Заявление Прокурора Амурской области
от 19 января 2006 г. N 37-12-06
"О признании недействующими: приложения N 2, в части определения администраторами доходов
областного бюджета Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области, межрайонных
инспекций Федеральной налоговой службы России по Амурской области, Управления внутренних дел
Амурской области, Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области,
Агентства лесного хозяйства по Амурской области, Управления Федерального казначейства по Амурской области,
Территориального агентства по недропользованию по Амурской области, Управления Федеральной регистрационной
службы по Амурской области, Министерства юстиции Российской Федерации, Управления Федеральной службы
по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
по Дальневосточному федеральному округу, Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам
в Дальневосточном округе, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
Амурской области, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Управления
Федеральной службы судебных приставов по Амурской области; абз.3 п.2 ст.3 в части предоставления
Губернатору области права в случае изменения функций исполнительных органов государственной власти
и поступления доходов в областной бюджет из других источников уточнять закрепленные за ними доходные
источники областного бюджета, предусмотренные приложением N 2 к настоящему Закону;
ст. 14; ст. 16 в части направления средств резервного фонда Администрации области на финансирование расходов,
не предусмотренных в областном бюджете; п. 1 ст. 17 в части предоставления финансовому департаменту
Администрации области права заключения договоров на предоставление бюджетных кредитов по средствам
кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве; п.1 ст. 19; п.3 ст.29; приложение N 17; приложение N 19;
абз.3 ст.31 в части утверждения распределения зарезервированных сумм в объеме 77 384 тыс. рублей Губернатором
на основании предложений комиссии из представителей областного Совета народных депутатов и Администрации области;
п.1 ст.34 в части использования в 2006 году на те же цели не использованных в 2005 году целевых средств,
переданных в виде субвенций из областного бюджета в местные бюджеты, закона области
"Об областном бюджете на 2006 год" N 128-ОЗ, с 1 января 2006 года"
Амурским областным Советом народных депутатов 14 декабря 2005 года принят Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2006 год", который был опубликован 28.12.2005 в газете "Амурская правда", N 254.
Указанный правовой акт предусматривает положения, не соответствующие требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.
Положения ст.3 указанного закона области определяют основные источники доходов областного бюджета, согласно приложению N 2 к настоящему Закону, за администраторами доходов областного бюджета. Вместе с тем, согласно приложению N 2 Амурский областной Совет народных депутатов определил администраторами доходов областного бюджета, в том числе Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области, межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы России по Амурской области, Управление внутренних дел Амурской области, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области, Агентство лесного хозяйства по Амурской области, Управление Федерального казначейства по Амурской области, Территориальное агентство по недропользованию по Амурской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области Министерства юстиции Российской Федерации, Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Дальневосточному федеральному округу, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном округе, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Амурской области, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области.
Согласно п.1 - п.6 Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", ст.ст. 1, 2 ФЗ "О налоговых органах Российской Федерации", п. 1 Положения "О Федеральной налоговой службе" (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506) Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области, межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы России по Амурской области являются федеральными органами государственной власти.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "ФЗ "О налоговых органах Российской Федерации" следует читать "Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции"
Согласно п.1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927) Управление внутренних дел Амурской области является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401) Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283) Агентство лесного хозяйства по Амурской области является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1 Положения о Федеральном казначействе (утверждено постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703) Управление Федерального казначейства по Амурской области является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию (утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293) Территориальное агентство по недропользованию по Амурской области является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1 Положения о Федеральной регистрационной службе (утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315) Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области Министерства юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 301) Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Дальневосточному федеральному округу является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317) Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном округе является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278) Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Амурской области надзора является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1 Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 284) Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе судебных приставов (утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316) Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 1 ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. В соответствии со ст.2 указанного федерального закона основные источники доходов бюджетов Российской Федерации закреплены за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти), согласно приложению 11.1 к настоящему Федеральному закону. Субъекты Российской Федерации вправе закреплять источники доходов соответствующего бюджета за администраторами поступлений в соответствующий бюджет (органами государственной власти субъектов Российской Федерации).
Амурский областной Совет народных депутатов не вправе определять основные источники доходов областного бюджета за федеральными органами государственной власти.
В соответствии с абз.3 п.2 ст.3 оспариваемого правового акта Губернатор области вправе в случае изменения функций исполнительных органов государственной власти и поступления доходов в областной бюджет из других источников уточнять закрепленные за ними доходные источники областного бюджета, предусмотренные приложением N 2 к настоящему Закону.
В соответствии со ст.2 ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе закреплять источники доходов соответствующего бюджета за администраторами поступлений в соответствующий бюджет (органами государственной власти субъектов Российской Федерации). Согласно ст.ст.153, 154 БК РФ органы исполнительной власти субъекта Федерации не вправе вносить изменения в закон о бюджете субъекта Федерации. В соответствии со ст.5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный орган субъекта Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Амурский областной Совет народных депутатов нарушил требования федерального законодательства, предоставив полномочие Губернатору области уточнять закрепленные за администраторами доходные источники областного бюджета, предусмотренные приложением N 2 к закону области "Об областном бюджете на 2006 год".
В соответствии с п.1 ст. 14 закона области "Об областном бюджете на 2006 год" Администрация области в лице финансового департамента Администрации области в соответствии со статьями 233, 234 Бюджетного кодекса Российской Федерации вправе внести изменения в ведомственную, функциональную, экономическую структуры расходов областного бюджета, в ходе исполнения закона "Об областном бюджете на 2006 год", лишь при наличии оснований, установленных ст. 14 названного закона области.
Согласно ст.ст. 233, 234 БК РФ главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств. Объемы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью и законом (решением) о бюджете, по всем обстоятельствам, изложенным в статье 228 настоящего Кодекса, не более чем на 10 процентов утвержденных бюджетных ассигнований. Объемы бюджетных ассигнований для получателя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью, по всем обстоятельствам, изложенным в настоящей статье, статьях 228 и 233 настоящего Кодекса, не более чем на 15 процентов утвержденных объемов бюджетных ассигнований. Орган, исполняющий бюджет, вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10 процентов бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю бюджетных средств.
Положения ст.ст.233, 234 БК РФ определяют полномочия главных распорядителей средств бюджета, органа, исполняющего бюджет по перемещению, изменению бюджетных ассигнований. При этом данные нормы не предусматривают указанные в ст. 14 закона области "Об областном бюджете на 2006 год" основания реализации исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации названных полномочий. Правовое регулирование основ бюджетного процесса (основ исполнения бюджета), в соответствии со ст.ст.6, 7 БК РФ является полномочием федерального органа государственной власти. Амурский областной Совет народных депутатов нарушил требования федерального законодательства, установив дополнительные основания реализации полномочий Администрации области при исполнении областного бюджета.
Согласно п.2 ст. 14 закона области "Об областном бюджете на 2006 год" при изменении закрепления доходных источников областного бюджета за главными распорядителями средств областного бюджета - администраторами доходов областного бюджета финансовый департамент вправе по представлению главных распорядителей средств областного бюджета - администраторов доходов областного бюджета вносить изменения в сводную бюджетную роспись областного бюджета.
Согласно ст.217 БК РФ исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. В соответствии со ст.33 Бюджетного кодекса Амурской области финансовый департамент Администрации области составляет и ведет сводную бюджетную роспись областного бюджета.
Финансовый департамент Администрации области обязан внести изменения в сводную бюджетную роспись при изменении закрепления доходных источников областного бюджета за главными распорядителями средств областного бюджета - администраторами доходов областного бюджета. Амурский областной Совет народных депутатов нарушил требования федерального законодательства при определении полномочий финансового департамента Администрации области в ходе составления и ведения бюджетной росписи бюджета области.
В соответствии со ст. 16 указанного закона области средства резервного фонда Администрации области направляются в том числе на финансирование расходов, не предусмотренных в областном бюджете.
Согласно ст. 81 БК РФ средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Администрации области предоставлены необоснованные полномочия по направлению средств резервного фонда на иные расходы, не предусмотренные законом о бюджете.
Положения п.1 ст. 19 оспариваемого правового акта устанавливают возможность и условия бюджетного кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве. Согласно п.1 ст. 17 закона области "Об областном бюджете на 2006 год" финансовому департаменту Администрации области предоставлено право заключения договоров на предоставление бюджетных кредитов по средствам кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве. При этом порядок предоставления бюджетных кредитов не определен.
Согласно ст.76 БК РФ при утверждении бюджета на очередной финансовый год указывается порядок предоставления бюджетных кредитов.
Амурский областной Совет народных депутатов нарушил требования федерального законодательства, установив возможность предоставления бюджетных кредитов. Финансовому департаменту Администрации области предоставлены необоснованные полномочия при исполнении областного бюджета по предоставлению бюджетных кредитов.
В соответствии с п.3 ст.29 закона области "Об областном бюджете на 2006 год" Администрация области исходя из фактических расходов вправе распределять между местными бюджетами зарезервированные ассигнования, предусмотренные к перечислению в местные бюджеты, на исполнение полномочий органов государственной власти области согласно приложению N 17 к настоящему Закону на основании отчетов, представляемых органами местного самоуправления области; перераспределять размеры указанных субвенций между местными бюджетами на основании отчетов, представляемых органами местного самоуправления области, в пределах средств, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со ст.85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Согласно ст. 140 БК РФ распределение субвенций из регионального фонда компенсаций утверждается законом области о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Администрации области в нарушение требований федерального законодательства предоставлены необоснованные полномочия по распределению, перераспределению между местными бюджетами размеров субвенций на исполнение полномочий органов государственной власти области.
Приложение N 17 к закону области "Об областном бюджете на 2006 год" устанавливает распределение субвенций, выделяемых в 2006 году из областного фонда компенсаций.
Данное приложение устанавливает размер фонда компенсаций в сумме 4530764 тыс. рублей. Вместе с тем, сумма в размере 33 783 тыс. рублей - резерв не распределен по муниципальным образованиям.
Согласно ст. 140 БК РФ распределение субвенций из регионального фонда компенсаций утверждается законом области о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию.
Амурский областной Совет народных депутатов нарушил требования федерального законодательства при распределении средств регионального фонда компенсаций.
В соответствии с абз.3 ст.31 оспариваемого правового акта распределение зарезервированных сумм в объеме 77 384 тыс. рублей, утверждается Губернатором на основании предложений комиссии из представителей областного Совета народных депутатов и Администрации области. В соответствии с приложением N 19 к закону области "Об областном бюджете на 2006 год" Амурский областной Совет народных депутатов установил резерв дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на сбалансированность местных бюджетов на 2006 год в размере 77 384 тыс. рублей.
Согласно ст. 154 БК РФ органы исполнительной власти осуществляют исполнение бюджета. В соответствии со ст.217 БК РФ исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета. В соответствии со ст. 153 БК РФ утверждают бюджеты представительные органы государственной власти. Кроме того, в соответствии со ст. 81 БК РФ в расходной части бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Согласно ст.7 БК РФ установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации определяются федеральными законами. Федеральное законодательство не предусматривает для органов государственной власти субъектов Федерации полномочий по формированию в составе бюджетов иных резервов бюджетных средств, за исключением резервных фондов исполнительной власти. Губернатору области, предоставлены необоснованные полномочия утверждения распределения зарезервированных сумм бюджетных средств в размере 77 384 тыс. рублей.
Амурский областной Совет народных депутатов нарушил требования федерального законодательства при установлении резерва дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на сбалансированность местных бюджетов на 2006 год в размере 77 384 тыс. рублей.
В соответствии с п.1 ст.34 названного закона области не использованные в 2005 году целевые средства, переданные в виде субвенций из областного бюджета в местные бюджеты, подлежат использованию в 2006 году на те же цели.
Согласно ст.78 БК РФ неиспользованные в установленные сроки субвенции подлежат возврату.
Амурский областной Совет народных депутатов не вправе устанавливать порядок использования субвенций, неиспользованных в установленные сроки. Указанные средства подлежат возврату в бюджет для последующего их распределения на основании бюджета, принятого на соответствующий финансовый год.
Исходя из изложенного, формирование и расходование средств бюджета области с 1 января 2006 года осуществляется с нарушением федерального законодательства. Полагаю необходимым признать оспариваемые положения названного правового акта недействующими с момента его вступления в юридическую силу - с 1 января 2006 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23, ст.28 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", ст.ст.45, 251 Гражданско-процессуального кодекса РФ,
прошу:
1. Признать недействующими:
приложение N 2 в части определения администраторами доходов областного бюджета Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области, межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы России по Амурской области, Управления внутренних дел Амурской области, Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области, Агентства лесного хозяйства по Амурской области, Управления Федерального казначейства по Амурской области, Территориального агентства по недропользованию по Амурской области, Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области Министерства юстиции Российской Федерации, Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Дальневосточному федеральному округу, Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном округе, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Амурской области, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области;
абз.3 п.2 ст.3 в части предоставления Губернатору области права в случае изменения функций исполнительных органов государственной власти и поступления доходов в областной бюджет из других источников уточнять закрепленные за ними доходные источники областного бюджета, предусмотренные приложением N 2 к настоящему Закону;
ст. 16 в части направления средств резервного фонда Администрации области на финансирование расходов, не предусмотренных в областном бюджете;
п. 1 ст. 17 в части предоставления финансовому департаменту Администрации области права заключения договоров на предоставление бюджетных кредитов по средствам кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве;
абз.3 ст.31 в части утверждения распределения зарезервированных сумм в объеме 77 384 тыс. рублей Губернатором на основании предложений комиссии из представителей областного Совета народных депутатов и Администрации области;
п.1 ст.34 в части использования в 2006 году на те же цели не использованных в 2005 году целевых средств, переданных в виде субвенций из областного бюджета в местные бюджеты, закона области "Об областном бюджете на 2006 год" N 128-ОЗ, с 1 января 2006 года.
2. В судебное заседание вызвать: представителей прокуратуры Амурской области, Амурского областного Совета народных депутатов, Администрации Амурской области.
Приложение: на 36 листах, в том числе 2 копии настоящего заявления, Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2006 год".
Прокурор области |
В.В.Сизов |
______________________________________
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявление Прокурора Амурской области от 19 января 2006 г. N 37-12-06 "О признании недействующими: приложения N 2, в части определения администраторами доходов областного бюджета Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области, межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы России по Амурской области, Управления внутренних дел Амурской области, Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области, Агентства лесного хозяйства по Амурской области, Управления Федерального казначейства по Амурской области, Территориального агентства по недропользованию по Амурской области, Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области, Министерства юстиции Российской Федерации, Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Дальневосточному федеральному округу, Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном округе, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Амурской области, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области; абз.3 п.2 ст.3 в части предоставления Губернатору области права в случае изменения функций исполнительных органов государственной власти и поступления доходов в областной бюджет из других источников уточнять закрепленные за ними доходные источники областного бюджета, предусмотренные приложением N 2 к настоящему Закону; ст. 14; ст. 16 в части направления средств резервного фонда Администрации области на финансирование расходов, не предусмотренных в областном бюджете; п. 1 ст. 17 в части предоставления финансовому департаменту Администрации области права заключения договоров на предоставление бюджетных кредитов по средствам кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве; п.1 ст. 19; п.3 ст.29; приложение N 17; приложение N 19; абз.3 ст.31 в части утверждения распределения зарезервированных сумм в объеме 77 384 тыс. рублей Губернатором на основании предложений комиссии из представителей областного Совета народных депутатов и Администрации области; п.1 ст.34 в части использования в 2006 году на те же цели не использованных в 2005 году целевых средств, переданных в виде субвенций из областного бюджета в местные бюджеты, закона области "Об областном бюджете на 2006 год" N 128-ОЗ, с 1 января 2006 года"
Текст Заявления официально опубликован не был