Глава 1. Общие положения______________________________________(ст. ст. 1-3)
Глава 2. Полномочия органов государственной власти и органов__(ст. ст. 4-5)
местного самоуправления
Глава 3. Экономическое регулирование деятельности организаций_(ст. ст. 6-18)
культуры
Глава 4. Международное сотрудничество в области культурной__(ст. 19)
деятельности
Глава 5. Социальная защита в области культуры_________________(ст. ст. 20-21)
Глава 6. Заключительные положения_____________________________(ст. ст. 22-23)
Настоящий Закон области разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и другими законодательными актами Российской Федерации о культуре.
Закон устанавливает основные направления правового регулирования в области культуры, порядок государственной поддержки организаций культуры и искусства.
Закон направлен на обеспечение конституционного права граждан области на культурную деятельность и свободный доступ к ценностям культуры и искусства, а также на сохранение национальной самобытности народов.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Задачи настоящего Закона
1. Задачами настоящего Закона являются:
обеспечение и защита конституционного права граждан области на культурную деятельность;
создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, этнических групп на территории области.
определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
определение принципов, основных направлений государственной политики в сфере культуры на территории области, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства органов государственной власти, органов местного самоуправления в творческие процессы.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на:
органы государственной власти и органы местного самоуправления;
общественные организации, фонды (благотворительные фонды), действующие в сфере культуры, творческие союзы;
некоммерческие организации культуры и искусства;
профессиональные театры, филармонии, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, организации кинематографии, творческие центры и другие организации исполнительских искусств, основная деятельность которых направлена напубличный показ спектаклей, концертов, кино, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку;
библиотеки, музеи, выставочные залы, парки культуры и отдыха, учреждения клубного типа (дома и дворцы культуры, клубы, социально-культурные и другие специализированные комплексы и объединения), центры народного творчества, учебные заведения и другие организации, основная деятельность которых носит просветительный, культурно-досуговый и (или) научно-методический и информационный характер;
иные организации, основная деятельность которых направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.
2. Некоммерческой организацией культуры является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
3. Некоммерческие организации культуры и искусства могут быть учреждены:
органами государственной власти;
органами местного самоуправления;
общественными объединениями и фондами;
юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными.
Статья 3. Формы государственной поддержки организаций культуры в области
Настоящим Законом предусматриваются следующие формы государственной поддержки организаций культуры:
1. Законодательные и нормативные акты, прямо или косвенно касающиеся вопросов защиты и развития культурной деятельности.
2. Государственное бюджетное финансирование в соответствии с объемами, утверждаемыми органами законодательной власти области по следующим направлениям:
нормативное финансирование текущей деятельности государственных учреждений культуры, организаций кинематографии;
осуществление социально-творческих заказов (постановка юбилейных спектаклей, праздничных концертных программ, проведение фестивалей, конкурсов, гастролей творческих российских и зарубежных коллективов, художественных выставок, поддержка молодых дарований, творческих союзов, защищенных конкурсных творческих проектов и т.п);
частичное, разовое финансирование деятельности муниципальных, а также некоммерческих организаций культуры.
мероприятия, связанные с пропагандой искусства области;
мероприятия по развитию материально-технической и информационной базы, научно-методических и технических разработок;
мероприятия по повышению оплаты труда, установлению дополнительных денежных поощрений, компенсационных выплат, пособий, иных социальных гарантий для работников организаций культуры;
3. Льготное налоговое, кредитное и иное финансовое регулирование, устанавливаемое в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Глава 2. Полномочия органов государственной власти и органов
местного самоуправления
Статья 4. Обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления
1. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления:
реализуют принцип создания условий обеспечения доступности для граждан культурных ценностей и благ, имеющихся в областных и муниципальных организациях культуры;
способствуют, в том числе через налоговую и ценовую политику, приобщению граждан к творчеству и культурному развитию, занятию любительским искусством и ремеслами;
стимулируют посредством налоговых льгот, кредитов другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры;
осуществляют бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости могут принимать в установленном порядке долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры;
способствуют развитию благотворительности, меценатства в области культуры.
2. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления осуществляют свое покровительство по отношению к юным талантам, творческой молодежи, начинающим коллективам, не посягая на творческую независимость.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления ответственны за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
4. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления обладают приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частной собственности.
5. Органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают целостность, сохранность, функционирование библиотечного, музейного, архивного, кино, фото и других аналогичных фондов.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти в сфере культуры
1. Областной Совет народных депутатов:
принимает законодательные и нормативные акты, регулирующие культурную политику на территории области;
контролирует исполнение областных законов в сфере культуры;
законодательно регулирует порядок охраны и использования объектов культурного достояния.
осуществляет иные полномочия в сфере культуры в соответствии с федеральным и областным законодательством.
создает фонды развития культуры, утверждает объемы средств, направляемых на финансирование культуры, в бюджете области, устанавливает налоги и сборы на цели культурного развития;
включает в "Государственный список памятников культуры области" объекты, имеющие историческую, научную и культурную ценность.
2. Администрация области:
организует исполнения законодательства Амурской области о культуре;
разрабатывает областные программы развития культуры;
разрабатывает нормативы финансирования государственных областных и муниципальных организаций культуры;
создает, реорганизует, ликвидирует государственные областные организации культуры в соответствии с федеральным и областными законами;
участвует в формировании и реализации федеральных программ, направленных на поддержку культуры, сохранение историко-культурного наследия;
участвует в формировании и реализации федеральных программ, направленных на поддержку культуры, сохранение историко-культурного наследия;
осуществляет и развивает формы культурного сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации, развивает международные связи;
осуществляет иные полномочия в сфере культуры в соответствии с федеральным и областным законодательством.
3. Компетенция уполномоченного исполнительного органа в сфере культура
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти в сфере культуры:
проводит государственную политику в сфере культуры;
осуществляет управление государственными областными организациями культуры;
разрабатывает областные программы развития культуры и проводит экспертизу целевых программ по сохранению и развитию культуры на территории области;
ежегодно в установленном порядке доводит до организации культуры данные о размерах ассигнований и лимитах централизованных капитальных вложений, выделяемых за счет средств областного бюджета;
координирует свою деятельность с исполнительными органами местного самоуправления в сфере культуры;
осуществляет лицензирование отдельных видов культурной деятельности в соответствии с федеральным и областным законодательством.
деятельность по проведению проектных работ связанных с охраной объектов культурного наследия (памятники истории и культуры);
осуществляет сертификацию программ в сфере художественного образования в соответствии с законодательством;
создает и управляет образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и переподготовку кадров, в том числе и гидов-экскурсоводов (образование, повышение квалификации) а также выдачу документов на право занятия деятельностью гида-экскурсовода;
координирует деятельность государственных, муниципальных и частных организаций культуры;
выявляет объекты, имеющие историческую, культурную и научную ценность на территории области ;
может выступать учредителем предприятий, организаций любых форм собственности, часть прибыли которых направлена на уставную деятельность учреждений и организаций культуры.
представляет к присвоению званий "Народный артист Российской Федерации", "Заслуженный артист Российской Федерации", "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации", "Заслуженный деятель культуры Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" и другим званиям и наградам;
осуществляет иные полномочия в сфере культуры в соответствии с федеральным и областным законодательством.
4. Органы местного самоуправления:
разрабатывают и утверждают программы развития культуры на территории муниципального образования;
создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные организации культуры, регистрируют организации культуры на подведомственной территории;
разрабатывают и утверждают нормативы финансирования муниципальных организаций культуры;
определяют и контролируют условия аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры;
назначают руководителей муниципальных организаций культуры, находящихся на подведомственной территории;
обеспечивают муниципальные организации культуры материально-технической базой, информационной поддержкой;
создают условия для любительского художественного творчества с приоритетом развития этой работы на муниципальном уровне;
активизируют работу по эстетическому воспитанию детей и юношества;
ведут работу по сохранению сети учреждений культуры и искусства, укрепление их материально-технической базы;
предоставляют за счет собственных ресурсов работникам культуры дополнительные льготы в системе социальной защиты;
осуществляют контроль за соблюдением законодательства в деятельности муниципальных организаций культуры;
осуществляют иные полномочия в сфере культуры в соответствии с федеральным и областным законодательством, уставом муниципального образования.
Глава 3. Экономическое регулирование деятельности организаций
культуры
Статья 6. Общие условия хозяйственной деятельности организаций культуры
1. Организации культуры создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
2. Деятельность, направленная на сохранение, создание и распространение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению является основной деятельностью организации культуры.
3. Кроме основной деятельности организации культуры могут осуществлять иную не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную уставом (положением), в том числе и предпринимательскую.
4. Любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культуры.
Статья 7. Собственность в области культуры
1. На территории области допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.
2. Организация культуры самостоятельно распоряжается имуществом, приобретенным за счет доходов, получаемых от предусмотренной уставом (положением) деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в целях, определенных уставом (положением).
3. Доходы, получаемые от предусмотренной уставом (положением) деятельности, а также приобретенное за их счет имущество учитываются на отдельном балансе.
Статья 8. Приватизация в сфере культуры
1. Приватизация организаций культуры осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о приватизации.
2. Не могут быть приватизированы государственные областные организации культуры, включенные в перечень объектов государственной собственности области, не подлежащих приватизации.
3. Перечень объектов государственной собственности области, не подлежащих приватизации, устанавливается законодательством области.
Статья 9. Инвестиционная политика
В области обеспечивается приоритетное выделение государственных капитальных вложений в укрепление и развитие материально-технической базы организаций культуры.
Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их организациями культуры досугового профиля с учетом градостроительных норм и потребностей населения.
Земельные участки под строительство новых организаций культуры выделяются на приоритетной основе.
Статья 10. Финансирование культуры и культурной деятельности
1. Размеры ежегодных ассигнований на культуру определяются законом области об областном бюджете и местных бюджетов.
2. Источниками финансирования организаций культуры являются:
средства бюджетов всех уровней;
Дополнительными источниками финансирования являются:
средства внебюджетных, общественных и благотворительных фондов;
доходы от платных форм культурной деятельности;
платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;
добровольные пожертвования, субсидии, средства, полученные по завещаниям;
кредиты банков и иных кредитных учреждений;
доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок и других общественных мероприятий;
доходы от продажи ценных бумаг и другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
3. Поступления средств на финансирование культуры и культурной деятельности из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных ассигнований.
4. Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотренные положениями об этих фондах.
5. Не использованные в отчетном периоде средства не могут быть изъяты у организации культуры или зачтены учредителем в объеме финансирования следующего года.
6. Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:
оплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала) как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организацией культуры;
содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;
содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;
содержание животных в зоопарках и цирках;
комплектование библиотечных фондов, формирование новых творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ и других видов массовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;
оснащение организаций культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безоопасность фондов хранения и здания организаций культуры;
проведение капитального ремонта;
реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование организации культуры;
другие затраты, связанные с основной деятельностью организации.
Запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организации культуры, в том числе размещенных бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений культуры и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода.
Статья 11. Налоговые льготы
Льготы по уплате налогов предоставляются организациям культуры в соответствии с действующим федеральным и областным налоговым законодательством.
Статья 12. Предпринимательская деятельность
1. В соответствии с законодательством организация культуры может осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана.
2. Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом (положением) организации культуры.
3. Платные формы культурной деятельности культурно-просветительских учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование организаций культуры.
4. Учредитель (либо орган, зарегистрировавший организацию культуры) имеет право в установленном законодательством порядке приостановить предпринимательскую деятельность организации культуры, если эта деятельность идет в ущерб основной.
5. Доходы от платных форм культурной деятельности, которые направляются на содержание и развитие организации культуры не включаются в налогооблагаемую базу при исчислении налогов, сборов и платежей в областной бюджет.
Статья 13. Фонды развития культуры
1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане могут учреждать фонды развития культуры, средства которых используются в целях финансирования программ развития культуры, на финансирование иных мероприятий, в порядке предусмотренном их уставами (положениями).
2. Привлечение средств фондов развития культуры не является основанием для уменьшения бюджетных ассигнований областным и муниципальным организациям культуры.
Статья 14. Цены и ценообразование в области культуры
1. Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. При проведении платных мероприятий организации культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации и областным законодательством могут устанавливаться льготы на их посещение детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, ветеранов, военнослужащих срочной службы и иных социально незащищенных слоев и групп населения.
Порядок установления льгот для данных категорий населения устанавливается нормативными правовыми актами областного Совета народных депутатов.
Статья 15. Материально-техническое обеспечение культурной деятельности
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления способствуют материально-техническому обеспечению организаций культуры, осуществлению программ развития культуры, реставрации памятников, строительству и реконструкции объектов культуры.
2. Органы местного самоуправления предоставляют творческим работникам, коллективам творческих работников в пользование или аренду помещения для студий, мастерских лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности, на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности
1. Организации культуры обладают исключительным правом использования собственной символики в рекламных и иных целях, а также могут разрешить такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе.
2. Юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере туризма, имеют право на проведение экскурсий на объектах культуры только на основе договоров с органами местного самоуправления и специальным уполномоченным органом по охране и использованию памятников истории и культуры.
3. Предприятия, учреждения, организации, использующие памятники истории и культуры, отчисляют на специальные счета государственных органов по учету, использованию и реставрации памятников фиксированные платежи, устанавливаемые в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и областным законодательством.
4. Органы местного самоуправления устанавливают процент отчислений в местные бюджеты от платы за земли историко-культурного назначения, охранных зон памятников, взимаемый с предприятий, учреждений, домовладений, расположенных на этих территориях. Полученные средства направляются на охрану и реставрацию культурного наследия, благоустройство исторических территорий.
5. Передача здания, в котором размещена организация культуры, другим предприятиям, Учреждениям и организациям осуществляется по решению органов государственной власти области и органов местного самоуправления при согласовании с уполномоченным исполнительным органом в сфере культуры области и предоставлением взамен соответствующего помещения.
Статья 17. Внешнеэкономическая деятельность в области культуры
1. Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Органы государственной власти области устанавливают льготный режим использования законно полученной валютной выручки государственными организациями культуры, а также творческими союзами и обществами, действующими в области культуры, оставляя ее в полном объеме при направлении на уставные цели, а также на обеспечение сохранности и развитие культурного достояния народов и культурного наследия области, укрепление материально-технической базы культуры.
3. Организации культуры по согласованию с Администрацией области могут пользоваться кредитом отечественных и зарубежных банков, продавать и приобретать валюту в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Культурные ценности, хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, библиотеках, архивах и других организациях культуры, не могут быть использованы в качестве кредита или сданы под залог или проданы частному лицу.
Глава 4. Международное сотрудничество в области культурной
деятельности
Статья 19. Международная деятельность
1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления, организации культуры , граждане, занимающиеся культурной деятельностью, осуществляют международное сотрудничество в соответствии с федеральным и областным законодательством, международными договорами Российской Федерации и области.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления содействуют расширению круга субъектов международных культурных связей, поощряют самостоятельное прямое участие в культурных обменах частных лиц, организаций, учреждений и предприятий культуры.
3. К числу приоритетных направлений международного сотрудничества в области культуры относятся: совместное производство культурных ценностей; реставрация памятников истории и культуры; подготовка и стажировка кадров работников культуры; внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности; обмен методиками, учебными программами и пособиями.
Глава 5. Социальная защита в области культуры
Статья 20. Трудовые отношения и оплата труда в области культуры
1. Трудовые отношения работников культуры регулируются действующим законодательством Российской Федерации о труде.
2. Размер средней ставки и должностного оклада творческим работникам и специалистам устанавливается в соответствии с единой сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы.
3. Организации культуры в пределах имеющихся средств на оплату труда могут самостоятельно устанавливать для своих работников надбавки к ставкам и должностным окладам, применять различные прогрессивные формы организации, оплаты и стимулирования труда.
4. Размер авторского вознаграждения, порядок и сроки оплаты устанавливаются в авторском договоре.
5. Работникам и специалистам областных и муниципальных организаций культуры в зависимости от их квалификации, стажа, местонахождения организации культуры могут устанавливаться надбавки к заработной плате в порядке и размерах, предусмотренных органами государственной власти и органами местного самоуправления на основании федерального и областного законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Статья 21. Социальная защита работников культуры
1. В целях содействия развитию культуры, защиты социальных и профессиональных прав и интересов работники организаций культуры имеют право объединяться в профессиональные организации.
2. Творческие союзы, ассоциации, другие общественные организации в целях защиты творческих работников могут создавать службы занятости, специальные фонды для увеличения размера пособия по безработице и продления сроков их выплаты. Средства в эти фонды могут вносить также государственные и муниципальные органы.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области, предприятия и организации, общественные объединения могут за счет собственных средств и ресурсов предоставлять работникам культуры дополнительные льготы, не установленные законодательством Российской Федерации.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 22. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Должностные лица, а также лица, осуществляющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в организациях культуры, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение настоящего Закона несут административную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области |
А.Н. Белоногов |
г. Благовещенск
"____"______________1998 г.
N______
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проект закона Амурской области от 17 декабря 1998 г. N 21/477 "О культуре"
Текст Проекта официально опубликован не был