Рассмотрев Проект федерального закона "Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали", областной Совет народных депутатов решил:
1. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести ряд поправок (Приложение).
2. Направить поправки к законопроекту в Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.
Председатель Амурского
областного Совета
народных депутатов |
В.В.Марценко |
Таблица поправок
к Проекту федерального закона "Об особой экономической
зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали"
/----------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|N | Текст, к которому |Автор |Содержание |Новая редакция текста законопроекта с принятой |Решение |
| | прилагается поправка |поправки |поправки |поправкой |комитета|
|--+-----------------------+----------+-----------+-----------------------------------------------+--------|
|1 |Статья 1, абзац первый |Амурский |После слова|Зона БАМ - территориальное пространство, | |
| |Зона БАМ - |областной |"участков" |состоящее из отдельно расположенных, | |
| |территориальное |Совет |вставить |ограниченных участков (далее - особые локальные| |
| |пространство, состоящее|народных |слова |экономические зоны) территории Российской | |
| |из отдельно |депутатов |"(далее- |Федерации, на которые распространяется | |
| |расположенных, | |особые |установленный в соответствии с | |
| |ограниченных участков | |локальные |законодательством режим свободной таможенной | |
| |территории Российской | |экономичес-|зоны. | |
| |Федерации, на которые | |кие зоны)" | | |
| |распространяется | | | | |
| |установленный в | | | | |
| |соответствии с | | | | |
| |действующим | | | | |
| |законодательством режим| | | | |
| |свободной таможенной | | | | |
| |зоны. | | | | |
| | | | | | |
|2 |Статья 1, абзац второй.|Глава |Изложить в |Зона БАМ создается в пределах прилегающих к | |
| |Зона БАМ создается |Админист- |новой |Байкало-Амурской ж/д магистрали | |
| |создается в пределах |рации |редакции |территориально-административных единиц: ... | |
| |территории,ограниченной|Амурской | |Тындинского р-на и г.Тынды, Зейского р-на и | |
| |четырехсоткилометровым |области | |г.Зеи, Селемджинского, Мазановского, | |
| |коридором вдоль | | |Сковородинского районов и г.Сковородино | |
| |Байкало- Амурской | | |(Амурская область) ... | |
| |магистрали, за | | | | |
| |исключением территорий | | | | |
| |объектов, имеющих | | | | |
| |оборонное значение для | | | | |
| |Российской Федерации. | | | | |
| | | | | | |
|3 |Статья 2, абзац третий.|Глава |После слова|социально-экономическое развитие субъектов | |
| |социально-экономическое|Админист- |"Федерации"|Российской Федерации и муниципальных | |
| |развитие субъектов |рации |дополнить |образований, на территории которых | |
| |Российской Федерации, |Амурской |словами |расположена зона БАМ; | |
| |на территории которых |области |и муници- | | |
| |расположена зона БАМ; | |пальных | | |
| | | |образова- | | |
| | | |ний" | | |
| | | | | | |
|4 |Статья 2 |Глава |Дополнить |обеспечение устойчивого финансирования и | |
| | |Админист- |новыми |развития социальной инфраструктуры; | |
| | |рации |абзацами |рациональное использование невозобновимых | |
| | |Амурской | |и сохранение потенциала возобновимых природных | |
| | | | |ресурсов. | |
| | | | | | |
|5 |Статья 3, абзац второй.|Глава |Изложить в |Определение ограниченных участков | |
| |Определение |Админист- |новой |территорий и локальных объектов хозяйственной | |
| |ограниченных участков |рации |редакции |деятельности в зоне БАМ, наделяемых правами | |
| |территории Российской |Амурской | |особого таможенного и налогового режима | |
| |Федерации для включения|области | |деятельности, предусмотренных настоящим | |
| |в зону БАМ | | |Законом, осуществляется на основе федеральной | |
| |осуществляется на | | |и региональных программ социально- | |
| |основе федеральной и | | |экономического развития, принятых в | |
| |региональных программ | | |установленном порядке, действие которых | |
| |социально-экономичес- | | |распространяется на зону БАМ. | |
| |кого развития зоны БАМ,| | | | |
| |принятых в | | | | |
| |установленном порядке. | | | | |
| | | | | | |
|6 |Статья 3, абзац третий.|Глава |Изложить в |Решение о включении ограниченного участка | |
| |Решение о включении |Админист- |новой |территории или локального объекта | |
| |ограниченного участка |рации |редакции |хозяйственной деятельности в режим | |
| |территории Российской |Амурской | |деятельности в зоне БАМ, предусмотренный | |
| |Федерации в зону БАМ |области | |настоящим Законом, принимается Правительством | |
| |принимается | | |Российской Федерации по представлению | |
| |Правительством | | |наблюдательного совета зоны БАМ, являющегося | |
| |Российской Федерации по| | |государственным заказчиком работ по | |
| |представлению | | |федеральной и региональным программам | |
| |федерального органа | | |социально-экономического развития зоны БАМ. | |
| |исполнительной власти, | | |Иные субъекты хозяйствования и территории | |
| |являющегося | | |в зоне БАМ, не включенные в перечень | |
| |государственным | | |ограниченных территорий и локальных объектов с | |
| |заказчиком работ по | | |особым таможенным и налоговым режимом согласно | |
| |федеральной и | | |настоящему Закону, осуществляют свою | |
| |региональным программам| | |деятельность в соответствии с законодательством| |
| |социально-экономическог| | |Российской Федерации и нормативными правовыми | |
| |развития зоны БАМ. | | |актами соответствующих субъектов Российской | |
| | | | |Федерации. | |
| | | | | | |
| |Статья 4 |Глава |Дополнить |Наблюдательный совет зоны БАМ наделяется | |
| | |Админист- |новыми |полномочиями государственного заказчика на | |
| | |рации |абзацами |разработку и реализацию федеральных программ и | |
| | |Амурской | |проектов социально-экономического развития и | |
| | |области | |хозяйственного освоения зоны БАМ. | |
| | | | |К компетенции наблюдательного совета зоны | |
| | | | |БАМ относятся: | |
| | | | |внесение в Правительство Российской Федерации | |
| | | | |предложений по предоставлению отдельным | |
| | | | |территориям и локальным объектам прав | |
| | | | |пользования режимом деятельности в зоне БАМ, | |
| | | | |предусмотренных настоящим Законом; | |
| | | | |принятие решения о признании приоритетными | |
| | | | |конкретных инвестиционных проектов и целевых | |
| | | | |программ федерального и межрегионального | |
| | | | |значения, вносимых федеральными министерствами | |
| | | | |и ведомствами, а также органами государственной| |
| | | | |власти субъектов Российской Федерации и | |
| | | | |местного самоуправления, расположенными в зоне | |
| | | | |БАМ; | |
| | | | |создание в установленном порядке | |
| | | | |государственной корпорации или иных органов | |
| | | | |аккумулирования и целевого использования | |
| | | | |финансовых средств и материально-технических | |
| | | | |ресурсов заинтересованных отечественных и | |
| | | | |зарубежных субъектов хозяйствования, а также | |
| | | | |части бюджетных средств, высвобождаемых в | |
| | | | |результате использования в зоне БАМ льготного | |
| | | | |налогового режима. | |
| | | | |Наблюдательный совет зоны БАМ наделяется | |
| | | | |материально-финансовыми ресурсами и | |
| | | | |полномочиями для создания рабочих органов в | |
| | | | |целях координации деятельности с федеральными | |
| | | | |и местными органами и обеспечения оперативной | |
| | | | |деятельности наблюдательного совета зоны БАМ. | |
| | | | | | |
|8 |Статья 5. |Амурский |Исключить | | |
| |Оперативное управление |областной | | | |
| |деятельностью в зоне |Совет | | | |
| |БАМ, которая создается |народных | | | |
| |Правительством |депутатов | | | |
| |Российской Федерации по| | | | |
| |согласованию с | | | | |
| |руководителями органов | | | | |
| |законодательной и | | | | |
| |исполнительной власти | | | | |
| |субъектов Российской | | | | |
| |Федерации, на которых | | | | |
| |расположена зона БАМ, и| | | | |
| |имеет правовой статус | | | | |
| |учреждения в | | | | |
| |соответствии со | | | | |
| |статьей 120 | | | | |
| |Гражданского Кодекса | | | | |
| |Российской Федерации. | | | | |
| |Администрация зоны БАМ | | | | |
| |обеспечивает реализацию| | | | |
| |федеральной и | | | | |
| |региональных программ | | | | |
| |социально- | | | | |
| |экономического развития| | | | |
| |зоны БАМ и выполняет | | | | |
| |функции,предусмотренные| | | | |
| |в Положении об | | | | |
| |администрации зоны БАМ,| | | | |
| |утверждаемом | | | | |
| |федеральным органом | | | | |
| |исполнительной власти, | | | | |
| |являющемся | | | | |
| |государственным | | | | |
| |заказчиком работ по | | | | |
| |этим программам. | | | | |
| |Администрация зоны | | | | |
| |БАМ выполняет свои | | | | |
| |функции в соответствии | | | | |
| |с настоящим Федеральным| | | | |
| |законом, другими | | | | |
| |федеральными законами и| | | | |
| |иными нормативными | | | | |
| |правовыми актами | | | | |
| |Российской Федерации, а| | | | |
| |также в соответствии с | | | | |
| |законами субъектов | | | | |
| |Российской Федерации, | | | | |
| |на территории которых | | | | |
| |расположена зона БАМ. | | | | |
| |Администрация зоны | | | | |
| |БАМ вправе в | | | | |
| |соответствии с | | | | |
| |законодательством | | | | |
| |Российской Федерации | | | | |
| |заключать договоры | | | | |
| |гражданско-правового | | | | |
| |характера и вступать в | | | | |
| |иные гражданско- | | | | |
| |правовые отношения с | | | | |
| |российскими и | | | | |
| |иностранными | | | | |
| |физическими и | | | | |
| |юридическими лицами. | | | | |
| | | | | | |
|9 |Статья 6, абзац первый.|Глава |Изложить в |Регистрация юридических и физических лиц, а | |
| |Регистрация юридических|Админист- |новой |также предприятий с иностранными инвестициями, | |
| |и физических лиц, а |рации |редакции |осуществляющих деятельность в зоне БАМ согласно| |
| |также предприятий |Амурской | |режиму, предусмотренному настоящим Законом, | |
| |с иностранными |области | |производится в порядке, установленном | |
| |инвестициями независимо| | |законодательством Российской Федерации, | |
| |от величины их | | |независимо от величины их уставного капитала | |
| |установного капитала | | | | |
| |осуществляется в | | | | |
| |порядке, установленном | | | | |
| |законодательством | | | | |
| |Российской Федерации. | | | | |
| | | | | | |
|10|Статья 6, абзац второй.|Глава |Изложить в |Представительства и филиалы иностранных | |
| |Представительства |Админист- |новой |юридических лиц, осуществляющих свою | |
| |и филиалы иностранных |рации |редакции |деятельность на ограниченных территориях и | |
| |юридических лиц в зоне |Амурской | |локальных объектах особого таможенного и | |
| |БАМ открываются на |области | |налогового режима в зоне БАМ, открываются на | |
| |основании разрешения | | |основании разрешения наблюдательного совета | |
| |администрации зоны БАМ | | |зоны БАМ и регистрируются в субъекте | |
| |в соответствии с | | |Российской Федерации согласно законодательству | |
| |законодательством | | |Российской Федерации. | |
| |Российской Федерации. | | | | |
| | | | | | |
|11|Статья 7, абзац первый.|Глава |Изложить в |В зоне БАМ устанавливается разрешительный | |
| |В зоне БАМ |Админист- |новой |порядок осуществления деятельности на | |
| |устанавливается |рации |редакции |ограниченных территориях и локальных объектах | |
| |разрешительный порядок |Амурской | |особого таможенного и налогового режима, | |
| |осуществления |области | |предусматривающий получение лицензии | |
| |деятельности, | | |юридическими и физическими лицами со стороны | |
| |предусматривающий | | |субъектов Российской Федерации в соответствии | |
| |получение лицензии | | |с законодательством и допускающий взаимные | |
| |юридическими и | | |обязательства сторон. Лицензия на | |
| |физическими лицами, | | |осуществление деятельности, предусмотренной | |
| |осуществляющими | | |настоящей статьей, выдается при условии | |
| |деятельность в зоне БАМ| | |обеспечения физическими или юридическими | |
| |у администрации зоны | | |лицами оговоренных объемов производства | |
| |БАМ лицензии, | | |продукции, услуг и сроков их деятельности в | |
| |предусматривающей | | |особом таможенном и налоговом режиме на | |
| |взаимные обязательства | | |ограниченной территории либо локальных | |
| |сторон. | | |объектах. | |
| | | | | | |
|12|Статья 8, абзац |Глава |Дополнить |В случае недостатка средств в федеральном | |
| |четвертый. |Админист- |словами |бюджете и бюджетах субъектов Российской | |
| |В случае недостатка |рации |"использо- |Федерации, предусмотренных на реализацию | |
| |средств федеральном |Амурской |вание |федеральной и региональных программ развития | |
| |федеральном бюджете и |области |внебюджет- |зоны БАМ, дополнительное финансирование | |
| |бюджетах субъектов | |ных фондов"|и определенных ими объектов и мероприятий | |
| |Российской Федерации, | |изложить в |осуществляется из других бюджетных поступлений | |
| |на территории которых | |новой |с территорий с последующей компенсацией по | |
| |расположена зона БАМ, | |редакции |межбюджетным отношениям, а также из | |
| |финансирование работ, | | |внебюджетных фондов, за исключением средств, | |
| |предусмотренных в | | |перечисляемых в пенсионный фонд и фонд | |
| |федеральной и | | |социального страхования. | |
| |региональных программах| | | | |
| |социально- | | | | |
| |экономического развития| | | | |
| |зоны БАМа, | | | | |
| |осуществляется из | | | | |
| |других бюджетных | | | | |
| |поступлений с | | | | |
| |соответствующих | | | | |
| |территорий, за | | | | |
| |исключением средств, | | | | |
| |перечисляемых в | | | | |
| |пенсионный фонд и фонд | | | | |
| |социального страхования| | | | |
| | | | | | |
| |Статья 8, абзац пятый. |Глава |Исключить | | |
| |В целях обеспечения |Админист- | | | |
| |финансирования |рации | | | |
| |деятельности по |Амурской | | | |
| |созданию и развитию |области | | | |
| |зоны БАМ по решению | | | | |
| |администрации зоны БАМ | | | | |
| |могут создаваться | | | | |
| |специализированные | | | | |
| |коммерческие банки и | | | | |
| |иные кредитно- | | | | |
| |финансовые учреждения, | | | | |
| |фонды и страховые | | | | |
| |организации в порядке, | | | | |
| |установленном | | | | |
| |действующим | | | | |
| |законодательством. | | | | |
| | | | | | |
|13|Статья 9 |Амурский |Дополнить |Инвестиционные проекты, а также реконструкция | |
| | |областной |новым |объектов ж/д транспорта и предприятий | |
| | |Совет |абзацем |внедряются на конкурсной основе с определением | |
| | |народных | |порядка прохождения и обязательным | |
| | |депутатов | |согласованием с субъектами Российской | |
| | | | |Федерации | |
| | | | | | |
|14|Статья 9, абзац восьмой|Глава |Изложить в |Наблюдательный совет зоны БАМ совместно | |
| |Администрация зоны БАМ |Админист- |новой |с заинтересованными субъектами Российской | |
| |в соответствии с |рации |редакции |Федерации рассматривает заявки российских и | |
| |федеральной и | Амурской | |иностранных инвесторов на включение в | |
| |региональными | области | |реализацию федеральной и региональных программ | |
| |программами социально- | | |развития зоны БАМ по ограниченным территориям | |
| |экономического развития| | |и локальным объектам с особенным таможенным и | |
| |зоны БАМ рассматривает | | |налоговым режимом и заключает с ними договоры, | |
| |заявки российских и | | |которые могут включать взаимные условия, | |
| |иностранных инвесторов | | |льготы и гарантии, предусмотренные настоящим | |
| |реализации | | |Законом, а также другими нормативными | |
| |инвестиционных проектов| | |правовыми актами Российской Федерации и | |
| |и заключает с ними | | |соответствующих субъектов Российской | |
| |договоры, которые могут| | |Федерации, на территории которых реализуются | |
| |предусматривать льготы | | |указанные договорные отношения. | |
| |гарантии, определяемые | | | | |
| |нормативными правовыми | | | | |
| |актами Российской | | | | |
| |Федерации и субъектов | | | | |
| |Российской Федерации, | | | | |
| |на территории которых | | | | |
| |расположена зона БАМ. | | | | |
| | | | | | |
|15|Статья 11, абзац |Глава |После слова|Российские и иностранные юридические и | |
| |четвертый. |Админист- |"рациональ-|физические лица в зоне БАМ имеют равные права | |
| |Российские и |рации |ному" |на землепользование и освоение природных | |
| |иностранные юридические|Амурской |дополнить |ресурсов в соответствии с законодательством | |
| |и физические лица в |области |словами |Российской Федерации и учетом требований, | |
| |зоне БАМ имеют равные | |"природо- |относящихся к рациональному природопользованию,| |
| |права на землепользова-| |пользова- |охране окружающей природной среды, обеспечению | |
| |ние и освоение природны| |нию, охране|законных прав и интересов малочисленных | |
| |ресурсов в соответствии| |окружающей |народностей Севера в местах их компактного | |
| |с законодательством | |природной |проживания и традиционных видов деятельности | |
| |Российской Федерации с | |среды, | | |
| |учетом в части | |обеспечению| | |
| |требований, относящихся| |законных | | |
| |к рациональному | |прав и | | |
| |землепользованию и | |интересов | | |
| |охране окружающей | |малочислен-| | |
| |природной среды. | |народностей| | |
| | | |Севера в | | |
| | | |местах их | | |
| | | |компактного| | |
| | | |проживания | | |
| | | |и тради- | | |
| | | |ционных | | |
| | | |видов | | |
| | | |деятель- | | |
| | | |ности" | | |
| | | | | | |
|16|Статья 12, абзацы |Глава |Изложить в |Таможенные органы Российской Федерации | |
| |первый, второй. |Админист- |новой |наделяются правами в установленном порядке по | |
| |В соответствии с |рации |редакции |представлению наблюдательного совета зоны БАМ | |
| |Таможенным кодексом |Амурской | |утверждать перечень товаров, ввозимых на | |
| |Российской Федерации: |области | |ограниченные территории и локальные объекты в | |
| |товары, произведенные | | |зоне БАМ с особым таможенным и налоговым | |
| |за пределами Российской| | |режимом, с полным или частичным освобождением | |
| |Федерации, в том числе | | |от уплаты ввозных пошлин и других платежей, | |
| |оборудование и | | |взимаемых при таможенном оформлении товаров, | |
| |технологии для | | |кроме таможенных сборов. В случае вывоза за | |
| |угольной, горнорудной, | | |пределы ограниченных территорий и локальных | |
| |химической, | | |объектов в зоне БАМ данного вида товаров | |
| |металлургической, | | |(реэкспорта) невзысканная часть ввозных | |
| |лесной, | | |таможенных пошлин и других платежей, а также | |
| |деревообрабатывающей и | | |вывозные пошлины взыскиваются полностью. | |
| |целлюлозно-бумажной | | | | |
| |промышленности, для | | | | |
| |производства асбеста, | | | | |
| |глиноземного и калийног| | | | |
| |сырья, минеральных | | | | |
| |удобрений, для добычи и| | | | |
| |переработки драгоценных| | | | |
| |и полудрагоценных | | | | |
| |камней, драгоценных и | | | | |
| |редкоземельных металлов| | | | |
| |строительства, для | | | | |
| |железнодорожного | | | | |
| |транспорта, | | | | |
| |освобождаются от уплаты| | | | |
| |ввозных пошлин и других| | | | |
| |платежей, взимаемых при| | | | |
| |таможенным оформлении | | | | |
| |товаров (кроме | | | | |
| |таможенных сборов). В | | | | |
| |случае вывоза товаров, | | | | |
| |указанных в настоящей | | | | |
| |статье, за пределы зоны| | | | |
| |БАМ | | | | |
| |невзысканная часть | | | | |
| |ввозных таможенных | | | | |
| |пошлин и других | | | | |
| |платежей, а также | | | | |
| |вывозные пошлины | | | | |
| |взыскиваются полностью.| | | | |
| | | | | | |
|17|Статья 13 |Амурский |Дополнить |снижение на 50% ставок налогов, уплачиваемых в | |
| | |областной |новым |Федеральный дорожный фонд, высвобождаемые | |
| | |Совет |четвертым |средства направлять на содержание и | |
| | |народных |абзацем |реконструкцию притрассовых автодорог | |
| | |депутатов | | | |
| | | | | | |
|18|Статья 14, абзац второй|Глава |Изложить в |При этом порядок и норма обязательной продажи | |
| |При этом на поступления|Админист- |новой |валюты, полученной резидентами зоны из | |
| |в иностранной валюте от|рации |редакции |поступлений в иностранной валюте от экспорта | |
| |экспорта товаров, |Амурской | |товаров, созданных на ограниченных территориях | |
| |созданных в зоне БАМ, |области | |и локальных объектах с особым таможенным и | |
| |не распространяется | | |налоговым режимом, определяются по согласованию| |
| |порядок обязательной | | |между наблюдательным советом зоны БАМ, | |
| |продажи резидентами | | |Центробанком и Государственным таможенным | |
| |иностранной валюты на | | |комитетом Российской Федерации. | |
| |внутреннем рынке | | | | |
| |Российской Федерации | | | | |
| | | | | | |
|19|Статья 18 |Админист- |Дополнить |в) нарушения местных интересов и нормативных | |
| | |Зейского |подпунктом |правовых актов муниципальных образований в | |
| | |района |"в" |результате деятельности резидентов на | |
| | | | |соответствующих территориях и локальных | |
| | | | |объектах с особым таможенным и налоговым | |
| | | | |режимом | |
\----------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Обоснование поправок к Проекту федерального закона
"Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали
Амурская область, по территории которой гроходит половина БАМа, еще два года назад совместно с управлением Байкало-Амурской железной дороги инициировала разработку проекта и принятие федерального закона "О развитии региона Байкало-Амурской железной дороги". В настоящей редакции Проект закона "Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" также поддержан Амурской областью, среди инициаторов его внесения на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации является Глава Администрации Амурской области.
Амурская область первой почувствовала негативные последствия лишения зоны БАМа государственной поддержки, которая оказывалась в годы строительства магистрали. Вслед за ликвидацией управления железной дороги регион лишился не только остатков госзаказа на развитие дороги и освоение ресурсов в ее зоне, но и важнейшего механизма поддержки жизнедеятельности на прилегающих территориях.
Вторая особенность, наиболее проявляющаяся в Амурской области, -это взаимоотношения БАМа и Транссиба. Связь между ними в силу транспортно-географического положения у нас особенно тесная, но далекая от совершенства. Здесь гораздо острее последствия того, что Транссиб перестал быть связующим звеном между западными и дальневосточными регионами. Скорее наоборот, некомпенсируемые транспортные тарифы оторвали дальневосточную экономику от остального экономического пространства страны. Уступив в конкуренции за межконтинентальный транзит грузов линии Пекин - Стамбул - Европа, МПС России пытается поправить дела частично за счет экономии от перевалки грузопотока с БАМа. Грузопоток сейчас минимальный, а последствия эрозии финансов, техники и трудовых ресурсов из зоны БАМа огромны, учитывая, что на Транссибе даже в будущем при оживлении экономики в стране грузоформирующие возможности крайне ограничены и Транссиб может надеяться только на ресурсы зоны БАМа.
Амурская область поддерживает принятие закона по зоне БАМа в любой редакции, лишь бы этот закон появился. Вместе с тем общую концепцию закона и его название в последней редакции менять, на наш взгляд, нецелесообразно. Обсуждавшийся на парламентских слушаниях в г.Иркутске 27-28 апреля с.г. вариант названия "О государственной поддержке развития зоны БАМа" понятен по смыслу, но по форме это лишь оперативное правительственное постановление, а не долгосрочный стратегический закон. Что касается его содержания, в том числе создания фонда развития, административных и корпоративных структур над зоной, процедур согласовании и корректировок мероприятий, то это в большей степени очередная федеральная программа. Известный опыт неконструктивности подобной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы не позволяет согласиться с предлагавшимся новым вариантом закона о зоне БАМа.
Вместе с тем, принятый Государственной, Думой в первом чтении вариант закона требует ряда уточнений. В частности, целесообразно отказаться от необоснованной 400-километювой полосы вдоль железнодорожной магистрали, вместо чего корректно перечислить все низовые административные единицы, по территориям которых проходит БАМ и на территориях которых потенциально может иметь место реализация положений закона. В связи с этой справкой по Амурской области необходимо включение в перечень муниципальных образований, входящих в зону БАМа, дополнительно г.Сковородино и Сковородинского района как неотъемлемого стыковочного узла БАМа не только с Транссибом, но и с Китаем и требующего определенной государственной защиты и поддержки.
Материалы правительственного заключения по Проекту закона наиболее остро касаются режима деятельности в зоне БАМа, особенно в отношении льгот и таможенного регулирования. На наш взгляд, предлагаемый Проектом закона режим деятельности в зоне БАМа является достаточно полным, вполне подконтрольным государству и не затрагивает существующую налогооблагаемую базу бюджетов всех уровней. Это не торговая или таможенная зона, тем более не оффшорная прореха на территории России. Режим зоны ориентирован на производственно-инвестиционную привлекательность, и его реализация, во-первых, предусматривается не на всей площади автоматически, а на конкретных обоснованных локальных объектах и территориях, во-вторых, льготы предусматриваются не в целях освобождения от обязательств по существующей налогооблагаемой базе, а в качестве налоговых каникул исключительно на новое производство или на прирост объемов традиционной продукции.
Замечания федеральных ведомств как раз подтверждают необходи мость принятия федерального закона, в рамках которого только и возможно привести во взаимное соответствие механизмы поддержки конкретного депрессивного региона с существующей законодательной базой. Без приведения во взаимное, встречное соответствие, а такие полномочия даны и Федеральному Собранию, и Президенту России, закон о зоне БАМа может оказаться настолько выхолощенным, что лишится своего смысла и действенности. Администрация области разделяет опасения Минфина России по аналогии с некоторыми последствиями реализации закона по свободной экономической зоне Калининградской области, но не соглашается с презумпцией виновности режима деятельности в зоне БАМа, который обязательно приведет к расширению незаконного импорта на указанную территорию и усилению криминогенной ситуации в сфере обращения, подавлению ряда отраслей местной промышленности" и другим последствиям. Общефедеральный закон о специальных и особых экономических зонах также не является гарантией от подобных последствий, поэтому его отсутствие не есть аргумент неутверждения на федеральном уровне режима хозяйственной деятельности в зоне БАМа инвестиционно-производственной ориентации.
Вместе с тем. Администрация области в равной мере с муниципальными образованиями выражает определенные сомнения в целесообразности схемы управления деятельностью в зоне БАМа в том виде, как она изложена в Проекте закона. Для осуществления функций, закрепляемых за администрацией зоны БАМа как государственного учреждения ей потребуется передача части конституционных полномочий, закрепленных за федеральными, региональными и местными органами власти и управления. Едва ли все шесть субъектов Федерации, не говоря уже о муниципальных образованиях, передадут такие права и полномочия в адекватной и равной мере. В частности, для Амурской области, имеющей Договор о разграничении полномочий и предметов ведения с федеральными органами государственной власти, любое перераспределение полномочий потребует согласования с одной стороны с каждым из местных органов управления, а с другой стороны - с Президентом России, полномочным менять или не менять содержание Договора о разграничении полномочий и предметов ведения. Если же администрация зоны БАМа должна выполнять свои функции как корпоративная структура либо финансово-промышленная группа, то возникает собственное сомнение в адекватности приоритетов будущей администрации зоны интересам регионов, опасение выборочного вычерпывания природных ресурсов без развития остальных сфер нормальной жизнедеятельности.
Юридически и процедурно данная проблема настолько может оказаться сложной, что возникает вопрос, имеет ли смысл в принципе вводить в закон статью 5 об оперативном управлении в зоне БАМа через создание "надсубъектной" и "подфедеральной" администрации? По мнению Администрации области, вполне достаточно ограничиться формированием наблюдательного совета зоны БАМа, предусмотренного статьей 4, дополнив ее полномочиями и ресурсами наблюдательного совета для создания рабочего органа в целях осуществления оперативной и координационной деятельности.
Изложенные предложения и перечень дополнений в Проект закона не меняют концепции, целей и основного содержания обсуждаемого Проекта и названия федерального закона "Об особой экономической зоне в районе Байкало-Аму рекой железнодорожной магистрали". Данная позиция Амурской области доведена до участников парламентских слушаний в г.Иркутске 27-28 апреля т.г. и получила определенную поддержку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Амурского областного Совета народных депутатов от 27 мая 1999 г. N 26/199 "О Проекте федерального закона "Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали"
Текст Решения официально опубликован не был