Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Главы города Зеи
Амурской области
от 7 декабря 2006 г. N 1751
Порядок
управления долгом и условными обязательствами
города Зеи
1. Основные положения
1.1. Объектом управления долгом являются прямые и условные обязательства в соответствии с их классификацией.
1.2. Главной задачей управления долгом является привлечение заемных средств для финансирования расходов бюджета города Зеи:
- при превышении потребностей бюджета города Зеи в капитальных расходах над бюджетными доходами (привлечение дополнительных источников финансирования капитальных расходов);
- для финансирования кассовых разрывов бюджета города Зеи.
Дополнительными задачами являются:
- управление существующими обязательствами с целью формирования приемлемой структуры обязательств и снижения, связанных с ними издержек бюджета города Зеи;
- учет информации о прямых и условных обязательствах;
- формирование всей требуемой отчетности об обязательствах.
1.3. Основными принципами управления долгом и условными обязательствами являются:
- сохранение объема прямых и условных обязательств на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;
- обеспечение исполнения прямых и условных обязательств в полном объеме;
- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания прямых обязательств.
Основные задачи процедур управления отличаются для:
- прямых обязательств, за исключением просроченной кредиторской задолженности, и условных обязательств;
- существующих и привлекаемых заимствований.
2. Порядок управления прямыми обязательствами,
за исключением просроченной кредиторской задолженности
Основными задачами управления прямыми обязательствами, за исключением просроченной кредиторской задолженности, являются выбор заемных инструментов и осуществление процедуры принятия обязательств, обладающих приемлемым уровнем риска и удовлетворяющих текущим потребностям городского бюджета.
Управление осуществляется на основе решений, выработанных на стадии планирования, включая:
- цели заимствований;
- требуемые объемы заимствований;
- условия привлечения, погашения и обслуживания обязательств.
Целью заимствований может быть:
- финансирование временных кассовых разрывов бюджета города Зеи;
- финансирование капитальных расходов бюджета города Зеи;
- рефинансирование прямых обязательств бюджета города Зеи.
Процедура принятия обязательств реализуется в три этапа:
- анализ доступных обязательств;
- выбор обязательств;
- принятие обязательств.
Анализ доступных обязательств представляет собой процедуры по сбору информации обо всех обязательствах, принятие которых возможно. Состав собираемой информации должен позволять проводить анализ обязательств на следующих этапах настоящей процедуры. В отношении каждого обязательства собирается информация о:
- процентной ставке и правилах ее изменения (в случае плавающих ставок);
- условиях погашения;
- объеме обязательства.
Выбор конкретных инструментов из всех доступных осуществляется на основании последовательного анализа следующих факторов:
- величины рисков, связанных с инструментами;
- соответствия срочности инструментов и условий их привлечения, погашения и обслуживания сводному графику привлечения и погашения обязательств, разработанному на этапе планирования;
- стоимости инструментов.
Анализ и оценка рисков предполагает сравнительную оценку риска, по результатам которой доступные обязательства ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения.
На втором этапе производится анализ доступных обязательств на предмет соответствия их срочности и условиям привлечения, погашения и обслуживания расчетному графику привлечения и погашения обязательств, разработанному на этапе планирования.
Для заимствований на финансирование временных кассовых разрывов бюджета города выбор инструментов определяется длительностью этих разрывов. Финансирование кассового разрыва может осуществляться с помощью привлечения краткосрочных обязательств соответствующей срочности или изменением графика привлечения обязательств на финансирование капитальных расходов (инвестиционных заимствований).
Для заимствований, привлекаемых для погашения уже существующих обязательств (операций рефинансирования), выбор сроков погашения определяется с учетом законодательных ограничений на объем и структуру обязательств, а также границами долговой емкости в будущих периодах.
По результатам оценки сроков и условий погашения обязательства, не соответствующие требуемым условиям, исключаются из дальнейшего рассмотрения.
На третьем этапе из доступных инструментов выбираются инструменты, имеющие наименьшую стоимость.
Стоимость обязательства оценивается на основе его чистой дисконтированной (приведенной) стоимости.
Чистая приведенная стоимость заимствования определяется как разница дисконтированных (приведенных) потоков траншей привлекаемого заимствования и связанных с ним расходов бюджета, которые включают:
- погашение основной стоимости обязательства;
- обслуживание обязательства;
- иные расходы, связанные с возникновением обязательства.
Дисконтирование осуществляется на основе ставки (ставок) дисконтирования. Различные ставки дисконтирования могут быть использованы: для обязательств различной срочности; для различных периодов дисконтирования.
Оценка стоимости краткосрочных заимствований на финансирование временных кассовых разрывов может быть осуществлена на основе номинальной стоимости обслуживания заимствований.
В случае если имеется несколько обязательств со сходной стоимостью, приоритет отдается обязательствам, имеющим рыночную оценку.
Результатом реализации трех этапов управления привлекаемыми заимствованиями является перечень конкретных обязательств с установленными условиями погашения и обслуживания.
После выбора привлекаемых обязательств производится оформление всех необходимых юридических документов.
3. Принятие прямых обязательств
3.1. Процедура принятия прямых обязательств, за исключением просроченной кредиторской задолженности, состоит из следующих шагов:
1) Вступление в силу документов, являющихся основанием для возникновения обязательств
В перечень таких документов входят кредитные договоры и соглашения, договоры о получении бюджетных кредитов, договоры о реструктуризации и пролонгации обязательств, документы о регистрации ценных бумаг.
2) Возникновение обязательств
Конкретные обязательства возникают:
- в случае кредитных соглашений и договоров, а также договоров о получении бюджетных кредитов - при зачислении заемных средств на бюджетные счета городского бюджета. Обязательства возникают в объеме зачисленных средств;
- по ценным бумагам бюджета города Зеи - в момент их размещения. Объем обязательства определяется на основе итогов размещения бумаг;
- в случае реструктуризации и/или пролонгации обязательств - в момент заключения соответствующих соглашений.
3) Классификация обязательств по целям заимствований
Классификация осуществляется в момент возникновения обязательств. Каждое прямое обязательство, за исключением просроченной урегулированной кредиторской задолженности, может быть классифицировано как:
- обязательство, направленное на финансирование дефицита бюджета города по итогам финансового года;
- обязательство, направленное на финансирование кассового разрыва бюджета города (дефицита по итогам нескольких месяцев внутри финансового года).
В случае реструктуризации, пролонгации или рефинансирования обязательств цели новых заимствований остаются теми же, что и у исходных обязательств.
3.2. Принятие условных обязательств в виде муниципальных гарантий
Принятие условных обязательств в виде муниципальных гарантий производится органом исполнительной власти города, уполномоченным заключать договоры о предоставлении районных муниципальных гарантий.
Процедура принятия условных обязательств в виде муниципальных гарантий включает следующие этапы:
1) Заключение договора о предоставлении муниципальной гарантии
Договор заключается между органом исполнительной власти города, уполномоченным заключать договоры о предоставлении гарантий (гарантом), и организацией, привлекающей кредитные ресурсы (гарантополучателем). Договор содержит порядок ответственности гаранта при наступлении гарантийного случая. Объем обязательств по гарантии (объем гарантии), указанный в договоре, может быть меньше объема гарантируемого обязательства или совпадать с ним.
2) Заключение договора об условиях предоставления гарантии
Договор заключается между гарантом и гарантополучателем и содержит порядок ответственности гарантополучателя перед гарантом в связи с предоставлением ему гарантии.
Одновременно с данным договором заключается договор залога в обеспечение гарантополучателем его ответственности перед гарантом по предоставленной гарантии.
Договор должен содержать описание залога и его оценочную рыночную стоимость. Предметом залога может быть высоколиквидное имущество, принадлежащее залогодателю на праве собственности и не обремененное какими-либо обязательствами. Залогодателем может быть гарантополучатель или третье лицо. Рыночная стоимость залога не должна быть ниже объема гарантии. Оценка стоимости залога должна производиться независимым оценщиком. Оценка должна проводиться непосредственно перед оформлением договора залога. Расходы по оценке залога несет гарантополучатель или третье лицо.
3) После заключения договоров о предоставлении муниципальной гарантии, гарантийных условиях и залоге заключается кредитный договор между кредитным учреждением и гарантополучателем.
Конкретные условные обязательства гаранта по данному виду обязательств возникают в момент поступления кредитных ресурсов на счета гарантополучателя.
3.3. Принятие просроченной урегулированной кредиторской задолженности
Кредиторская задолженность бюджетных учреждений представляет собой принятое, но неисполненное обязательство организации (учреждения). Просроченная кредиторская задолженность - это задолженность, срок исполнения которой истек.
4. Управление долговыми обязательствами
4.1. Управление долговыми обязательствами, за исключением просроченной кредиторской задолженности
Основными задачами управления, существующими долговыми обязательствами являются:
- своевременное погашение и обслуживание обязательств;
- контроль выполнения законодательных ограничений во всех будущих периодах;
- мониторинг риска ликвидности и рисков, связанных с обязательствами, и их снижение;
- снижение стоимости обязательств с требованием сохранения величины рисков на приемлемом уровне.
Исходными данными при управлении существующими обязательствами являются:
- объемы и условия погашения и обслуживания обязательств;
- долговая емкость бюджета города без учета платежей по погашению и обслуживанию долговых обязательств;
- текущие условия на рынке доступных заимствований.
Сведения об объеме и условиях привлечения уже имеющихся долговых обязательств содержатся в реестре долговых обязательств и кредиторской задолженности города Зеи (далее - реестр).
Долговая емкость бюджета города первоначально определяется на этапе бюджетного планирования и в дальнейшем корректируется с учетом изменения экономических условий.
Текущие условия на рынке доступных заимствований определяются с помощью мониторинга рынка и его изменений.
Систематический контроль выполнения законодательных ограничений во всех будущих периодах осуществляется с целью недопущения превышения данных ограничений в результате изменения экономических условий и условий на рынке заимствований.
В ходе анализа проверяется выполнение следующих ограничений федерального и регионального законодательства на объемы муниципального долга и объемы операций по обслуживанию долга в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В случае если для какого-либо года проверяемого периода нарушается какое-либо законодательное ограничение, то необходимо рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств.
Систематический контроль выполнения ограничения, накладываемого долговой емкостью, осуществляется с целью контроля риска ликвидности и заблаговременного выявления возможного недостатка средств в городском бюджете для своевременного погашения и обслуживания существующих обязательств.
Ограничение, накладываемое долговой емкостью, проверяется с помощью построения разности долговой емкости городского бюджета, оцененной для будущих периодов в момент проведения анализа, и сводным объемом платежей погашения и обслуживания долговых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств. Ограничение проверяется по годам и кварталам. Период проверки устанавливается Главой города.
В случае если для какого-либо года проверяемого периода данная разность является отрицательной, то необходимо рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости городского бюджета.
В случае если для каждого года проверяемого периода разность является положительной, однако в каком-либо квартале оказывается отрицательной, то приведение расходов в пределы долговой емкости может быть осуществлено одним из двух способов:
- проведением рефинансирования отдельных обязательств;
- привлечением краткосрочного заимствования на финансирование временного кассового разрыва, возникающего в соответствующем интервале времени.
Управление рисками, связанными с обязательствами, осуществляется с целью снижения вероятных потерь городского бюджета в будущих периодах в результате изменения экономических условий и условий на рынке заимствований по сравнению с условиями, учтенными ранее на этапе привлечения обязательств.
4.2. Управление кредиторской задолженностью в момент ее урегулирования
Кредиторская задолженность является урегулированной в случае, если она прошла все процедуры урегулирования просроченной кредиторской задолженности, и известен график ее погашения.
Основной задачей управления урегулированной кредиторской задолженностью является своевременное погашение и обслуживание обязательств и минимизация рисков, связанных с задолженностью.
Урегулированные в соответствии с Порядком урегулирования просроченной кредиторской задолженности обязательства могут быть погашены одним из следующих способов:
- кассовое погашение задолженности;
- погашение задолженности по частям в соответствии с принятыми графиками погашения задолженности (реструктуризация задолженности).
Гашение в первоочередном порядке просроченной задолженности производится в следующих случаях:
- задолженность по заработной плате и иным социальным выплатам;
- задолженность перед конкретным кредитором, возникшая на основании решения суда.
В случае если по результатам урегулирования просроченной кредиторской задолженности необходимые расходы по ее погашению и обслуживанию превышают возможности бюджета, орган исполнительной власти города готовит нормативно-правовой акт о внесении поправок в бюджет (если законодательные ограничения на объем долговых обязательств позволяют это сделать). При получении дополнительных доходов соответствующего бюджета производится погашение урегулированной просроченной кредиторской задолженности.
4.3. Управление условными обязательствами
Основной задачей управления привлекаемыми условными обязательствами является отбор хозяйствующих субъектов, которым предоставляются муниципальные гарантии.
Основной задачей управления существующими условными обязательствами в виде муниципальных гарантий является минимизация связанных с ними рисков, а также своевременное погашение обязательств в случае наступления гарантийного случая. Основным риском, связанным с существующими муниципальными гарантиями, является кредитный риск (риск наступления гарантийного случая).
Кроме того, в течение периода реформирования системы управления долгом и условными обязательствами города существенным является риск ликвидности в случае, если гарантийный случай наступил.
В случае наступления гарантийного случая обязательство исполняется за счет средств бюджета в объеме, предусмотренном документами, принятыми на этапе предоставления муниципальной гарантии в порядке, установленном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.