Решение Арбитражного суда Амурской области
от 11 июля 2005 г. N А04-3417/05-17/120
Арбитражный суд Амурской области, при участии от истца: Малыгина Т.Г. - дов. N 01-1084 от 04.07.05., Саенко В.Н. - дов. N 02-540 от 18.04.05, от МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи": Ворфоломеева Н.В. - дов. от 08.07.05 г., от ОАО "Амурфармация": Моисеенко Т.М. - дов. от 17.01.05., от ООО "Фарм-Экспресс": Вологдина Т.В. - дов. от 26.05.05, после возобновления судебного заседания: от истца: Малыгина Т.Г. - дов. от 04.07.05. N 01-1084, Саенко В.Н. - дов от 18.04.05, N 02-540, от ООО "Фарм-Экспресс": Вологдина Т.В. - дов. от 26.05.05, от ОАО "Амурфармация": Пушкарева А.Н. - дов. от 01.08.05, рассмотрев в судебном заседании дело, по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области к МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи", ОАО "Амурфармация" о признании недействительными конкурса и договора, третье лицо: ООО "Фарм-Экспресс", установил:
Судом открыто судебное заседание после завершения предварительного заседания, поскольку лица, участвующие в деле, не возразили против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании непосредственно после завершения предварительного заседания.
Судом был объявлен перерыв в судебном заседании 08.07.2005 г. до 11.07.2005г. до 10-00. Судебное заседание возобновлено 11.07.2005 г. в 10-00.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области с исковым заявлением к МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" о признании недействительным конкурса, проведенного 21.03.2005 г. МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" по закупке лекарственных средств медицинского назначения и определения его победителя, а также о признании недействительным договора, заключенного по результатам проведения конкурса.
Свои требования истец обосновывает тем, что 14 апреля 2005 года в Амурское УФАС России поступило заявление ООО "Фарм-Экспресс" о нарушениях, допущенных при проведении открытого конкурса 21.03.05 г. на закупку продукций медицинского назначения для нужд МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" г. Белогорска.
ООО "Фарм-Экспресс" для участия в конкурсе была подана заявка на поставку лекарственных препаратов общего списка и изделий медицинского назначения.
04 апреля 2005 года ООО "Фарм-Экспресс" было получено уведомление об отклонении их заявки, как несоответствующей квалификационным требованиям, изложенным в конкурсной документации заказчика. Однако, из протокола неясно, каким именно квалификационным требованиям, не соответствует заявка ООО "Фарм-Экспресс".
Конкурсной комиссией была рассмотрена заявка ОАО "Амурфармация" и принято решение о признании ОАО "Амурфармация" победителем конкурса на поставку продукции медицинского назначения для нужд МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" г. Белогорска на 2005 год. Основанием для принятия такого решения стало наличие у ОАО "Амурфармация" возможностей для приготовления стерильных растворов, наличие лицензии на работу с наркотическими, сильнодействующими и психотропными препаратами, а также возможность проведения экспертизы качества лекарственных препаратов. По результатам проведенного конкурса 25.03.2005 г. МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" заключило с ОАО "Амурфармация" контракт на поставку лекарственных средств медицинского назначения.
МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" для проведения конкурса была разработана конкурсная документация, в том числе - инструкция поставщикам-участникам конкурса, информационная карта конкурсной документации.
По мнению истца при проведении конкурса и определении его победителя МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" нарушило порядок проведения конкурса по следующим основаниям.
П. 2 инструкции установлено, что к участию в конкурсе приглашаются юридические лица, в связи с этим истец считает, что данным положением ограничен доступ к участию в конкурсе по субъектному составу.
П. 15 информационной карт, г установлены квалификационные требования участника конкурса, а именно "иметь опыт не менее 3-х лет оптовых поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения и иной медицинской продукции", однако, ни одним нормативным правовым актом РФ не установлено ограничение по участию в конкурсе из-за отсутствия опыта.
Проведение экспертизы качества лекарственных препаратов должно осуществляться в соответствии с правилами и нормами сертификации органами, аккредитованными на проведение соответствующей экспертизы, однако в Амурской области такие лаборатории отсутствуют, в связи с чем результаты лабораторного анализа качества лекарственных препаратов, выполняемого ОАО "Амурфармация" не могут быть признаны официальными.
Следовательно, включение в условия конкурса вышеуказанных требований неправомерно и может привести к ограничению доступа поставщиков к участию в конкурсе.
П. 32 инструкции, устанавливающий право заказчика принимать или отклонять конкурсные заявки, не неся при этом никакой ответственности перед поставщиками, противоречит п. 3 ст. 448 ГК РФ, которая устанавливает, что организатор открытого конкурса, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения конкурса в любое время, но не позднее, чем за 30 дней до проведения конкурса. В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Абз. 2 п. 13 инструкции установлено, что конкурсные заявки могут содержать предложения на поставку отдельных наименований номенклатуры продукции.
ООО "Фарм-Экспресс" приняло участие в конкурсе на закупку только лекарственных препаратов общего списка и изделий медицинского назначения. На поставку наркотических средств, сильнодействующих и психотропных препаратов, экстемпоральных лекарственных средств заявка не подавалась, ввиду отсутствия соответствующей лицензии.
Тем не менее, организатор конкурса отклонил конкурсную заявку ООО "Фарм-Экспресс" на том основании, что у данного участника отсутствует возможность на приобретение, хранение. перевозки, отпуск и реализации наркотических, сильнодействующих и психотропных препаратов; приготовления стерильных растворов; проведения экспертизы качества лекарственных препаратов.
В соответствии с п. 43 Указа Президента РФ от 08.04.1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", отклонив конкурсную заявку ООО "Фарм-Экспресс", организатор конкурса должен был признать конкурс несостоявшимся и назначить новый срок его проведения, т.к. остался один участник конкурса - ОАО "Амурфармация".
Кроме того, истец считает, что в конкурсной документации, разработанной МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи", содержатся нарушения п. 1 ст. 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", что является основанием для признания судом конкурса недействительным, просит требования по заявлению удовлетворить.
В дальнейшем истец уточнил заявленные исковые требования, в качестве основания иска привел ст. 168 ГК РФ.
Суд, с согласия истца, на основании ст. 46 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве второго ответчика ОАО "Амурфармация".
Ответчики с требованиями согласны, иск признают, последствия признания иска ответчикам разъяснены.
ООО "Фарм Экспресс" поддерживает позицию истца, представило запрошенные судом документы.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил:
21.03.2005 года МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" был проведен открытый конкурс на закупку продукций медицинского назначения для нужд МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" г. Белогорска. Для участия в конкурсе были поданы заявки ООО Фарм-Экспресс" и ОАО "Амурфармация".
04 апреля 2005 года конкурсная заявка ООО "Фарм-Экспресс" была отклонена, как несоответствующая квалификационным требованиям, изложенным в конкурсной документации заказчика.
Конкурсной комиссией было принято решение о признании ОАО "Амурфармация" победителем конкурса на поставку продукции медицинского назначения для нужд МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" г. Белогорска на 2005 год. По результатам проведенного конкурса 25.03.2005 г. МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" заключило с ОАО "Амурфармация" контракт на поставку лекарственных средств медицинского назначения.
При проведении конкурса и определении его победителя МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" нарушило порядок проведения конкурса, не соблюдены требования действующего законодательства.
П. 2 инструкции, а также п. 15 информационной карты ограничен доступ к участию в конкурсе по субъектному составу.
П. 32 инструкции противоречит п. 3 ст. 448 ГК РФ, который устанавливает, что организатор открытого конкурса, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения конкурса в любое время, но не позднее, чем за 30 дней до проведения конкурса. В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Не соблюдены правила, установленные абз. 2 п. 13 инструкции, которым установлено, что конкурсные заявки могут содержать предложения на поставку отдельных наименований номенклатуры продукции.
ООО "Фарм-Экспресс" приняло участие в конкурсе на закупку только лекарственных препаратов общего списка и изделий медицинского назначения. Однако, организатор конкурса отклонил конкурсную заявку ООО "Фарм-Экспресс" на том основании, что у данного участника отсутствует возможность на приобретение, хранение, перевозки, отпуск и реализации наркотических, сильнодействующих и психотропных препаратов; приготовления стерильных растворов; проведения экспертизы качества лекарственных препаратов.
После отклонения конкурсной заявки ООО "Фарм-Экспресс" остался один участник конкурса - ОАО "Амурфармация". В нарушение п. 43 Указа Президента РФ от 08.04.1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", организатор конкурса МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" не признал конкурс несостоявшимся и не назначил новый срок его проведения.
Таким образом, в конкурсной документации, разработанной МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи", содержатся нарушения п. 1 ст. 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На основании ст. 168 ГК РФ открытый конкурс, проведенный 21.03.2005 г. МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" по закупке лекарственных средств медицинского назначения, а также договор, заключенный по результатам проведения конкурса, являются недействительными.
В соответствии с п. З ч. 4 ст. 170 АПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
Ответчики исковые требования о признании недействительным конкурса, проведенного 21.03.2005 г. МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" по закупке лекарственных средств медицинского назначения и определения его победителя, а также о признании договора, заключенного по результатам проведения конкурса недействительным, признали в полном объеме, что подтверждается заявлениями представителей ответчика, и признание иска ответчиками принято судом.
Таким образом, надлежит удовлетворить заявленные требования в полном объеме - признать недействительным конкурс, проведенный 21.03.2005 г. МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" по закупке лекарственных средств медицинского назначения и определения его победителя, а также признать недействительным договор - контракт от 25.03.2005 г. на выполнение заказа на поставку продукции для муниципальных нужд лекарственных средств и изделий медицинского назначения, заключенный по результатам проведения конкурса, между МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" и ОАО "Амурфармация", на основании ст. 168 ГК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 110 АПК РФ, при соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением.
В судебном заседании стороны дали письменное согласие об отнесении госпошлины на истца, в связи с чем, госпошлина относится на истца. Истец освобожден от ее уплаты в силу п. 1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, суд решил:
Признать недействительным конкурс, проведенный 21.03.2005 г. МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" по закупке лекарственных средств медицинского назначения и определения его победителя.
Признать недействительным договор - контракт от 25.03.2005 г. на выполнение заказа на поставку продукции для муниципальных нужд лекарственных средств и изделий медицинского назначения, заключенный по результатам проведения конкурса, между МЛПУ "Станция скорой медицинской помоги" и ОАО "Амурфармация", заключенный по результатам проведения конкурса.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции, либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу- в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 11 июля 2005 г. N А04-3417/05-17/120
Текст Решения официально опубликован не был