Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Закон Амурской области от 11.12.2003 N 278-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области" следующие изменения:
1. Дополнить статьей 1(1) следующего содержания:
"Статья 1(1). Планирование использования и охрана земель сельскохозяйственного назначения
1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обязаны осуществлять планирование рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охрану в целях:
1) обеспечения прав граждан на благоприятную и безопасную среду жизнедеятельности;
2) обеспечения устойчивого землепользования;
3) повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
4) обеспечения устойчивого экономического развития сельскохозяйственных товаропроизводителей.
2. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не причиняют вред земле как природному объекту, в том числе не приводят к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям.
3. Планирование рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охрана осуществляются в порядке, установленном федеральными законами и законами области.
4. В целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны органами государственной власти области и местного самоуправления должны разрабатываться целевые областные и муниципальные программы, предусматривающие комплекс организационных и технических мероприятий по обеспечению рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и по их охране.
5. В целях создания правовой и экономической среды, благоприятной для рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, защиты прав и интересов собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также учета интересов области, муниципальных образований при осуществлении сделок с землями сельскохозяйственного назначения может создаваться организация-оператор на рынке услуг, связанных с оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Правовая форма, функции и задачи организации-оператора определяются нормативным правовым актом губернатора области.".
2. Статью 2 изложить в новой редакции:
"Статья 2. Срок начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
1. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории области будет осуществляться с 1 января 2010 года, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
2. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется:
1) в отношении земельных участков, находящихся у граждан, осуществляющих ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или находящихся у сельскохозяйственных организаций на праве постоянного (бессрочного) пользования, - с момента вступления в силу настоящего закона;
2) в отношении земельных участков, переданных юридическим и физическим лицам в аренду, - по истечении трех лет с момента заключения договора аренды земельного участка и при условии его надлежащего использования;
3) в отношении земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с пунктом 1 статьи 4(2) настоящего закона, - по истечении пяти лет с момента заключения договора аренды этого земельного участка и при условии его надлежащего использования;
4) в отношении земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно в собственность в случаях, установленных пунктами 2, 3 статьи 4(2) настоящего закона, - с момента вступления в силу настоящего закона.".
3. В статье 3:
1) пункт 1 изложить в новой редакции:
"1. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, - 20 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения этих земельных участков.";
2) пункт 3 дополнить новыми абзацами следующего содержания:
"если земельный участок был предоставлен до вступления в силу настоящего закона;
иных случаев, установленных федеральным законодательством.";
3) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Установленные в настоящей статье предельные размеры земельных участков являются предельными размерами земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения.".
4. Дополнить статьей 3(1) следующего содержания:
"Статья 3(1). Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения области
1. Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения области (далее - фонд перераспределения земель) представляет собой совокупность всех земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в федеральной государственной собственности, муниципальной и частной собственности, является государственной собственностью области и может пополняться за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) при отсутствии наследников по закону, по завещанию, либо если ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных федеральными законами.
2. Со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.91 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
3. Порядок формирования фонда перераспределения земель, включения земельных участков в фонд перераспределения земель и исключения из него устанавливается нормативными правовыми актами губернатора области.".
5. Статью 4 изложить в новой редакции:
"Статья 4. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для сельскохозяйственного производства
1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности области, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду в соответствии с нормами закона Амурской области "Об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности Амурской области" на торгах (конкурсах, аукционах), если иное не предусмотрено федеральным и областным законодательством.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
2. Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования в газете "Амурская правда" сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков. Принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
3. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий сорок девять лет.
Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий в зависимости от разрешенного использования устанавливается:
для выпаса скота и сенокошения - 3 месяца;
для иных целей - 3 года.
4. Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
5. Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка по его рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной:
1) для гражданина или юридического лица, приобретающих земельный участок по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, - по цене, составляющей 80 % кадастровой стоимости земельного участка;
2) для гражданина или юридического лица, приобретающих земельный участок по истечении пяти лет с момента заключения договора аренды, - по цене, составляющей 70 % кадастровой стоимости земельного участка;
3) для гражданина или юридического лица, приобретающих земельный участок по истечении десяти лет с момента заключения договора аренды, - по цене, составляющей 50 % кадастровой стоимости земельного участка;
4) для гражданина или юридического лица, приобретающих земельный участок по истечении пятнадцати и более лет с момента заключения договора аренды, - по цене, составляющей 30 % кадастровой стоимости земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи арендатором заявления в письменной форме в администрацию области или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться: религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам - для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
7. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее пяти лет.
8. Приобретение в собственность сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене в размере 20 процентов кадастровой стоимости этих сельскохозяйственных угодий.".
6. Дополнить статьей 4(1) следующего содержания:
"Статья 4(1). Особенности предоставления иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов, на праве аренды для сельскохозяйственного производства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности
1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности области или муниципальной собственности, иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов, предоставляются на праве аренды на торгах (конкурсах, аукционах) с предварительным внесением ими арендной платы за год.
2. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности области или муниципальной собственности, обращаются с соответствующим заявлением в департамент администрации области по управлению государственным имуществом области или орган местного самоуправления.
В заявлении указывается информация об испрашиваемом земельном участке, предполагаемых целях его использования в сельскохозяйственном производстве, наличии рабочей силы и сельскохозяйственной техники, а также планируемых к применению технологиях выращивания сельскохозяйственных культур.
3. При заключении договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности области или муниципальной собственности, предоставляемых иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов, в договоре аренды обязательно предусматриваются условия соблюдения арендаторами экологически чистых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, обработки почвы, а также санкции, применяемые в случае нарушения данных условий.".
7. Дополнить статьей 4(2) следующего содержания:
"Статья 4(2). Бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности
1. Гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту жительства в пределах Амурской области, осуществляющий ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, ранее не имевший и не имеющий в собственности земельного участка для вышеуказанной цели или права на земельную долю, имеет право однократно бесплатно получить в собственность земельный участок из находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения при условии его надлежащего, использования на праве аренды в течение 5 лет с момента заключения договора аренды.
Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из находящихся в государственной собственности области земель сельскохозяйственного назначения, - 10 га.
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из находящихся в муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения, устанавливаются органами местного самоуправления.
2. Граждане, пропущенные в первоначальных списках лиц, имеющих право на получение земельной доли, имеют право на основании решения суда об их праве на земельную долю получить для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, организации сельскохозяйственного предприятия бесплатно в собственность из земель, находящихся в государственной собственности области (из фонда перераспределения земель), земельные участки в размере земельной доли, установленной по данному хозяйству на момент его реорганизации.
Граждане, заинтересованные в передаче в собственность земельного участка из фонда перераспределения земель, подают соответствующее заявление с приложением решения суда об их праве на земельную долю в департамент администрации области по управлению государственным имуществом области.
Формирование земельного участка в счет земельной доли производится за счет средств заявителя.
3. Сельскохозяйственные угодья сельскохозяйственных организаций, на которые распространялись особые условия реорганизации и приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные таким организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды, в случае банкротства или отказа организации от права постоянного (бессрочного) пользования, аренды после передачи их в фонд перераспределения земель могут бесплатно предоставляться в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, организации сельскохозяйственного предприятия следующим категориям граждан:
1) работникам этих сельскохозяйственных организаций, в том числе временно отсутствующим, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняется место работы;
2) пенсионерам этих сельскохозяйственных организаций, проживающим на территориях, где расположены указанные организации;
3) лицам, уволенным из этих сельскохозяйственных организаций по сокращению численности или штата работников после 1 января 1992 г. В их число не включаются временные, сезонные работники, а также лица, работающие по гражданско-правовым договорам, и совместители, основное место работы которых находится в другой организации;
4) лицам, получившим инвалидность во время работы в этих сельскохозяйственных организациях, проживающим на территориях, где расположены указанные организации.
Размер земельного участка, предоставляемого вышеуказанным гражданам, определяется департаментом администрации области по управлению государственным имуществом области и не может быть более 10 га.
Формирование земельного участка производится за счет средств заявителя.
4. Положения пункта 3 настоящей статьи не применяются в отношении сельскохозяйственных угодий, предоставленных сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды из фонда перераспределения земель.".
8. В статье 5:
1) пункт 1 изложить в новой редакции:
"1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказался земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и (или) пункта 1 статьи 3 настоящего закона, такой земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу указанного Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления его в силу. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу указанного Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения области преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.
В случае, если в нарушение требований статьи 3 указанного Федерального закона и (или) пункта 1 статьи 3 настоящего закона собственник не произведет в течение установленного срока отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области обязано в течение десяти дней в письменной форме известить об этом департамент администрации области по управлению государственным имуществом области.";
2) пункт 3 изложить в новой редакции:
"3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или долю должна приобрести область по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.".
9. Статью 6 изложить в новой редакции:
"Статья 6. Принудительное изъятие у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
1. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с нормами федерального законодательства может быть изъят в судебном порядке у его собственника в случаях:
1) если земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, не используется для этой цели в течение трех лет;
2) ненадлежащего использования земельного участка.
2. Случаи ненадлежащего использования земельного участка его собственником должны подтверждаться фактами, свидетельствующими о том, что его использование осуществляется с нарушениями установленных земельным законодательством правил рационального использования земли, таких как:
1) систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и по предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
2) отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, в том числе повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
3) использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
4) иные предусмотренные федеральным законодательством нарушения правил рационального использования земель.
3. Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения подается департаментом администрации области по управлению государственным имуществом области, а в случае его отказа от подачи заявления - органом местного самоуправления, на территории которого находится данный земельный участок.
Порядок отказа департамента администрации области по управлению государственным имуществом области от подачи указанного заявления устанавливается нормативным правовым актом губернатора области.
В случае признания судом права государственной собственности области на такой участок он поступает в фонд перераспределения земель.".
10. Статью 7 изложить в новой редакции:
"Статья 7. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
1. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения область имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
2. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме губернатора области о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может превышать девяноста дней.
Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
3. Распоряжение губернатора области о приобретении в собственность области земельного участка должно быть издано и направлено продавцу в течение 30 дней с момента поступления извещения.
4. В случае, если область откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении.
При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
5. В соответствии с федеральным законодательством в случае, если сделка по продаже земельного участка совершена с нарушением преимущественного права покупки, она является ничтожной.".
11. Статью 8 изложить в новой редакции:
"Статья 8. Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
1. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если количество участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе:
завещать свою земельную долю;
внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности;
передать свою земельную долю в доверительное управление;
продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Иным образом участник долевой собственности вправе по своему усмотрению распорядиться земельной долей только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляются на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
2. В случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.
3. Предусмотренные настоящей статьей сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и заверенной должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально.".
12. Дополнить статьей 8(1) следующего содержания:
"Статья 8(1). Выделение земельного участка в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
1. Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
2. Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании решения общего собрания участников долевой собственности.
3. В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило границы части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать в газете "Амурская правда" сообщение с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
Указанное извещение или сообщение должно содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его границы на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.
4. В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Данные возражения должны быть обоснованными.
Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых установлен статьей 8(2) настоящего закона.".
13. Дополнить статьей 8(2) следующего содержания:
"Статья 8(2). Порядок проведения согласительных процедур по спорам о местоположении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
1. Согласительные процедуры, применяемые при разрешении споров между участниками долевой собственности о местоположении выделяемых земельных участков в счет земельных долей включают в себя:
1) проведение участниками долевой собственности переговоров;
2) проведение участниками долевой собственности согласительных процедур с привлечением согласительной комиссии.
2. Переговоры проводятся в сроки, установленные участниками долевой собственности самостоятельно, и в определенном ими порядке.
В случае принятия участниками долевой собственности согласованного решения оформляется протокол, который составляется и подписывается всеми участниками в день проведения переговоров.
3. В случае, если путем переговоров согласованное решение о местоположении выделяемого земельного участка не достигнуто либо одна из сторон спора уклоняется от участия в переговорах, участники долевой собственности, желающие выделить земельный участок, в течение тридцати календарных дней вправе обратиться в согласительную комиссию, созданную в муниципальном образовании, с просьбой провести согласительные процедуры по рассмотрению спора о местоположении выделяемого земельного участка.
Согласительная комиссия создается из представителей органов местного самоуправления, представителей сельскохозяйственной организации, специалистов управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Амурской области (по согласованию), а также одинакового числа представителей заинтересованных сторон (по согласованию). При необходимости в состав согласительной комиссии могут быть приглашены и представители других государственных органов и общественных организаций.
Согласительная комиссия действует на постоянной основе. Персональный состав согласительной комиссии и порядок проведения ее заседаний устанавливаются главой муниципального образования.
4. Инициатором согласительных процедур выступает участник долевой собственности, пожелавший выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, который подает соответствующее заявление в согласительную комиссию.
В заявлении указываются возражения, поступившие от участников долевой собственности, либо возражения от заявителя по поводу решения общего собрания участников долевой собственности об утверждении границ части земельного участка, находящегося в долевой собственности, предназначенного для выделения в первоочередном порядке в счет земельных долей, а также обоснование несогласия с возражениями или с решением общего собрания участников долевой собственности.
К заявлению прилагаются:
1) копии правоустанавливающих документов в отношении земельных долей, в счет которых их собственники намереваются выделить земельный участок (земельные участки);
2) копия (выписка) решения общего собрания участников долевой собственности об утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей (при наличии такого решения);
3) доказательства письменного извещения участником долевой собственности, желающим выделить земельный участок в счет земельной доли, остальных участников долевой собственности, в том числе копии почтовых уведомлений о вручении писем или публикации соответствующего сообщения в газете "Амурская правда" (при наличии такого извещения);
4) доказательства обращения к участникам долевой собственности с предложением о проведении переговоров и уклонения другой стороны спора от проведения переговоров;
5) копии возражений, поступивших в письменном виде.
При подготовке к рассмотрению спора участников долевой собственности о местоположении выделяемого земельного участка согласительная комиссия вправе потребовать у данных участников долевой собственности представление дополнительных документов, необходимых для рассмотрения спора.
При необходимости согласительная комиссия инициирует проведение экспертизы обоснованности претензий в соответствующих государственных органах.
5. Согласительная комиссия в течение тридцати календарных дней со дня поступления соответствующего заявления проводит рассмотрение данного спора с участием всех заинтересованных лиц или их представителей.
6. По результатам рассмотрения спора о местоположении выделяемого земельного участка в счет земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения согласительной комиссией принимается согласованное решение, которое подписывают все участники рассмотрения спора.
В случае недостижения согласованного решения или несогласия участников спора с решением согласительной комиссии споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.".
14. Статью 9 изложить в новой редакции:
"Статья 9. Выделение в самостоятельный земельный участок неиспользуемой части находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и признание на него права государственной собственности области или муниципальной собственности
1. Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого земельного участка осуществляется на основании решения губернатора области или в случае отказа области от своего преимущественного права - решения главы муниципального образования.
2. Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников публикуется в газете "Амурская правда".
Если собственники невостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, в течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка.
Область или в случае отказа области от своего преимущественного права муниципальное образование, на территории которого находится такой земельный участок, вправе направить в суд заявление о признании права государственной собственности области или муниципальной собственности на этот земельный участок.".
15. Дополнить статьей 9(1) следующего содержания:
"Статья 9(1). Особенности определения порядка распоряжения, владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности
1. Решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности.
Участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения уведомляются в письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в газете "Амурская правда" о проведении общего собрания участников долевой собственности не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения.
2. Общее собрание участников долевой собственности проводится по предложению сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, или по предложению участника долевой собственности на этот земельный участок. Орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться к сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, с предложением о созыве общего собрания участников долевой собственности на земельный участок.
Общее собрание участников долевой собственности считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности на этот земельный участок, составляющие не менее 20 процентов их общего числа или владеющие более 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники долевой собственности на этот земельный участок, присутствующие на собрании и владеющие в совокупности более 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на собрании участники долевой собственности на этот земельный участок. Принятое решение оформляется протоколом.
Приложением к протоколу общего собрания участников долевой собственности является список присутствовавших на нем участников долевой собственности на этот земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их право на землю. Протокол оформляется в трех экземплярах, один из которых хранится у председателя общего собрания участников долевой собственности, второй - у лица, по предложению которого проводилось это собрание, третий - в органе местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности.
3. Решением общего собрания участников долевой собственности определяются:
1) условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление;
2) местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей;
3) местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой находятся невостребованные земельные доли;
4) местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в аренду;
5) местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в уставный (складочный) капитал;
6) местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в доверительное управление.
4. Аренда, купля-продажа или другая сделка с земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, совершаются участниками долевой собственности или лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности.
В случае, если согласие участников долевой собственности на совершение указанной сделки не достигнуто, часть участников долевой собственности, выразивших несогласие с совершением указанной сделки, вправе выделить земельный участок или земельные участки в счет своих долей с соблюдением правил, установленных статьей 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и распорядиться выделенным земельным участком по своему усмотрению.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Амурской области от 4 мая 2006 г. N 176-ОЗ "О внесении изменений в Закон Амурской области "Об обороте земель... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.