Решение Арбитражного суда Амурской области
от 15 мая 2003 г. N А04-726/2003-5/102
Арбитражный суд, при участии от заявителя: по доверенности от 09.04.2003 - Олиферов С.В., 3-и лица: Индивидуальный предприниматель - Мартынов П.Л., рассмотрел в судебном заседании, исковое заявление Комитета Администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области к Администрации г. Белогорска о признании ненормативного акта недействительным.
Комитет Администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным Постановления Главы Администрации г. Белогорска от 31.12.2002 N 1576 "О предоставлении в собственность Мартынову П.Л. земельного участка по ул. Денисенко, 2, под магазин склад оптовой торговли".
Заявитель требование поддержал, в обоснование заявил, что на основании Постановления Главы Администрации г. Белогорска от 31.12.2002 N 1576 в собственность ИП Мартынову П.Л. предоставлен земельный участок кадастровый номер 28:02:000151:0043 общей площадью 286,50 кв. м.
В соответствии с п. 14 ст. 43 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают: органы принявшие Решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости. На основании п. 3 ст. 28 Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости, в двухнедельный срок со дня обращения.
В соответствии с п. 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 Решение о приватизации земельных участков на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в случае приобретения объектов недвижимого имущества находящихся в собственности субъекта РФ.
Заявитель считает, что поскольку Решение о приватизации объекта принято Комитетом по управлению государственным имуществом Амурской области, а также объект недвижимого имущества до приватизации находился в собственности Амурской области, решение о приватизации земельного участка должен принимать Комитет Администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области.
Ответчик в судебное заседание не явился заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. В отзыве указал, что с требованиями не согласен в полном объеме, поскольку Решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, до разграничения государственной собственности на землю принимаются органами Федеральной власти - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в Федеральной собственности; органами государственной власти субъекта РФ - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъекта РФ и органами местного самоуправления в иных случаях. На земельном участке, проданном ИП Мартынову П.Л. располагаются объекты недвижимого имущества являющиеся собственностью ИП Мартынова П.Л. и не являющиеся ни Федеральной, ни областной собственностью, следовательно, органы местного самоуправления г. Белогорска приняли Решение о продаже земельного участка в соответствии с требованиями законодательства.
Ответчик считает, что поскольку приватизация Малого ГП "Белогорскагропромснаб" проведена в 1992 г. действие Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не распространяются на правоотношения по приватизации земельного участка, в отношении которого принято Постановление.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд установил следующее.
На основании Постановления Главы Администрации г. Белогорска от 31.12.2002 N 1576 "О предоставлении в собственность Мартынову П.Л. земельного участка по ул. Денисенко, 2 под магазин склад оптовой торговли". На основании данного Постановления между Отделом имущественных прав Администрации г. Белогорска и ИП Мартыновым П.Л. заключен договор купли-продажи N 37 от 10.01.2003. В соответствии с данным договором ИП Мартынову П.Л. предоставлен в собственность (за плату) земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 28:02000151:0043, общей площадью 286,5 кв. м расположенный по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Денисенко, 2 для использования под магазин-склад оптовой торговли.
Право собственности на расположенный на земельном участке объект недвижимого имущества магазин-склад к ИП Мартынову П.Л. перешло в результате заключенной сделки 24.05.2001 от ОАО "Белогорскагропромснаб".
ОАО "Белогорскагропромснаб" образовано в результате приватизации Государственного предприятия "Белогорскагропромснаб" которое находилось в собственности Амурской области, что подтверждается Постановлением Правительства от 03.12.1992 N 941 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Амурской области".
Решение о приватизации указанного предприятия принято, а план приватизации утвержден Комитетом по управлению государственным имуществом Амурской области.
Согласно п. 2 ст. 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" с даты вступления в силу указанного Закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном данным Законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. В этих случаях сделки на основании такого информационного сообщения или оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о приватизации.
Как следует из материалов дела заявление ИП Мартынова о приватизации земельного участка поступило в Администрацию г. Белогорска 22.11.2002 (вх. N 01-8-3549), отношения по продаже земельного участка являются вновь возникшими, следовательно, довод ответчика о недопустимости применения к данным отношениям Закона от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 указанного закона собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Аналогичное право собственников зданий, строений, сооружений предусмотрено пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники объектов недвижимости, расположенные на земельных участках, относящихся к государственной собственности или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки.
Статьей 29 и пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о продаже земельного участка принимает и подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка осуществляет орган государственной власти, обладающий правом предоставления соответствующих участков.
Земельный участок с кадастровым номером 28:02000151:0043 в порядке предусмотренном ст.ст. 17, 18, 19 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" не отнесен к собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 14 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" До разграничения государственной собственности на землю Решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают: органы, принявшие Решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости; органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации, - в отношении земельных участков, на которых находятся иные объекты недвижимости.
Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 28 указанного Закона в соответствии, с которой решение о приватизации земельных участков принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.
На основании п. 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 г. N 576 Решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается: Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в Федеральной собственности; уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации; органом местного самоуправления - в иных случаях.
Суд считает, что для случаев когда недвижимое имущество приватизировано до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" подлежит применению п. 1 ст. 28 указанного Закона в соответствии с которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.
ИП Мартынов П.Л. приобрел недвижимое имущество, которое было приватизировано до вступления в силу указанного Закона.
Для данного случая применяются нормы п. 3 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 7 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 в данных статьях речь идет именно о собственниках объектов недвижимости, приватизация которых произведена до вступления в силу указанного Закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" Решение о приватизации земельных участков принимают органы, принявшие Решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.
Таким образом, довод ответчика о принятии Решения о продаже спорного земельного участка в соответствии с законодательством является несостоятельным.
Поскольку Комитет по управлению государственным имуществом Амурской области принял Решение о приватизации объекта недвижимости, расположенного на земельном участке и находящегося в настоящее время в собственности ИП Мартынова А.П., именно Комитет вправе принять Решение о приватизации этого участка.
При таких обстоятельствах доводы Заявителя являются обоснованными, заявление подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст. 5 Закона "О государственной пошлине" ответчик от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 180 АПК РФ, суд решил:
Заявление удовлетворить.
Признать недействительным Постановление Главы Администрации г. Белогорска от 31.12.2002 N 1576 "О предоставлении в собственность Мартынову П.Л. земельного участка по ул. Денисенко, 2, под магазин склад оптовой торговли" как несоответствующее п. 14 ст. 43, п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 г. N 576.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Апелляционную инстанцию Арбитражного суда Амурской области, либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 15 мая 2003 г. N А04-726/2003-5/102
Текст Решения официально опубликован не был