Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 15 февраля 2005 г. N 02-199
Решением Арбитражного суда Амурской области от 25 мая 2005 г. настоящее Решение оставлено в силе
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Яковлева Т.Н. - председатель Комиссии, руководитель управления,
Члены Комиссии:
Федосов И.В. - заместитель руководителя управления,
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного законодательства, законодательства о
естественных монополиях,
Малыгина Т.Г. - ведущий специалист АМО,
рассмотрев дело N А-5/482004 о нарушении ОАО "Российские железные дороги" (г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
в сентябре 2004 года в Амурское УФАС России поступили заявления индивидуальных предпринимателей Леншина В.П., Сизых С.А., Филатова В.М. о повышении размера платы за въезд на перрон железнодорожной станции Благовещенск для получения груза, грузобагажа, поступающего в почтово-багажных вагонах.
Заявители сообщили, что ранее за въезд на территорию железнодорожной станции Благовещенск при получении грузобагажа грузополучатели платили 10 рублей, а с сентября 2004 года им приходится платить по 466 рублей за каждое транспортное средство.
При рассмотрении заявлений было установлено, что 25 июня 2004 года между ООО "ЗТК - группа компаний" и ОАО "Российские железные дороги" в лице начальника Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" заключен договор N 769, предметом которого является организация работ, связанных с проездом автотранспорта на территорию станции Благовещенск, погрузкой - разгрузкой грузобагажа в коммерческие почтово-багажные и багажные вагоны на перроне вокзала.
По договору ОАО "Российские железные дороги" (Заказчик) обязуется представлять ООО "ЗТК - группа компаний" (Исполнителю) информацию о прибытии вагонов на вокзал, обеспечить оперативное решение вопросов, возникших в процессе выполнения работ по договору. Исполнитель, в свою очередь, обязуется организовывать и осуществлять контролируемый въезд автотранспорта на территорию и перрон вокзала, погрузку-выгрузку грузобагажа собственными силами.
В приложении N 1 к договору сторонами согласована договорная цена за въезд на территорию станции Благовещенск в размере 316 рублей за 1 единицу транспорта, которая перечисляется на расчетный счет Заказчика.
В соответствии с заключенным договором N 769 от 25.06.2004 приказом N 19 от 06.09.2004 ООО "ЗТК - Сервис" установлена цена за въезд на перрон, оперативный путь станции в размере 466 руб. Из этой суммы ООО "ЗТК - Сервис" через ООО "ЗТК - группа компаний" 316 рублей обязуется перечислять ОАО "Российские железные дороги". Оставшаяся сумма в размере 150 рублей остается у ООО "ЗТК - Сервис". Калькуляция стоимости проезда на вокзале станции Благовещенск утверждена исполнительным директором ООО "ЗТК - Сервис" Коржуковым О.А. Из калькуляции следует, что отчисления в ОАО "РЖД" по договору за проезд одного автомобиля составляют 315 рублей.
ООО "ЗТК - Сервис" представило справку о том, что по состоянию на 10.12.2004 выручка от взимания платы за въезд на перрон станции Благовещенск составила 154 718 руб., из которых ОАО "РЖД" следует перечислить 104 912 руб. Перечислено фактически 57 828 руб., что подтверждается платежными поручениями N 62 от 26.10.2004 и N 68 от 11.11.2004. Копии указанных платежных поручений были представлены также и представителем ОАО "РЖД".
На рассмотрении дела индивидуальные предприниматели Леншин В.П. и Сизых С. А. заявленные требования подтвердили, сообщив также, что при въезде на территорию станции Благовещенск с грузополучателей взимается различная по размеру плата: при следовании в багажное отделение станции плата взимается в размере 20 руб., а за проезд к почтово-багажному вагону плата составляет 466 руб. При этом грузополучатели оплачивают только проезд автотранспорта к почтово-багажным вагонам, никаких услуг им при этом ни железная дорога, ни ООО "ЗТК-Сервис" не оказывают.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" на заседании Комиссии подтвердил факт получения филиалом ОАО "РЖД" - Забайкальской железной дорогой от ООО "ЗТК - Сервис" денежных средств в размере 57 828 руб. Вместе с тем, он отрицал то обстоятельство, что железной дорогой взимается плата за въезд на территорию станции Благовещенск, указав, что речь идет о компенсации эксплутационных и амортизационных расходов железной дороги по содержанию имущества, а именно: эстакады - места, предназначенного для погрузки и выгрузки грузов и багажа из коммерческих, почтово-багажных и багажных вагонов. То есть плата за пользование имуществом ж/дороги взимается с грузополучалелей коммерческих грузов, которые поступают на станцию Благовещенск в вагонах, не являющихся собственностью железной дороги. В обоснование правомерности взимания платы за проезд на грузовую эстакаду ст.Благовещенск представитель ОАО "РЖД" представил письменное пояснение, из которого следует, что:
ОАО "Российские железные дороги" в лице начальника Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по доверенности заключило договор с ООО "ЗТК-группа компаний от 25 июня 2004 года N 769, предметом которого является организация работ, связанных с проездом автотранспорта на территорию вокзала ст.Благовещенск, по которому ЗТК обязуется за пропуск одной единицы транспорта перечислять 316 рублей, составляющие расходы ОАО "РЖД" по содержанию территории и грузовой эстакады и отчислению амортизационных расходов. Договор является гражданско-правовым и регулируется Гражданским кодексом РФ и не противоречит его нормам. Так, в соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договоров. В соответствии с ч.2 ст.421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными нормативными актами. В соответствии со ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. К договору прилагается калькуляция затрат при проезде одной автомашины в сумме 287 рублей. Соглашением сторон по договору установлена цена 316 рублей, что также не противоречит нормам гражданского законодательства.
Заслушав объяснения сторон, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно Устава ОАО "Российские железные дороги", утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585, главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
В соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки относятся к сфере естественных монополий. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Таким образом, исключительное положение субъекта естественной монополии на товарном рынке в соответствии с приведенным определением, на основании ст.4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" признается доминирующим положением и на такого хозяйствующего субъекта распространяются требования антимонопольного законодательства.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования регулируются Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации" (далее - Устав), который также устанавливает права, обязанности и ответственность перечисленных лиц (ст.1 Устава). Кроме того, Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
Согласно ст.2 Устава места общего пользования - это крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта.
В местах общего пользования выполняются операции по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, грузобагажа и контейнеров (ст.9 Устава).
В местах необщего пользования выполняются операции по погрузке, выгрузке грузов и контейнеров.
Места общего и необщего пользования должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и устройства для обеспечения сохранности грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, бесперебойной погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, а также соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. Места общего пользования в необходимых случаях дополнительно оборудуются специальными погрузочно-выгрузочными устройствами, в том числе эстакадами, специализированными площадками, скотопогрузочными платформами, водопойными пунктами, очистными сооружениями, дезинфекционно-промызочными устройствами.
Соответствие мест общего и необщего пользования перечисленным требованиям обеспечивается за счет средств их владельцев.
Владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на станции Благовещенск является ОАО "РЖД", которое в соответствии со ст.9 Устава обязано обеспечивать содержание находящихся на станции мест общего пользования.
Порядок оказания владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта услуг по ее использованию также установлен Уставом, статьей 50 которого предусмотрено, что для осуществления перевозок пассажиров, грузов" багажа, грузобагажа перевозчики заключают с владельцем инфраструктуры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры является публичным и заключается в письменной форме. Примерная форма указанного договора устанавливается правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры. В договоре об оказании услуг по использованию инфраструктуры определяются предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов за услуги и способы оплаты этих услуг, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. То есть, договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры заключаются перевозчиками и с определенной целью: для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа. Следовательно, ОАО "РЖД" не может заключать такие договоры с получателями багажа и грузобагажа.
Статьей 21 Устава установлено, что погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями). При этом перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями, грузополучателями выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Отсюда следует, что получатели багажа и грузобагажа обязаны обеспечить выгрузку багажа из вагонов, в том числе, передав эту обязанность по договору иным лицам. Однако ОАО "РЖД" не заключало и не заключает договоры на оказание услуг по огрузке и выгрузке багажа и грузобагажа из почтово-багажных вагонов на станции Благовещенск с получателями багажа и грузобагажа.
Работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон (ст. 9 Устава).
Нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в сфере железнодорожных перевозок, не предусмотрен такой вид услуг на железнодорожном транспорте как организация въезда автотранспорта на территорию и перрон железнодорожных станций. Соответственно, в тарифном руководстве не указаны тарифы (цены) на услуги или работы, связанные с организацией въезда на территорию станции. Договоры на оказание услуг по организации въезда на территорию станции Благовещенск Амурской области ОАО "РЖД" с получателями багажа и грузобагажа, прибывающего на данную станцию, также не заключало. ОАО "РЖД" получает плату в размере 316 рублей за каждое транспортное средство фактически только за разрешение на проезд автотранспорта получателей багажа и грузобагажа на территорию станции, не оказывая при этом им никаких услуг. Вместе с тем, в соответствии с Уставом у грузоотправителей и грузополучателей есть право свободного доступа в места общего пользования железнодорожного транспорта для обеспечения погрузки и вызрузки грузов, багажа и грузобагажа.
Таким образом, ОАО "Российские железные дороги", занимающее доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок в Амурской области и являющееся владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта на станции Благовещенск Амурской области, установив не предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации ограничение доступа получателей багажа и грузобагажа к местам общего пользования на станции Благовещенск, предназначенным для погрузки, выгрузки багажа и грузобагажа из почтово-багажных вагонов, и взимая с них плату за въезд на территорию станции Благовещенск, нарушило требования пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающего действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в соответствии с пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации
решила:
Выдать ОАО "Российские железные дороги" предписание о прекращении нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Председатель Комиссии |
Т.Н. Яковлева |
Члены Комиссии: |
И.В. Федосов |
У.Н. Тарасова
Т.Г. Малыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 15 февраля 2005 г. N 02-199
Текст Решения официально опубликован не был
Решением Арбитражного суда Амурской области от 25 мая 2005 г. настоящее Решение оставлено в силе