХ размещена публикация о ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства "Антол".
13.08.02 г. крестьянским (фермерским) хозяйством в налоговый орган подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с соответствующим пакетом документов.
19.08.02 г. межрайонной инспекцией МНС РФ N 7 по Амурской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с ликвидацией КФХ по решению его учредителей (участников).
Оценив материалы, представленные крестьянско-фермерским хозяйством "Антол" в налоговый орган, иные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица, установленный главой VII ФЗ от 08.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" ответчиком не нарушен.
В частности, согласно предписаниям ст. 21 ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: заявление о государственной регистрации по установленной форме, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины.
Перечисленные в приведенной норме документы представлены в налоговый орган крестьянско-фермерским хозяйством, а именно заявление от 13.08.02 г. по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 19.06.02 г. N 349, квитанцию от 13.08.02 г. об уплате госпошлины. В нотариально заверенном заявлении юридическим лицом подтверждено, что им соблюден установленный порядок ликвидации юридического лица, завершены расчеты с кредиторами, согласованы с соответствующими государственными органами и муниципальными органами в установленных законом случаях вопросы ликвидации юридического лица. Согласно ликвидационному бухгалтерскому балансу по состоянию на 13.08.02 г. кредиторской задолженности крестьянскофермерское хозяйство не имело.
Заявитель, обосновывая наличие непогашенной кредиторской задолженности КФХ "Антол" на 01.08.02 г., представил в судебное заседание обязательство крестьянско-фермерского хозяйства "Антол" от 23.06.95 г. N 47, согласно которому крестьянское (фермерское) хозяйство обязуется безусловно уплатить долг государству в размере семьсот двадцать один миллион девятьсот тридцать восемь тысяч двести (721938200) неденоминированных рублей по кредиту, полученному в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.95 г. N 240 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса РФ в 1995 г." от райфинотдела Октябрьского района Амурской области для погашения не обеспеченной возвратом к 1995 году за счет собственных источников задолженности по централизованным кредитам, рассроченной для уплаты равными долями по 90242275 руб. в течение 10 лет, начиная с 1998 г. по 2005 г. включительно в денежной форме непосредственно финансовому органу - райфинотделу Октябрьского района. Кроме того, представлен реестр долговых обязательств, заключенных ссудозаемщиками по рассрочке централизованных кредитов, в котором под N 37 значится крестьянское (фермерское) хозяйство "Антол" с общей суммой кредиторской задолженности 721700 руб.
Исследовав доводы заявителя в указанной части, представленные им документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Администрации Октябрьского района в связи со следующим.
Федеральным законом от 24.04.95 г. N 46-ФЗ "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности" предусмотрено переоформление не имеющей источников возврата задолженности по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 годах, и процентам по ним сельскохозяйственных организаций всех форм собственности и других организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в государственный внутренний долг Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона N 46-ФЗ приведенная задолженность переоформляется в задолженность указанных организаций Министерству финансов РФ и относится на государственный внутренний долг РФ путем выдачи Министерством финансов РФ Центробанку РФ векселей со сроками погашения в течение 10 лет, начиная с 1998 г. ежегодно равными долями с уплатой 10 процентов годовых под соответствующие гарантии субъектов РФ.
Главой Администрации Амурской области 22.06.95 г. направлена главам городских и районных Администраций телеграмма о необходимости переоформления задолженности по централизованным кредитам в долговые обязательства в срок до 26.06.95 г. под гарантии местных бюджетов в соответствии с федеральным законом. Аналогичная телеграмма направлена финуправлением Амурской области в адрес районных и городских финотделов.
Постановлениями от 26.07.95 г. NN 362 и 363 Глава Администрации Амурской области обязал глав администраций городов и районов области заключить договоры с ссудозаемщиками о возврате кредитов и сумм начисленных процентов по ним и соглашения с финансовым управлением области о предоставлении гарантий основными бюджетными счетами местных Администраций.
Во исполнение указаний Главы Администрации Амурской области и финансового управления Администрации Амурской области на основании ФЗ N 46-ФЗ финансовым управлением Администрации Амурской области и Администрацией Октябрьского района заключены соглашения от 27.06.95 г. N 12 об обязательствах по государственному внутреннему долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, полученным в 1992-1994 годах и начисленным по ним процентам, дополнительные соглашения от 13.05.99 г. N 1/4 и от 17.11.01 г. N 2/П/18, в соответствии с которыми Администрация Октябрьского района обеспечивает переоформление на себя обязательств в том числе сельскохозяйственных организаций всех форм и собственности и других организаций агропромышленного комплекса и гарантирует безусловную уплату финансовому управлению Администрации Амурской области за счет средств бюджета Октябрьского района средств, необходимых для погашения и обслуживания государственного внутреннего долга и процентов по ним.
Вместе с тем, бывший глава КФХ настаивал в судебном заседании, что приведенный представителем Администрации Октябрьского района централизованный кредит крестьянское хозяйство в указанной сумме не получало, пояснив, что руководитель финотдела Администрации района признавал в устной беседе, что данная ссуда отношения к КФХ не имеет.
При рассмотрении дела судом учтены предписания ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом неоднократно откладывалось рассмотрение дела, заявителю предлагалось представить доказательства, свидетельствующие о получении крестьянским (фермерским) хозяйством в исследуемый период централизованного кредита в указанной в реестре сумме.
Однако заявителем не представлены арбитражному суду заключенный банком с КФХ "Антол" кредитный договор; срочные обязательства, как дополнение к кредитному договору (календарный график платежей), доказательства наличия в банке ссудного счета, уведомления о его открытии соответствующего налогового органа, наличия в банке кредитного дела иных доказательств фактического получения централизованного кредита.
Суд принимает во внимание то обстоятельство, что Администрация Октябрьского района со дня публикации в районной газете информации о ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства в арбитражный суд области с заявлением о взыскании кредиторской задолженности с КФХ не обращалось.
Ответчиком подтверждено в судебном заседании не поступление в налоговый орган сообщения кредитного учреждения об открытии соответствующего ссудного счета крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Более того, представлены документы налоговых проверок, согласно которым такой кредиторской задолженности КФХ "Антол" не значится.
Кроме того, бывшим главой КФХ и представителем ответчика обращено внимание суда на то обстоятельство, что представленное заявителем обязательство от 23.06.95 г. N 47 подписано не установленными лицами от имени действовавших в указанный период времени главы крестьянского (фермерского) хозяйства Помазуева А.Н. и гл. бухгалтера Чупрасовой Л.Н. из документов, представленных налоговым органом, подписанных указанными лицами, усматриваются иные образцы подписей.
При вынесении решения суд признает, что приведенные выше соглашения противоречат требованиям гражданского законодательства РФ. Согласно предписаниям ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации участвуют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими правовой статус этих органов, а государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане могут выступать в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени. Действовавшим в исследуемый период Законом РФ от 05.03.92 г. N 2449-1 "О краевом, областном Совета и краевой, областной Администрации" не предусмотрено право Администрации возлагать на муниципальные образования обязательств по погашению долгов третьих лиц перед бюджетом.
Возложение Главой Администрации Амурской области на Администрацию Октябрьского района обязанностей по заключению соглашений погашению долгов по кредитам, предоставленным третьим лицам, противоречит принципу добровольности договора, изложенному в ст. 421 ГК РФ, а также предписаниям ст. 126 ГК РФ, согласно которой муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации, за исключением случаев, когда муниципальные образования приняли на себя гарантии (поручительство) по обязательствам РФ. Принятие на себя обязательств финуправлением Администрации Октябрьского района противоречит Закону РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации", согласно которому бюджеты соответствующих территорий утверждают местные Советы в интересах населения, местные Советы самостоятельно определяют направления использования средств местных бюджетов.
Судом принимались меры для установления кредиторской задолженности КФХ "Антол". На запрос арбитражного суда области письмом ФБ "Дальневосточное ОВК" за N С-3-1-01-3/01 сообщено, что "архивы Агропромбанка сроком до 1997 г. за некоторым исключением уничтожены. В данный момент в ФБ "Дальневосточное ОВК" имеются в наличии простые копии выписок по лицевым счетам и первичные документы, подтверждающие выдачу кредитов и движение по ссудным счетам КФХ "Антол", начиная лишь с 1995 года, а документов за 1992-1994 годы нет".
На основании изложенного выше суд отказывает в удовлетворении требований Администрации Октябрьского района.
Решение изготовлено 10.01.03 г. (ч. 2 ст. 176 АПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Амурской области в течение месяца со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 10 января 2003 г. N А04-3993/02-19/239
Текст Решения официально опубликован не был