Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 29 марта 2005 г. N 02-422
Решением Арбитражного суда Амурской области от 11 июля 2005 г. настоящее предписание оставлено в силе
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Яковлева Т.И. - председатель Комиссии, руководитель управления,
Члены Комиссии:
Федосов И.В. - зам. руководителя управления,
Богуш В.П. - главный специалист отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного законодательства, законодательства о
естественных монополиях,
Саенко В.Н. - специалист 1 категории АМО,
рассмотрев дело N А-7/032005 о нарушении органом местного самоуправления г. Благовещенска (Думой г. Благовещенска, администрацией г. Благовещенска г. Благовещенск, ул. Ленина, 133) пункта 2 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
27 января 2005 года Думой г. Благовещенска было принято решение N 56/12 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 06.05.2004г. N 46/81 "Об установлении льгот по земельному налогу".
Пункт 1 решения Думы г. Благовещенска от 06.05.2004г. N 40/81 освобождении от уплаты земельного налога в пределах суммы, поступающей городской бюджет дополнен словами "предприятия автомобильного транспорта, осуществляющие пассажирские перевозки и имеющие на балансе более 100 единиц пассажирского транспорта".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер "N 40/81" следует читать как "N 46/81"
Пункт 2 решения Думы г. Благовещенска от 06.05.2004г. N 46/81 об освобождении от уплаты земельного налога в пределах суммы, поступающей в городской бюджет дополнен пунктом следующего содержания - "освободить от уплаты земельного налога в размере 50%:
предприятия, осуществляющие строительство судов, при условии направления высвободившихся средств на освоение нового производства;
предприятия, занимающиеся заготовкой и переработкой вторичного сырья из полиэтиленовых изделий, при условии направления высвободившихся средств на освоение нового производства.
Кроме того, 27.01.2005г. Думой г. Благовещенска было принято решение N 56/13 "О внесении дополнений в Положение о плате за землю в муниципальном образовании городе Благовещенске, утвержденное решением городской Думы от 04.03.2004г. N 44/38.
Пункт 17 указанного решение городской Думы дополнен следующим абзацем:
"предприятия по производству спирта, при условии направления высвободившихся средств на реализацию инвестиционных проектов;
предприятия электротранспорта, осуществляющие пассажирские перевозки, при условии направления высвободившихся средств на укрепление материально-технической базы.
При рассмотрении дела представитель администрации г. Благовещенска не признал нарушение, ссылаясь на то, что решения Думы г. Благовещенска NN 56/12, 56/13 предоставляют льготы не отдельным хозяйствующим субъектам, а категориям налогоплательщиков, а поэтому не требуется получение согласия антимонопольного органа на предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам. Кроме того, определением о возбуждении дела от 02.03.2005г. привлечен орган местного самоуправления, тогда как решение о предоставлении льгот принимала Дума г. Благовещенска, которая и отвечает за принятие данных правовых актов.
Представитель Думы г. Благовещенска также не признал нарушение, указав, что в соответствии со статьей 14 Закона РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных категорий плательщиков.
Законом Амурской области от 04.04.2003г. N 202-ОЗ "О полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений" определено, что органы местного самоуправления устанавливают льготы по уплате земельного налога виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных категорий плательщиков.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер "N 202" следует читать как "N 203"
В соответствии со статьей 8 ФЗ от 25.09.1997г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы, предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами.
Комиссия Амурского УФАС России, заслушав представителей органа местного самоуправления г. Благовещенска, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
Действительно органы местного самоуправления в соответствии с вышеуказанными законами и иными нормативными правовыми актами обладают правом устанавливать льготы по уплате земельного налога виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных категорий плательщиков.
Правомерна ссылка представителя Думы г. Благовещенска на статью 8 ФЗ от 25.09.1997г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" на основании которой, представительные органы местного самоуправления вправе предоставлять льготы по уплате земельного налога в соответствии с федеральными законами.
Однако нельзя согласиться с выводом представителей органа местного самоуправления г. Благовещенска, что в указанных решениях Думы г. Благовещенска отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.
Пунктом 2 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" установлено, что проекты решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам предоставления льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом.
При рассмотрении дела было установлено, что инициатива для предоставления льгот исходила от самих лиц, указанных в решениях Думы г. Благовещенска (МП "Автоколонна 1275", МП "Троллейбусное управление", ОАО "Благовещенский спиртзавод", ОАО "Судостроительный завод им. Октябрьской революции", ОАО "Вторресурсы"). Данные хозяйствующие субъекты, приложив экономическое обоснование, обратились в администрацию г. Благовещенска с соответствующим заявлением о предоставлении льгот по уплате земельного налога, а администрация г. Благовещенска в свою очередь, обратилась в Думу г. Благовещенска с предложением о предоставлении льгот по земельному налогу для данных лиц.
Кроме того, Комиссией было установлено, что все указанные хозяйствующие субъекты в г. Благовещенске существуют в единственном числе. Это одно предприятие электротранспорта, осуществляющее перевозку пассажиров в г. Благовещенске (МП "Троллейбусное управление), одно предприятие пассажирского транспорта, имеющее более 100 единиц пассажирского транспорта (МП "Автоколонна 1275"), одно судостроительное предприятие (ОАО "Судостроительный завод им. Октябрьской революции"), одно предприятие, занимающиеся заготовкой и переработкой вторичного сырья (ОАО "Вторресурсы").
Однако, предоставление льгот по земельному налогу предприятиям, осуществляющим свою деятельность на определенном товарном рынке в единственном числе (ОАО "Судостроительный завод им. Октябрьской революции", ОАО "Благовещенский спиртзавод", ОАО "Вторресурсы") не может оказать влияния на конкуренцию на определенных товарных рынках, тогда как предоставление льгот предприятиям, осуществляющим свою деятельность на рынке перевозок пассажиров в г. Благовещенске, ставит в неравное положение хозяйствующие субъект и муниципального и иных форм собственности.
Таким образом, орган местного самоуправления, приняв решение N 56/12 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 06.05.2004г. N 46/81 "Об установлении льгот по земельному налогу" и решение N 56/13 "О внесении дополнений в Положение о плате за землю в муниципальном образовании городе Благовещенске, утвержденное решением городской Думы от 04.03.2004г. N 44/38 без согласования с антимонопольным органом, нарушил нормы п. 2 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Комиссия Амурского УФАС России определила, что для устранения нарушения антимонопольного законодательства, необходимо сделать следующее:
отменить пункт 1 решения Думы г. Благовещенска N 56/12 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 06.05.2001г. N 46/81 "Об установлении льгот по земельному налогу" в части освобождения от уплаты земельного налога в пределах суммы, поступающей в городской бюджет "предприятия автомобильного транспорта, осуществляющие пассажирские перевозки и имеющие на балансе более 100 единиц пассажирского транспорта";
пункт 1 решения Думы г. Благовещенска N 56/13 "О внесении дополнений в Положение о плате за землю в муниципальном образовании городе Благовещенске, утвержденное решением городской Думы от 04.03.2004г. N 44/38, в части освобождения в полном объеме от арендной платы за земельные участки "предприятия электротранспорта, осуществляющие пассажирские перевозки, при условии направления высвободившихся средств на укрепление материально-технической базы".
Вместе с тем, Комиссия также определила, что устранить нарушение антимонопольного законодательства может и обязана Дума г. Благовещенска.
Руководствуясь п.1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в соответствии с пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации
решила:
1. Выдать органу местного самоуправления (Думе г. Благовещенска) предписание о прекращении нарушения пункта 2 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Председатель Комиссии: |
Т.Н. Яковлева |
Члены Комиссии: |
И.В. Федосов |
В.П. Богуш
В.Н. Саенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 29 марта 2005 г. N 02-422
Текст Решения официально опубликован не был
Решением Арбитражного суда Амурской области от 11 июля 2005 г. настоящее предписание оставлено в силе