Положениями статей 5, 6 Закона Амурской области "Об административной ответственности в сфере бюджетного законодательства" N 86-ОЗ от 10 ноября 2005г., вступившего в силу с 1 января 2006 г., опубликованного в газете "Амурская правда" N 234 от 30.11.2005 г. установлены административная ответственность за нарушение порядка предоставления кредитов из областного бюджета, государственных гарантий области; превышение полномочий по введению режима сокращения расходов бюджета.
Приведенные положения противоречат федеральному законодательству и нарушают принципы сохранения единства бюджетной системы России.
Согласно ст. 1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 1.3. КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение.
Круг вопросов отнесенных к исключительному ведению РФ определен в ст.71 Конституции РФ и включает, в том числе финансовое, валютное, кредитное регулирование.
В соответствии со ст.7 Бюджетного Кодекса РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относится установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
К ведению органов государственной власти субъектов РФ в силу ст.8 БК РФ относится в случае и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, установление ответственности за нарушение нормативно правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений. Законы субъектов РФ в силу конституционно-правовой природы совместного ведения и исходя из статей 72 и 76 Конституции РФ не должны противоречить федеральным законам, в частности Бюджетному Кодексу и Кодексу об административных правоотношениях.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "Кодексу об административных правоотношениях" следует читать "Кодексу об административных правонарушениях"
Бюджетный кодекс РФ относит установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства к компетенции органов государственной власти РФ, определяя общие признаки нарушений бюджетного законодательства и подчеркивая, что речь идет о нарушениях, касающихся бюджетов всех уровней системы РФ.
В виду этого в Кодексе об административных правонарушениях РФ предусмотрены составы бюджетных правонарушений, распространяющиеся на все уровни бюджетной системы, а именно в статьях 15.14., 15.15. и 15.16. (они аналогично воспроизведены в статьях 2, 3, 4 рассматриваемого Закона Амурской области). Данные нарушения являются нарушениями в сфере финансового и кредитного регулирования, относящегося в силу пункта "ж" статьи 71 Конституции РФ к предметам ведения Российской Федерации, что в основном и предопределило установление на федеральном уровне ответственности за административные нарушения в отношении всех уровней, включая бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Таким образом поддерживается принцип единства Бюджетной системы Российской Федерации, установленный статьей 29 БК РФ и подчеркивающий, что принцип единства бюджетной системы означает также единство санкций за нарушение бюджетного законодательства.
Основания административной ответственности за нарушение порядка предоставления кредитов из областного бюджета, государственных гарантий области; превышение полномочий по введению режима сокращения расходов бюджета установленные оспариваемыми статьями 5, 6 Закона Амурской области не предусмотрены нормами КоАП, иным федеральным законодательством и не могут быть включены, в силу этого в единую систему санкций за нарушение бюджетного законодательства.
Субъект РФ вне сферы действия вопросов федерального значения обладает всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции), в той мере и постольку, в какой и поскольку это предусмотрено и допускается федеральным законодательством, в данном случае установление оснований ответственности в рассматриваемой сфере только федеральным законодательством не препятствует субъекту воспроизводить материальные нормы об ответственности в законах субъекта и наделять юрисдикционными полномочиями органы исполнительной власти субъекта.
Данная позиция подтверждена Определением Конституционного суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 137-О указавшего, что субъект РФ может установить, какой из органов государственной власти субъекта РФ вправе осуществлять юрисдикционные полномочия, при наличии совершенных в отношении средств регионального и местного бюджетов административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, при условии соответствующего воспроизведения диспозиций указанных норм об административной ответственности в законе субъекта РФ.
При таких обстоятельствах статьями 5, 6 Закона Амурской области "Об административной ответственности в сфере бюджетного законодательства" в нарушение федерального законодательства установлены новые основания административной ответственности в сфере бюджетных правоотношений, что предопределяет их недействительность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23, 28 ФЗ "О прокуратуре РФ", ст.ст.45, 251 ГПК РФ
прошу :
Признать статьи 5, 6 Закона Амурской области "Об административной ответственности в сфере бюджетного законодательства" N 86-ОЗ от 10 ноября 2005 г. противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.
В судебное заседание вызвать представителей прокуратуры и областного Совета народных депутатов, администрации Амурской области.
Приложение: на ____ листах:
Закон Амурской области "Об административной ответственности в сфере бюджетного законодательства" N 86-ОЗ от 10 ноября 2005 г.
Определение Конституционного суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 137-О.
Две копии заявления.
Прокурор области |
В.В.Сизов |
______________________________________
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявление Прокурора Амурской области от 23 января 2006 г. N 37-12-06 "О признании статей 5, 6 Закона Амурской области "Об административной ответственности в сфере бюджетного законодательства" N 86-ОЗ от 10 ноября 2005г. противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия."
Текст Заявления официально опубликован не был