Решение Арбитражного суда Амурской области
от 27 мая 2005 г. N А04-1359/05-9/142, А04-1919/05-9/193, А04-1854/05-9/194
Арбитражный суд, при участии ОАО "РЖД" - Клишин А.В., юрисконсульт юридической службы по доверенности N НЮ-57 от 26.01.05 года, ООО "ЗТК - Сервис" - Гришкин В.П. по доверенности N 04/04-05 от 15.04.05 г., ООО "ЗТК - группа компаний" - Гришкин В.П. начальник юротдела по доверенности N 01/03-05 от 18 марта 2005 года, ответчик: Богуш В.П. главный специалист по доверенности N 01-258 от 25.02.05 г., ИП Леншин В.П., водительское удостоверение, ИП Сизых С.А.: паспорт, 3-и лица: ИП Сизых С.А., ИП Леншин В.П., рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Забайкальской железной дороги, ООО "ЗТК - группа компаний", ООP "3TK - Сервис" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области о признании решения и предписания незаконными, установил:
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Забайкальской железной дороги обратилось в арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания N 4 от 10.02.2005 г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области. Возбуждено производство по делу N А04-1359/05-9/142.
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Забайкальской железной дороги обратилось в арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания N 6 от 18.03.2005 г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области. Возбуждено производство по делу N А04-1919/05-9/193
ООО "ЗТК - группа компаний", ООО "ЗТК - Сервис" обратились в арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания N 6 от 18.03.2005 г. Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области. Возбуждено производство по делу N А04-1854/05-9/194.
Определением арбитражного суда от 11 мая 2005 года указанные дела объединены в одно производство, присвоен номер N А04-1359/05-9/142, А04-1919/05-9/193, А04-1854/05-9/194.
Ответчик требования не признал, указал, что при получении заявлений о взимании необоснованно высокой платы за въезд к местам получения багажа Управлением была проведена проверка на станции Благовещенск. В результате было подтверждено получение, что за въезд к месту получения груза взимается плата в сумме 416 рублей за один автомобиль. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено нарушение ОАО "РЖД" требований антимонопольного законодательства, в связи с чем просит в иске отказать, так как заявитель не привел доводов, которые могли бы служить основанием для признания решения и предписания недействительными.
ИП Сизых С.А. в отзыве на требования указал, что до 6 сентября 2004 года размер оплаты за подъезд на 37 путь составлял 10 рублей, в настоящее время - 466 рублей. Считает, что ОАО "РЖД" вместо путей 14 и 21 специально для этого предназначенных, осуществляет постановку вагонов на 37 путь, чем обеспечивает дополнительный доход. ООО "ЗТК - сервис" никаких дополнительных работ по договору не производит: так как проверка документов на въезде не осуществляется, ограничения при излишнем количестве автотранспорта на эстакаде не производятся.
ИП Лешин В.П. в судебном заседании пояснил, что плата за въезд увеличилась с 10 руб. до 466 руб., никаких дополнительных услуг не предоставляется.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
25 июня 2004 года ОАО "Российские железные дороги" и ООО "ЗТК - группа компаний" заключили договор N 769, согласно которому дорога поручает, а ООО "ЗТК - группа компаний" принимает на себя обязательства по организации работ, связанных с проездом автотранспорта на территорию вокзала Благовещенск, погрузкой-разгрузкой грузобагажа в коммерческие почтово-багажные и багажные вагоны на перроне вокзала.
В результате чего плата за въезд на территорию станции Благовещенск составила 466 руб. 00 коп. за одну автомашину.
Считая, что тарифы за въезд на станцию завышены необоснованно, ИП Сизых С.А., ИП Леншин В.П. обратились с заявлением в Управление ФАС России по Амурской области.
10 февраля 2005 года по результатам рассмотрения дела о нарушениях антимонопольного законодательства Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области вынесла решение, которым признала нарушение ОАО "Российские железные дороги" требований пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающего действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. Выдано ОАО "Российские железные дороги" предписание N 4 от 15 февраля 2005 года с требованием в срок до 15 марта 2005 года прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в незаконном установлении ограничения доступа получателей багажа и грузобагажа к местам общего пользования на станции Благовещенск, предназначенным для погрузки, выгрузки багажа и грузобагажа из почтово-багажных вагонов, и взимании с них платы за въезд на территорию станции Благовещенск, для чего:
а) установить свободный доступ получателей багажа и грузобагажа к местам общего пользования на станции Благовещенск, предназначенным для погрузки, выгрузки багажа и грузобагажа из почтово-багажных вагонов;
б) перечислить в федеральный бюджет доход в сумме 57828 рублей, полученный в результате незаконного взимания с получателей багажа и грузобагажа платы за въезд на территорию станции Благовещенск.
18 марта 2005 года по результатам рассмотрения дела о нарушениях антимонопольного законодательства Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области вынесла решение, которым признала нарушение ОАО "Российские железные дороги", ООО "ЗТК - группа компаний", ООО "ЗТК - Сервис" требований пункта 1 статьи 6 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившиеся в заключении соглашения, которое приводит к установлению тарифов на услуги по погрузке-выгрузке багажа, грузобагажа, перевозимого железнодорожным транспортом. Выдано предписание N 6 от 18 марта 2005 года, которым предписано ОАО "Российские железные дороги", ООО "ЗТК - группа компаний", ООО "ЗТК - Сервис" в срок до 08 апреля 2005 года прекратить нарушение пункта 1 статьи 6 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в заключении договора N 769 от 25.06.2004 года, устанавливающего оплату за въезд автотранспорта на перрон станции Благовещенск, который ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, пользующихся услугами железной дороги, для чего расторгнуть договор N 769 от 25.06.2004 года; ОАО "Российские железные дорога" перечислить в федеральный бюджет доход в сумме 127348 рублей, полученный в результате незаконного взимания с получателей багажа и грузобагажа платы за въезд на территорию станции Благовещенск;
ООО "ЗТК - Сервис" перечислить в федеральный бюджет доход в сумме 121918 рублей, полученный в результате незаконного взимания с получателей багажа и грузобагажа платы за въезд на территорию станции Благовещенск.
Оценив указанные обстоятельства, суд считает, что требования о признании незаконным решения и предписания N 6 от 18 марта 2005 года, подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 ст. 6 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", нарушение которого вменяется заявителям, запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения (далее - соглашение) или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Как следует из текста закона, условием применения данной нормы являются действия хозяйствующих субъектов на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров).
Понятию "Группа лиц" дано определение в статье 4 Закона. Доминирующее положение ст. 4 Закона определено как исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
В тексте оспариваемого решения нет никаких обоснований по поводу применения указанной нормы к ООО "ЗТК - Сервис", ООО "ЗТК - группа компаний", доказательств действия их на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров) с ОАО "Российские железные дороги".
Судом не приняты в качестве таких доказательств представленные в судебное заседание лицензия N 00769 серии ПРД, выданная ФГУП "Забайкальская железная дорога" на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте и приказ N НА-193фс от 29 сентября 2004 года Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте ООО "ЗТК - Транс". Так как отсутствуют доказательства какой-либо связи ООО "ЗТК - Транс" с ООО "ЗТК - Сервис", ООО "ЗТК - группа компаний". Кроме того, лицензии выданы на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, а согласно оспариваемым актам, вменяются заявителям действия по ограничению доступа получателей багажа и грузобагажа к местам общего пользования.
Согласно ст. 200 п. 5 Арбитражного процессуального Кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно же статьи 12 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольный орган вправе только при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства принимать решения и выдавать предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
В части требований о признании незаконными решения и предписания N 4 от 15 февраля 2005 года, требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Согласно статье 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
В соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" российские железные дороги являются субъектом естественных монополий.
Согласно ст. 8 указанного закона субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях.
Исследуя заключенный договор N 769, судом установлено, что согласно данному договору ОАО "Российские железные дороги" поручает, а ООО "ЗТК - группа компаний" принимает на себя обязательства по организации работ, связанных с проездом автотранспорта на территорию вокзала Благовещенск, погрузкой-разгрузкой грузобагажа в коммерческие почтово-багажные и багажные вагоны на перроне вокзала.
Согласно агентскому договору N 3 от 6 января 2004 года ООО "ЗТК - группа компаний" выступало по поручению "ЗТК - Сервис", которое и осуществляет контролируемый въезд на станцию Благовещенск.
Причем за оказанные услуги, согласно пункту 5.1 договора и протокола согласования договорной цены, исполнитель оплачивает за въезд на территорию станции Благовещенск дороге 316 рублей за 1 единицу транспорта.
Исходя из калькуляции, указанная стоимость включает в себя затраты на амортизационные отчисления, текущее содержание и обслуживание, накладные расходы 113,3% , электроэнергию, рентабельность, и никак не связана с предметом договора - организацией работ, связанных с проездом автотранспорта на территорию вокзала Благовещенск.
Фактически, согласно приказу N 19 от 06.09.2004 года директора ООО "ЗТК - Сервис", цена на въезд на перрон, оперативный путь установлена в размере 466 руб. 00 коп. Взимание указанной платы подтверждается платежными документами.
Согласно схеме расположения контролируемого въезда и расположения путей установлено, что плата берется как с транспорта, проезжающего к 37 пути, который является специальным путем, так и за проезд к багажному отделению.
Статьей 1 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что им регулируются отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных, связанных с перевозками услуг.
Согласно ст. 21 Устава погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями). Перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями, грузополучателями выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Указанные работы сторонами на себя не принимались.
Этой же статьей установлено, что погрузка грузов в контейнеры и выгрузка грузов из контейнеров в местах общего и необщего пользования обеспечиваются грузоотправителями, грузополучателями.
Из указанной нормы следует, что доступ к местам общего пользования должен быть свободным.
Согласно ст. 2 Устава железнодорожного транспорта РФ к местам общего пользования относятся участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта. В связи с чем, багажные отделения являются местами общего пользования.
Таким образом, в результате заключения железной дорогой договора с ООО, резко возросла плата за въезд на территорию вокзала с 10 руб. до 466 руб. 00 коп. Указанные действия дороги суд расценивает как действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов
Исходя из смысла указанного договора действия ОАО "Российские железные дороги" по заключению договора на организацию направлены на получение необоснованной прибыли за счет других хозяйствующих субъектов.
Таким образом, указанные действия и установление монопольно высокой цены являются ограничением доступа получателей багажа и грузобагажа к местам общего пользования на станции Благовещенск, предназначенным для погрузки, выгрузки багажа и грузобагажа.
В соответствии со ст. 12 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" антимонопольный орган вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам, рассмотрения которых принимать решения и выдавать предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражно-процессуального Кодекса РФ, решил:
Удовлетворить требования ОАО "Российские железные дороги", ООО "ЗТК - Сервис", ООО " ЗТК - группа компаний" в части признания незаконным решения и предписания N 6 от 18 марта 2005 года, вынесенных Управлением федеральной антимонопольной службы по Амурской области.
В части требований ОАО "Российские железные дороги о признании незаконными решения и предписания N 4 от 10.02.2005 года, вынесенных Управлением федеральной антимонопольной службы по Амурской области, в иске отказать.
Выдать ОАО "Российские железные дороги" справку на возврат государственной пошлины в размере 1000 руб. 00 коп.
Выдать ООО "ЗТК - Сервис" справку на возврат госпошлины в сумме 2000 рублей.
Выдать ООО "ЗТК - группа компаний" справку на возврат госпошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Апелляционную инстанцию Арбитражного суда Амурской области, либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 27 мая 2005 г. N А04-1359/05-9/142, А04-1919/05-9/193, А04-1854/05-9/194
Текст Решения официально опубликован не был