В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (в редакции от 15.02.2006 N 24-ФЗ), Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" ( в редакции от 15.02.2006)
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития физической культуры и спорта в Амурской области на 2006-2009 годы.
2. Управлению по физической культуре и спорту Администрации области (А.А.Ковалев) совместно с департаментом образования Администрации области (О.И.Лапицкий) подготовить проект ОЦП "Развитие физической культуры и спорта в Амурской области на 2007-2010 годы" и в установленном порядке представить в срок до 10.06.2006 губернатору области.
3. Финансовому департаменту Администрации области (В.А.Ефремов) при разработке проектов бюджета на очередной финансовый год предусматривать, начиная с 2007 года, выделение средств на реализацию программ (подпрограмм) развития физической культуры и спорта в области с учетом предложений заинтересованных структурных подразделений Администрации области.
Л.В. Коротков
Концепция
развития физической культуры и спорта в Амурской области на 2006-2009 годы
(утв. постановлением губернатора Амурской области от 2 мая 2006 г. N 203)
Настоящая Концепция развития физической культуры и спорта в Амурской области на 2006-2009 годы (далее Концепция) разработана в соответствии с постановлением губернатора области от 12.09.2005 N 512 "О проблемах организации и управления физкультурно-спортивным движением в области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (в редакции от 15.02.2006 N 24-ФЗ) и на основании принятых Программ: областной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Амурской области на 2005-2010 годы" и федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7.
Концепция определяет основные направления развития физической культуры и спорта в Амурской области, является составной частью социально-экономической политики и направлена на проведение единой государственной политики в области физической культуры и спорта с главными целями:
повышение роли государства в поддержке развития физической культуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;
привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни, воспитание здорового и физически крепкого поколения, продление активного долголетия, социальная и физическая адаптация инвалидов и детей-сирот, профилактика асоциального поведения молодежи;
создание условий для устойчивого развития и повышения эффективности деятельности муниципальных и государственных физкультурно-спортивных учреждений, организаций и общественных спортивных объединений;
подготовка и успешное участие амурских спортсменов, команд на российских и международных соревнованиях, подготовка спортивного резерва;
развитие спортивной инфраструктуры и создание зрелищной индустрии.
I. Характеристика современного состояния физической культуры и
спорта в Амурской области
Несмотря на экономические трудности в области сложилась и действует определенная система по развитию физической культуры и спорта, стержень которой составляют горрайспорткомитеты, облспортуправление, областные общественные федерации по видам спорта, спортклубы "Буревестник", "Спартак", "Урожай" и подведомственные спортивные организации: "Динамо", "Юность России" и спортивные школы.
Идет процесс становления деятельности созданного областного государственного учреждения "Областной центр развития спорта" с межмуниципальными филиалами на базе спортобъектов в г.Райчихинск и г.Свободный.
Задача центра: проведение областных и межмуниципальных соревнований; селекция, отбор и подготовка молодых и перспективных спортсменов в составе сборных команд области для участия в соревнованиях Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации.
В области зарегистрировано более 50 видов спорта с охватом занимающихся 90 тысяч человек, что составляет 10,2% от населения области (средний процент по Дальневосточному федеральному округу - 11,5%, в экономически развитых странах этот показатель составляет 40-60%).
Не развивается система муниципальных спортивных школ и клубов (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП - 32 единицы), причем в шести районных муниципальных образованиях их нет.
Охват детей возраста 6-15 лет обучением в спортшколах области -9,5% (социальная норма - 20%).
Процент занимающихся в спортивных секциях непосредственно в учебных заведениях остается низким: школы - 30,6%, нпо - 36,6%, ссузы -33,4%, вузы - 24,6%. Это связано с недостатком спортивной базы и ограничением в зарплате учителей физической культуры за внеклассную работу (12 - 15% ставки).
Обеспеченность области физкультурными кадрами - 71% (от социальных норм), площадями спортивных залов - 42%. До 70% физкультурных кадров имеет возраст старше 45-55 лет. Практически 65% сельских поселений не имеет инструкторов-организаторов по спорту, а оплата работающих инструкторов, как правило, договорная временная и крайне низкая.
В городах области аналогичная ситуация. Спортивная база (спортзалы) - 82% относятся к ведомственной закрытой сети (школы, нпо, ссузы, вузы), имеют ограничения доступности, а вместе с повышением стоимости аренды, физкультурных и спортивных услуг стали практически недоступны для горожан.
Система управления физической культурой и спортом не является оптимальной как на областном (межведомственном), так и на муниципальном (городском, районном) уровнях.
"Размытость" управленческих функций и структур объясняется слиянием органов управления физической культурой и спортом с другими организациями (образования, культуры, молодежи). В 27 городских и районных муниципальных образованиях:
- самостоятельных комитетов, отделов, управлений по физической культуре и спорту - 14;
- специалистов в составе смешанных структур - 10,
- специалистов при администрациях - 2;
- отсутствуют - в одном муниципальном образовании.
Недостаточно стимулируются и используются возможности общественных физкультурно-спортивных организаций в управленческой деятельности.
Федеральным законом N 131-ФЗ разграничиваются полномочия и функции государственной и муниципальной спортивной политики, поэтому имеется целый ряд проблемных вопросов.
Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда на уровне городских, районных спорткомитетов одним из главных показателей является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка группы спортсменов к выступлению на спартакиаде и чемпионатах разного уровня.
В результате нарушаются пропорции в расходовании муниципальных средств в ущерб массовому "спорту для всех", развитию материально-технической, спортивной базы, обустройству спортивными сооружениями дворов, микрорайонов, содержанию методистов по спорту, поддержке объединений спортивной направленности.
Функциональные задачи и бюджетные средства государственных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом предполагают формирование системы государственного заказа на деятельность по развитию физической культуры и видов спорта.
Массовыми видами спорта в области являются: волейбол, которым занимаются 13884 человека, баскетбол - 12840 человек, футбол - 8492 человека, легкая атлетика - 6770 человек, настольный теннис - 4430 человек, плавание - 2380 человек. Такими видами спортивных единоборств, как бокс, борьба вольная, самбо, рукопашный бой, каратэ киокушинкай занимаются более 6000 человек.
Ежегодно 23-27 спортсменам присваивается звание "Мастер спорта России", 7-10 человек занимают 1-3 места на первенствах и чемпионатах России, Азии, Европы и Мира. Высшие достижения амурских спортсменов связаны, как правило, с неолимпийскими видами спорта (гиревой спорт, каратэ, киокушинкай, самбо, пауэрлифтинг, бодибилдинг) и выступлениями наших ветеранов спорта.
Амурские любительские команды по баскетболу, волейболу, футболу и хоккею участвуют в первенстве России среди команд высшей, 1-2-3 лиг, а сборные команды области - в зимних и летних Спартакиадах учащихся и молодежи России.
Бюджетное финансирование физической культуры в муниципальных образованиях городов и районов не обеспечивает развитие ни массового, ни детского спорта, и едва покрывают расходы, связанные с проведением и участием в областных спартакиадах. Бюджетные расходы муниципальных образований в среднем ежегодно составляют 23-24,5 млн. рублей, или 26,5 рублей на 1 жителя.
Удельный вес расходов муниципальных, областного бюджетов на физическую культуру и спорт в общем объеме консолидированного бюджета Амурской области составляет 0,54%, или из расчета на 1 жителя области - 91 рубль (против 178 рублей в ДФО).
Нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта не позволяет сегодня осуществить в полном объеме право каждого гражданина на занятия физической культурой и спортом. Отсутствуют эффективные механизмы государственного регулирования, не созданы соответствующие стимулы и экономические условия для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта.
Требуют решения проблемы преодоления межведомственной разобщенности и ответственности в управлении развитием массового спорта.
II. Цели, задачи и основные принципы Концепции
Цель Концепции - совершенствование деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов физкультурного движения различных форм собственности по внедрению в обществе принципов здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта, разработка комплекса эффективных, действенных мер, способных активизировать физкультурно-массовое движение среди различных категорий населения и поднять спортивный авторитет области в Дальневосточном федеральном округе, на всероссийских и международных соревнованиях.
Основными задачами деятельности по развитию физической культуры и спорта в области являются:
- обеспечение жителям области возможности заниматься физической культурой и спортом;
- разработка и реализация областных и муниципальных нормативных правовых актов, целевых программ и проектов, направленных на укрепление кадрового потенциала, развитие инфраструктуры спорта и обеспечение населения общедоступными услугами спортивных организаций и спортсооружений;
- активизация работы физкультурно-спортивных объединений и спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и центров, внеклассной факультативной спортивной работы в образовательных учреждениях всех видов и типов;
- укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, особенно в общеобразовательных школах и по месту жительства населения: в микрорайонах, в поселках, селах и районных центрах;
- улучшение качества физического воспитания населения и проведение мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и молодежи;
- формирование у населения, особенно у детей и молодежи устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- создание системы и условий подготовки спортивного резерва и сборных команд области.
Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:
- взаимодействие органов исполнительной, законодательной власти всех уровней, общественных спортивных объединений в вопросах развития физической культуры и спорта;
- доступность, непрерывность и преемственность процесса физического воспитания и образования для всех категорий и групп населения;
- дифференцированный подход к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта с учетом специфики муниципальных образований и государственной целевой установки на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений.
III. Основные направления деятельности в развитии физической
культуры и спорта
Учитывая социальную значимость сферы физической культуры и спорта, ее возрастающую роль в решении социальных проблем общества, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления следует основное внимание уделять тем направлениям физкультурно-спортивной деятельности, которые обеспечивают максимальное привлечение жителей Амурской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Политика в сфере физической культуры и спорта должна предусматривать следующие основные направления:
- усиление роли государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления в вопросах регулирования и управления физической культурой и спортом, формировании региональной политики;
- формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, соответствующей вовлечению граждан в активные занятия физической культурой и спортом;
- совершенствование системы управления и организации физической культуры и спорта в области, направленной на проведение эффективной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения;
- формирование государственного и муниципального заказа в сфере физической культуры и спорта;
- финансирование приоритетных направлений развития физической культуры и спорта, ведомственных спортивных подпрограмм, проектов в областном и муниципальных бюджетах отдельной строкой;
- формирование нормативных правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных источников финансирования;
- привлечение для развития физической культуры и спорта, а также спорта высших достижений, средств из различных источников, не запрещенных законодательством, стимулирование привлечения инвестиций на развитие физической культуры и спорта;
- подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области физической культуры и спорта;
- развитие инфраструктуры (спортивных сооружений по месту жительства, при образовательных учреждениях, спортивных центрах) и расширение сети (филиалов) муниципальных спортивных школ;
- подготовка спортивного резерва в специализированных учреждениях, центрах, клубах, подготовка и выступление ведущих спортсменов, сборных команд в соревнованиях соответствующего уровня и ранга;
- предоставление детям, инвалидам, пенсионерам льготных условий для занятий физической культурой и спортом;
- проведение официальных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных спортивных мероприятий, в том числе детских (традиционных, знаковых);
- финансовое обеспечение спортсменов и команд по их подготовке и участию в соревнованиях.
IV. Механизм и основные меры по реализации Концепции
Для реализации настоящей Концепции важен весь комплекс организационных, структурных, правовых, финансовых и научно-методических мер. В то же время они должны корреспондироваться с социально-экономическими возможностями области и муниципальных образований.
Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государства.
Сегодня очевидно, что развитие физической культуры и спорта требует комплексного и системного подхода, реализуемого через программно-целевой метод бюджетного планирования, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами.
При определении направлений финансирования приоритетными считаются:
- развитие материально-технической базы и инфраструктуры и на ее основе развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства;
- организация пропаганды физической культуры и занятий спортом, как составляющей части здорового образа жизни;
- создание и модернизация инфраструктуры для подготовки спортивного резерва, спорта высших достижений (спортшколы, спортивные центры и клубы).
Реализация настоящей Концепции предполагает:
- совершенствование нормативной правовой базы физической культуры и спорта, определение приоритетов развития и принятие целевых программ, подпрограмм, проектов, планов мероприятий в сфере физической культуры и спорта с конкретным конечным результатом;
- проведение мониторинга физической подготовки и физического развития населения в первую очередь детей и учащейся молодежи;
- совершенствование физического воспитания и образования детей и молодежи и создание спортклубов на базе учебных заведений (внеклассные, факультативные занятия, укрепление спортивной базы, стимулирование труда учителей физической культуры, тренеров-преподавателей).
Основной деятельностью муниципальных органов управления по развитию физической культуры и спорта должна стать работа по следующим приоритетным направлениям:
- создание и укрепление организационных основ физкультурно-спортивного движения: спортклубов, школ, федераций, центров различной организационно-правовой формы, оказывающие разнообразные спортивные услуги;
- повышение эффективности системы организации и проведения спортивно-массовых мероприятий на территории муниципального образования для различных категорий и групп населения;
- вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом детей и подростков в свободное время и проведение реабилитационных мероприятий для лиц пожилого возраста и инвалидов;
- подготовка сборных команд и спортсменов высшей квалификации на договорной основе со спортивными федерациями и объединениями;
- совершенствование механизмов стимулирования труда спортсменов, тренеров и общественных спортивных волонтеров.
Реализация Концепции позволит:
- привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом не менее 15% населения области;
- привлечь к занятиям в муниципальных спортшколах и клубах не менее 14% детей возраста от 6 до 15 лет (норма - 20%);
- достигнуть показателей обеспеченности от социальных норм: по физкультурным кадрам - до 77%; по площадям спортивных залов - до 46%;
- улучшить физическое состояние населения области, снизить показатели асоциального поведения молодежи, расширить разнообразие форм, предлагаемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, усовершенствовать систему подготовки спортивного резерва и обеспечения спортивных команд, защищающих спортивную честь области, города, района, коллектива.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Амурской области от 2 мая 2006 г. N 203 "Об утверждении Концепции развития физической культуры и спорта в Амурской области на 2006-2009 годы"
Текст Постановления официально опубликован не был