Законодательное Собрание постановляет:
1. Принять обращение Законодательного Собрания Амурской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Нарышкину С.Е., заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Дворковичу А.В., Министру сельского хозяйства Российской Федерации Федорову Н.В. о необходимости внесения в федеральное законодательство изменений, расширяющих полномочия по государственному контролю в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (прилагается).
2. Направить настоящее постановление Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Нарышкину С.Е., заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Дворковичу А.В., Министру сельского хозяйства Российской Федерации Федорову Н.В.
3. Обратиться в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, к членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Масловскому П.А., Савельеву Н.А., депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Абрамову И.Н, Гольдштейну Р.Э., Новикову Д.Г. с просьбой поддержать обращение.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания |
К.В. Дьяконов |
Обращение
Законодательного Собрания Амурской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Нарышкину С.Е., заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Дворковичу А.В., Министру сельского хозяйства Российской Федерации Федорову Н.В. о необходимости внесения в федеральное законодательство изменений, расширяющих полномочия по государственному контролю в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами
Целями государственной аграрной политики являются устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, рациональное использование земель. Эти задачи невозможно решить без современных методов организации защиты растений, реализации мероприятий по повышению плодородия почв с помощью пестицидов и агрохимикатов, а также эффективного государственного надзора в данной сфере.
До августа 2011 года надзор в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (далее - препараты) в агропромышленном комплексе осуществляла Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Надзор включал в себя контроль за фактическим оборотом препаратов (изготовление, регистрация, транспортировка, хранение, реализация, применение, утилизация).
В частности, показатели деятельности управления Россельхознадзора по Амурской области свидетельствуют о том, что только за 2011 год в поднадзорной сфере было выявлено 140 нарушений, из них более 30 - это нарушения правил и норм хранения. В первую очередь экологическую угрозу благополучию людей, животным и растениям представляли (и продолжают представлять) бесхозные склады, неконтролируемое внесение препаратов на землях сельскохозяйственного назначения, использование
незарегистрированных (нелегальных) препаратов. Так, на пограничном пункте пропуска г. Благовещенска в 2011 году у граждан КНР было изъято из ручной клади около 114 кг препаратов, не имеющих государственной регистрации на территории Российской Федерации.
Изменения в 2011 году Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" привели к тому, что необходимый для надзора в данной сфере объем полномочий был утрачен.
Таким образом, в настоящее время фактически отсутствует государственный надзор за оборотом препаратов, за их использованием на землях сельскохозяйственного назначения, за ввозом из иностранных государств, в частности КНР. На сегодняшний день угроза экологических инцидентов (чрезвычайных ситуаций) продолжает существовать, так как на территории области находится большое количество пестицидов, запрещенных и непригодных к применению. Данные пестициды представляют собой смесь химических веществ 1 - 4 класса токсичности. Это сильнейшие яды, несущие угрозу (или вероятную гибель) всем биологическим видам в радиусе попадания этих веществ. Подобная картина встречается практически в каждом субъекте Российской Федерации.
Кроме этого, в последние годы увеличивается поток плодоовощной продукции из КНР. Ввиду отсутствия проверки на наличие вредных веществ в указанной продукции в Россию попадает дешевая плодоовощная продукция сомнительного качества. Это не только создает угрозу здоровью населения, но и подрывает конкурентоспособность российских сельхозтоваропроизводителей и даже приводит их к банкротству.
Отсутствие надзора усугубляет ситуацию с каждым годом.
В настоящее время во всех странах Европы, за исключением России, вся ввозимая растительная продукция (овощи, фрукты, зелень, зерновые) в полном объеме тщательно исследуется на наличие хлорорганических пестицидов и агрохимикатов.
Дело в том, что хлорорганические пестициды - это органические соединения хлора или хлорированные углеводороды, устойчивые во внешней среде и более продолжительно сохраняющиеся в ее объектах (почве, воде, растительном покрове и др.). По токсикологическим свойствам хлорорганические пестициды относятся к политропным ядам с преимущественным действием на центральную нервную систему и паренхиматозные органы (печень, почки).
Большинство из хлорорганических пестицидов плохо растворимы в воде, хорошо - в органических растворителях и особенно в жирах. Их отличительное свойство - стойкость в окружающей среде. Например, ДДТ, алдрин, гептахлор обнаруживаются в почве через десятилетия после их применения. Они длительное время задерживаются в верхних слоях почвы, медленно мигрируют в глубину, накапливаются в продуктах растительного и животного происхождения.
Аналогичная ситуация складывается и при использовании агрохимикатов, поскольку многие из них токсичны, они сохраняются в продуктах и способствуют накоплению фосфатов, нитратов и др. потенциально опасных для человека вредных веществ.
Для выхода из положения необходимо в кратчайшие сроки внести изменения в статью 15 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и в иные нормативные правовые акты Российской Федерации в части осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в сфере оборота и применения пестицидов, агрохимикататов в агропромышленном комплексе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Полагаем, что внесение этих изменений позволит обеспечить защиту жизни и здоровья граждан, безопасность сельскохозяйственной продукции, более четко и сбалансированно#" решать задачи по развитию сельскохозяйственного производства России.
С учетом изложенного просим Вас рассмотреть вопрос о внесении в федеральное законодательство изменений, расширяющих полномочия по государственному контролю в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Амурской области от 23 сентября 2014 г. N 41/437 "Об обращении Законодательного Собрания Амурской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Нарышкину С.Е., заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Дворковичу А.В., Министру сельского хозяйства Российской Федерации Федорову Н.В. о необходимости внесения в федеральное законодательство изменений, расширяющих полномочия по государственному контролю в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был