Рассмотрев Проект закона Амурской области "Об Областной целевой программе "Развитие социального обслуживания и адресной социальной помощи населению Амурской области в 2003-2005 гг.", внесенный Главой Администрации области, областной Совет народных депутатов постановляет:
1. Принять в первом чтении Проект закона Амурской области "Об областной целевой программе "Развитие социального обслуживания и адресной социальной помощи населению Амурской области в 2003-2005 гг.".
2. Направить указанный законопроект субъектам права законодательной инициативы для внесения поправок и в прокуратуру области, управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области для внесения замечаний и предложений до 15 октября 2002 года.
3. Постоянной комиссии областного Совета народных депутатов по вопросам социальной политики доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение областного Совета народных депутатов во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Заместитель председателя
областного Совета
народных депутатов |
О.А. Турков |
Проект Закона Амурской области
Об Областной целевой программе
"Развитие социального обслуживания и адресной социальной помощи
населению Амурской области в 2003-2005 гг."
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Развитие социального обслуживания и адресной социальной помощи населению Амурской области в 2003-2005гг." (Приложение).
Статья 2
Главе Администрации области при формировании областного бюджета на 2003-2005 гг. предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий областной целевой программы "Развитие социального обслуживания и адресной социальной помощи населению Амурской области в 2003-2005 гг."
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области |
Л.В. Коротков |
Приложение
к Проекту Закона
Амурской области
от "___" ___________ 2002 г. N____
Областная целевая программа
"Развитие социального обслуживания и адресной социальной помощи
населению Амурской области в 2003-2005 гг."
Паспорт областной целевой программы "Развитие социального обслуживания
и адресной помощи населению Амурской области в 2003-2005 гг."
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
1.1. Развитие сети социальных учреждений
1.2. Укрепление материально-технической базы социальных учреждений
1.3. Адресная социальная помощь
1.4. Автоматизация системы социальной защиты населения
II. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
III. Основные направления и разделы Программы
3.1. Меры по развитию сети социальных учреждений
3.2. У крепление материально-технической базы социальных учреждений
З.З. Адресная социальная помощь
З.4. Автоматизация системы социальной защиты населения
IV. Механизмы реализации Программы
V. Ресурсное обеспечение Программы
VI. Контроль за ходом реализации Программы
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Паспорт областной целевой программы
"Развитие социального обслуживания и адресной помощи населению
Амурской области в 2003-2005 гг."
Наименование Программы - областная целевая программа "Развитие социального
обслуживания и социальной адресной помощи
населению Амурской области в 2003-2005 гг."
Основание для разработки - Федеральные законы от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об
Программы основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации", от 02.08.95 N 122-ФЗ
"О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов", от 17.07.99 N 178-ФЗ "О
государственной социальной помощи"
Государственный заказчик - Управление социальной защиты населения
Программы Администрации Амурской области
Основной разработчик - Управление социальной защиты населения
Программы Администрации Амурской области
Цели и задачи Программы - развитие сети социальных учреждений, повышение
качества социального обслуживания населения и
уровня адресной социальной помощи населению
области
Сроки реализации - 2003-2005 гг.
Программы
Перечень основных 1) развитие сети социальных учреждений,
разделов Программы 2) укрепление материально-технической базы
социальных учреждений,
3) усиление адресной социальной помощи населению
области,
4) автоматизация системы социальной защиты населения
Исполнители Программы - управление социальной защиты населения
Администрации Амурской области,
- финансовый департамент Администрации Амурской
области,
- органы местного самоуправления, отделы (управления)
социальной защиты населения городов и районов
области
Объемы и источники - объем финансирования - 62,5 млн. руб. в том числе
финансирования из областного бюджета 56,9 млн. руб.:
Программы 2003 г. - 20,2 млн. руб.
2004 г. - 21,1 млн. руб.
2005 г. - 15,6 млн. руб.
Ожидаемые конечные увеличение мощности:
результаты Программы - домов-интернатов для престарелых и инвалидов
на 100 мест,
- социальных приютов для детей и подростков на
100 мест
открытие новых социальных учреждении:
- центра реабилитации детей с ограниченными
возможностями на 70 мест,
- 4 бюро медико-социальной экспертизы
повышение качества социального обслуживания
пожилых людей, инвалидов, детей и подростков
в стационарных условиях,
увеличение объемов предоставляемой адресной
социальной помощи, нуждающимся категориям
населения,
увеличение производственных площадей, значительное
улучшение качества оказываемой протезно-
ортопедической помощи инвалидам,
повышение уровня оснащенности средствами
вычислительной техники организаций и учреждений
социальной защиты населения области
Контроль за исполнением - Управление социальной защиты населения
Программы Администрации Амурской области.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Прошедшее десятилетие отмечено резким снижением уровня доходов и качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с детьми. Действующая система государственной помощи не обеспечивает необходимого уровня социальной защищенности малообеспеченных слоев населения. В целях повышения ее эффективности последние годы взят курс на предоставление помощи действительно нуждающимся, на улучшение качества социального обслуживания населения.
Успешное решение этих задач возможно при наличии оптимальной сети социальных учреждений по обслуживанию престарелых граждан и инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, постоянном ее обновлении, обеспечении адресности социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми, ветеранам и инвалидам, а также наличии отраслевой автоматизированной информационной системы.
1.1. Развитие сети социальных учреждений
Последние годы в Амурской области нарастают проблемы, решению которых будет способствовать создание новых социальных учреждений.
Ежегодно увеличивается количество детей-инвалидов. С 3428 в 1996 г. их число возросло до 4522 человек в 2001 г. Семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, не имеют возможности для комплексного, индивидуального лечения, реабилитации своих детей в области. Для решения данных вопросов необходимо открытие областного Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями. В 2000 году было принято Постановление Главы Администрации Амурской области от 29.12.2000 N 797 "О создании областного государственного учреждения "Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями". Из-за отсутствия средств вопрос до настоящего времени не решен.
Анализ показывает, что в последние годы растет число проблем в таких социальных институтах как семья, женщины и дети. Особенно остро стоят проблемы безнадзорности и беспризорности. В настоящее время в области насчитывается 419 семей с 692 детьми, родители которых лишены родительских прав. Более 500 детей нуждаются в устройстве в специализированные учреждения. Имеющиеся 9 социальных приютов для детей и подростков не могут обеспечить потребность в них.
В настоящее время в Амурской области действуют 12,5 экспертных составов первичных бюро и 2 экспертных состава Главного бюро медикосоциальной экспертизы. Общее число освидетельствованных по различным вопросам медико-социальной экспертизы составляет 30 тыс. человек в год. Согласно нормативам, содержащимся в примерном Положении об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 965 (в редакции 26.10.2000), сеть учреждений медико-социальной экспертизы планируется из расчета: 1 первичное бюро на 70-90 тыс. чел. (9 человек) на 1800-2000 освидетельствований в год и 1 состав (11 человек) Главного бюро медико-социальной экспертизы из расчета на 4 первичных бюро. Исходя из этого, на 30 тыс. освидетельствованных должно быть 15 первичных бюро медико-социальной экспертизы и 3,5 состава Главного бюро. Для приведения в соответствие с нормативом числа учреждений медико-социальной экспертизы необходимо дополнительно открыть 2,5 состава первичных бюро в городах Благовещенске, Тынде и Зее, и 1,5 состава Главного бюро медико-социальной экспертизы.
1.2. Укрепление материально-технической базы социальных учреждений
В области имеется 7 стационарных учреждений социального обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов, рассчитанных на 2139 мест, в том числе общего типа на 631 место, психоневрологических - на 1278, для глубоко умственно отсталых детей - 205, санаторных - 25 мест. Три учреждения размещены в типовых зданиях, остальные в приспособленных, доля ветхого фонда составляет в этих учреждениях до 50%. В связи с недостаточным финансированием капитальный ремонт ветхих зданий не проводится, ведется текущий, поддерживающий ремонт.
В Мухинском и Мазановском психоневрологических домах-интернатах имеющиеся спальные корпуса не пригодны для проживания, необходим их снос и строительство новых зданий.
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности детей и подростков Октябрьского приюта в пос. Екатеринославка и сохранности автотранспорта необходимо строительство гаража.
В Белогорском приюте требует капитального ремонта наружная система водоснабжения, так как имеющаяся система водовода эксплуатируется в течение более 20 лет, водоводы проржавели, случаются частые порывы труб и подпитка грунтовыми водами, что создает угрозу здоровью детей.
В области более 5 тысяч инвалидов нуждаются в оказании протезно-ортопедической помощи, из них четыре тысячи пользовались услугами Благовещенского протезно-ортопедического предприятия. С 30 января 2002 года это предприятие прекратило свою деятельность. Управлением социальной защиты населения Администрации области 17.05.2002 создано областное государственное унитарное предприятие "Реабилитационно-технический центр по обслуживанию инвалидов", одним из направлений деятельности которого будет оказание протезно-ортопедической помощи. Планируется открытие стационара на 25 человек. Для организации производственного процесса необходимо завершение строительства имеющегося здания, приобретение современного оборудования.
В связи с тем, что имеющееся оборудование в социальных учреждениях находится в эксплуатации от 15 до 20 лет, возникла острая необходимость в приобретении оборудования для прачечных и пищеблоков; а также приобретения автомобилей для бюро медико-социальной экспертизы. Кроме того, инвалиды по слуху и зрению испытывают большую потребность в обеспечении техническими средствами реабилитации.
1.3. Адресная социальная помощь
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума может предоставляться адресная социальная помощь.
По данным Амуроблкомстата в 2001 году 41% населения области или 403 тыс. чел. имели среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Предоставляемая в настоящее время адресная помощь не носит систематический характер. Доля средств из областного бюджета, выделяемых на адресную помощь в 2001 г., составила 9,6% от расчетной потребности.
Анализ уровня доходов населения показывает, что в числе особо нуждающихся находятся многодетные семьи, другие семьи с детьми, одинокие престарелые граждане, инвалиды, лица без определенного места жительства и др. Большие трудности возникают в семьях с детьми в период подготовки к школе, к зимнему и летнему сезонам, этим семьям нужна помощь в приобретении одежды, обуви, школьных принадлежностей.
В 2003 году должна быть завершена замена паспортов, однако часть населения не имеет средств для получения паспорта нового образца или имеют минимальные доходы (в 1 квартале 2002 года у 13,5 тыс. чел. среднедушевые доходы были до 500 руб., у 65,4 тыс. чел. - от 500 до 750 руб.).
Для решения этих проблем Программа предусматривает ввести в 2003 году 2 вида адресной социальной помощи различным категориям малообеспеченных граждан (семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, малообеспеченным ветеранам и инвалидам).
1.4. Автоматизация системы социальной защиты населения
В условиях роста инфляции, дефицита средств, возрастающего числа получателей социальной помощи возникает необходимость радикального изменения технологии обработки информации по социальной защите населения, удовлетворяющей современным требованиям. В настоящий момент уровень автоматизации отделов(управлений) социальной защиты населения городов и районов составляет 56% от потребности, социальных учреждений (приютов и домов-интернатов) - 24%, учреждений медико-социальной экспертизы - 3%. Отставание в этой сфере сказывается на эффективности оказания услуг, а также учете средств, выделяемых на социальную помощь.
В целях обеспечения реализации задач социальной защиты населения в течение 2003-2005 гг необходимо довести уровень оснащения средствами вычислительной техники отделов(управлений) социальной защиты населения городов и районов до 79%, учреждений медико-социальной экспертизы до 36%.
II. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Главной целью Программы является развитие сети социальных учреждений, повышение качества социального обслуживания населения и уровня адресной социальной помощи населению области.
Для достижения этой цели определены следующие основные задачи.
1. Формирование оптимальной сети учреждений социального обслуживания населения и укрепление их материально-технической базы.
2. Улучшение условий содержания граждан старшего поколения, инвалидов, детей и подростков в социальных учреждениях.
3. Расширение медико-социального и социально-бытового обслуживания граждан старшего поколения, инвалидов, детей и подростков.
4. Обеспечение реабилитации детей с ограниченными возможностями.
5. Увеличение объемов адресной социальной помощи, предоставление ее малообеспеченным семьям с детьми, ветеранам и инвалидам.
6. Повышение уровня автоматизации системы социальной защиты населения.
Сроки исполнения Программы 2003-2005 годы.
III. Основные направления и разделы Программы
3.1. Меры по развитию сети социальных учреждений
Мероприятия раздела предусматривают расширение сети действующих в области социальных учреждений и открытие новых.
Новое для области учреждение - это центр реабилитации детей с ограниченными возможностями на 70 мест (реконструкция пионерского лагеря им. П. Морозова в г. Благовещенске).
К действующей сети социальных приютов для детей и подростков предполагается дополнительно открыть социальные приюты на 50 мест каждый в г. Шимановске, в с. Антоновка Завитинского района.
Мероприятиями предусматривается дополнительно открытие 4-х составов бюро медико-социальной экспертизы. Это позволит привести их количество в соответствие с действующими нормативами.
3.2. У крепление материально-технической базы социальных учреждений
За счет нового строительства спальных корпусов предполагается увеличить количество мест в Мухинском и Мазановском психоневрологических домах интернатах (по 100 мест в каждом). Планируется выполнить капитальный ремонт наружных сетей водопровода в Белогорском приюте, для Октябрьского социального приюта построить гараж, завершить строительство здания для областного государственного унитарного предприятия "Реабилитационно-технический центр по обслуживанию инвалидов".
З.З. Адресная социальная помощь
Мероприятия раздела направлены на усиление адресной помощи малообеспеченным категориям граждан. Особое внимание уделено семьям с детьми. Планируется адресное оказание помощи многодетным и другим семьям с детьми в период подготовки к школе (канцелярские товары) и гражданам, не имеющим средств для получения паспорта нового образца.
З.4. Автоматизация системы социальной защиты населения
В данном разделе определены меры по оснащению компьютерной техникой отделов(управлений) социальной защиты населения городов и районов области, учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы.
IV. Механизмы реализации Программы
Исполнителями мероприятий Программы являются управление социальной защиты населения и финансовый департамент Администрации области, органы местного самоуправления и отделы(управления) социальной защиты населения городов и районов области.
Механизмы реализации Программы определяются Главой Администрации области, управлением социальной защиты населения. Открытие новых социальных учреждений осуществляется на основании постановления Главы Администрации области. Постановлением Главы Администрации области определяется порядок предоставления различных видов адресной социальной помощи.
Управление социальной защиты населения Администрации Амурской области осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы: ежегодная подготовка бюджетной заявки и внесение ее в установленном порядке для учета при формировании проектов прогнозов социально-экономического развития области и областного бюджета, контроль за использованием средств и выполнением включенных в Программу мероприятий, подготовка информации о выполнении мероприятий Программы.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. Общая потребность средств на реализацию Программы составляет 62,5 млн. руб. Объем финансирования из областного бюджета составляет 56,9 млн. руб., в том числе по годам:
2003 г - 20,2 млн. руб., в том числе инвестиции -12,2 млн. руб.;
2004 г - 21,1 млн. руб., в том числе инвестиции - 15,1 млн. руб.;
2005 г - 15,6 млн. руб., в том числе инвестиции - 9,5 млн. руб.
по разделам:
I раздел - 19,4 млн. руб., в том числе инвестиции - 15,9 млн. руб.;
II раздел - 22,4 млн. руб., в том числе инвестиции - 20,8 млн. руб.;
III раздел - 10,0 млн. руб.,
IV раздел - 5,1 млн. руб.
Объем средств бюджетов муниципальных образований области, выделяемых на выполнение программных мероприятий по адресной социальной помощи и автоматизации органов социальной защиты населения, составит 5568,0 тыс. руб.(до 50% средств областного бюджета).
Средства, необходимые для реализации мероприятий Программы, при подготовке областного бюджета на очередной год корректируются в связи с изменением цен, тарифов, повышением заработной платы и изменением уровня инфляции.
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных Программой возлагается на управление социальной защиты населения Администрации Амурской области.
Отчет об использовании бюджетных средств представляется исполнителями мероприятий Программы в установленном порядке государственному заказчику. Кроме того, один раз в полугодие они направляют государственному заказчику информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит оптимизировать сеть социальных учреждений как в территориальном (географическом) охвате, так и в удовлетворении потребностей населения в социальных услугах, укрепить материально-техническую базу действующих социальных учреждений, повысить качество социального обслуживания населения.
В результате выполнения Программы ожидается:
увеличение мощности:
- домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 100 мест,
- социальных приютов для детей и подростков на 100 мест;
открытие новых социальных учреждений:
- центра реабилитации детей с ограниченными возможностями на 70 мест,
- 4 бюро медико-социальной экспертизы;
повышение качества социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, детей и подростков в стационарных условиях;
увеличение объемов предоставляемой адресной социальной помощи нуждающимся категориям населения;
увеличение производственных площадей, значительное улучшение качества оказываемой протезно-ортопедической помощи инвалидам;
повышение уровня оснащенности средствами вычислительной техники системы социальной защиты населения области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 19 сентября 2002 г. N 19/503 "О Проекте закона Амурской области "Об Областной целевой программе "Развитие социального обслуживания и адресной социальной помощи населению Амурской области в 2003-2005 гг."
Текст Постановления официально опубликован не был