Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Администрации города Благовещенска
Амурской области
от 20 июля 2011 г. N 3164
Методика
проведения мониторинга качества и доступности предоставления муниципальных услуг
1. Общие положения
1.1. Настоящая методика проведения мониторинга качества и доступности предоставления муниципальных услуг (далее - методика) определяет состав собираемой информации об исполнении административных регламентов, порядок и способы ее анализа, а также рекомендации по подготовке отчетных материалов и заключений по результатам мониторинга.
1.2. Органом, осуществляющим мониторинг качества и доступности предоставления муниципальных услуг в муниципальном образовании город Благовещенск (далее - мониторинг), является рабочая группа, состоящая из специалистов администрации города Благовещенска, или независимая организация, выбранная по результатам размещения муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Специалисты администрации, предоставляющие муниципальные услуги, также самостоятельно могут проводить мониторинг в целях оптимизации своей деятельности.
Мониторинг проводится на основании распоряжения администрации города Благовещенска.
1.3. Объектом мониторинга может являться:
- отдельная муниципальная услуга, результат предоставления которой является конечным для получателя муниципальной услуги;
- комплекс муниципальных услуг (комплексная муниципальная услуга), в своей совокупности обеспечивающий достижение заявителем необходимого результата.
1.4. Для проведения мониторинга администрацией будет выбираться в первую очередь наиболее массовые и проблемные муниципальные услуги, по которым планируется или было осуществлено существенное изменение порядка предоставления (чтобы оценить издержки получателей до и после преобразований).
При проведении мониторинга необходимо выявлять, анализировать и оценивать значения следующих основных параметров качества предоставления муниципальных услуг:
- соблюдение стандартов качества муниципальных услуг, в том числе стандартов комфортности предоставления муниципальных услуг;
- проблемы, возникающие у заявителей при получении муниципальной услуги;
- удовлетворенность получателей муниципальной услуги ее качеством и доступностью (в целом и по исследованным параметрам), их предложения в отношении улучшения качества предоставления исследуемой муниципальной услуги;
- виды и количество обращений заявителей в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также виды и количество обращений в организации, необходимые для получения конечного результата муниципальной услуги: их нормативно установленные и фактические (реальные) состав и количество;
- финансовые затраты заявителя при получении им конечного результата муниципальной услуги: нормативно установленные и реальные (по всем фактически необходимым обращениям и в целом на получение муниципальной услуги), отклонение реальных от нормативно установленных значений;
- временные затраты заявителя при получении им конечного результата муниципальной услуги: нормативно установленные и реальные (по всем необходимым обращениям и муниципальной услуги в целом) и их отклонение от нормативно установленных;
- наличие неформальных платежей (платежей, не имеющих документального подтверждения) в связи с получением муниципальных услуг - оплата нотариального заверения копий документов, копирования документов, получения выписок и т.д.
1.5. Понятия и термины, использующиеся в Методике:
административная процедура - последовательность действий при предоставлении муниципальной услуги;
административный регламент предоставления муниципальной услуги - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги;
избыточная административная процедура - последовательность действий, исключение которых из административно-управленческого процесса не приводит к снижению качества предоставления муниципальной услуги (согласование, уведомление и др.);
избыточное административное действие - административное действие, исключение которого из административной процедуры позволяет достичь результата административной процедуры без дополнительных затрат;
муниципальная функция - регулярно осуществляемая специалистами администрации деятельность по реализации или обеспечению реализации полномочий;
мониторинг административного регламента - специально организованное, систематическое наблюдение за исполнением административного регламента с целью повышения качества и доступности муниципальных услуг.
2. Комплекс мероприятий по проведению мониторинга
Мониторинг проводится в пять этапов:
Этап I "Организационный":
1) выбор подлежащих мониторингу муниципальных услуг;
2) дополнение при необходимости указанного в п. 1.4. перечня исследуемых параметров качества и доступности рассматриваемых муниципальных услуг;
3) выбор обязательных методов сбора первичной информации и уточнение требований к методикам их применения;
4) утверждение задания на проведение мониторинга.
Этап II "Подготовительный":
1) предметный анализ нормативно-правовой базы, мнений экспертов, открытых источников с целью составления предварительного перечня проблем для изучения, гипотез для исследования;
2) определение, выбор и описание характеристик наиболее распространенного (массового) варианта (вариантов) получения муниципальной услуги ("типовой траектории получения муниципальной услуги"), наиболее характерного объекта (объектов) исследования ("типового объекта наблюдения") в случаях, если обстоятельства и способы предоставления муниципальной услуги существенно неоднородны.
Характеристики "типового объекта наблюдения", "типовой траектории получения услуги" учитываются при анализе перечня и количества процедур, стоимости, затрат времени, предоставляемых документах и прочих особенностях получения муниципальной услуги;
3) разработка (адаптация к особенностям объекта мониторинга) методик и инструментария сбора первичной информации по каждой из исследуемых муниципальных услуг, в том числе анкет, рекомендаций интервьюерам (последовательность задаваемых вопросов, описание вариантов поведения в зависимости от ответов респондента, порядок опроса), форм для регистрации первичной информации;
4) определение способа обработки (анализа и оценки) первичной информации по каждой из исследуемых муниципальных услуг;
5) для наиболее сложных, комплексных муниципальных услуг, исходная информация о практике исполнения которых не является достаточно полной, целесообразно провести "пилотное исследование" - в соответствии с выбранными методами, разработанными методиками и инструментами на примере одного из типичных способов предоставления муниципальной услуги. По результатам "пилотного исследования" необходимо провести уточнения методических материалов, корректировка гипотез представления;
6) подготовка интервьюеров к проведению опросов.
Этап III "Выявление нормативных и фактических (реальных) значений рассматриваемых параметров качества и доступности исследуемых муниципальных услуг":
1) проведение анализа нормативных правовых актов, регулирующих представление муниципальной услуги, с целью определения или уточнения, учета динамики нормативно устанавливаемых значений рассматриваемых параметров исследуемой муниципальной услуги;
2) проведение "полевого этапа" исследования - сбор первичных данных и их обработка в соответствии с утвержденными методами, выбранными или разработанными методиками;
3) независимый выборочный контроль исполнителей, осуществляющих сбор первичной информации;
4) формирование итоговых массивов данных, заполнение отчетных форм представления информации.
Этап IV "Анализ и оценка выявленных нормативных и фактических значений рассматриваемых параметров качества и доступности исследуемых муниципальных услуг":
1) выявление абсолютных, средних и процентных (долевых), минимальных и максимальных значений исследуемых параметров качества и доступности муниципальной услуги, имеющих количественное значение;
2) систематизация выявленных качественных проблем качества и доступности муниципальной услуги;
3) сопоставление реальных (фактических) и нормативно установленных значений исследуемых параметров, средних значений и максимальных отклонений;
4) сопоставление нормативно установленных значений исследуемых параметров рассматриваемой муниципальной услуги с выявленными проблемами ее получения и ожиданиями ее получателей.
Этап V "Подготовка предварительных предложений по мерам по улучшению выявленных нормативно установленных и фактических значений исследованных параметров качества и доступности муниципальных услуг граждан и организаций".
3. Методы проведения мониторинга
При проведении мониторинга с учетом особенностей исследуемой муниципальной услуги используются следующие методы сбора первичной информации о качестве и доступности муниципальной услуги:
- изучение документов (анализ нормативных правовых актов, регулирующих предоставление муниципальной услуги), с целью определения или уточнения, учета динамики нормативно установленных значений рассматриваемых параметров исследуемой муниципальной услуги;
опрос (глубинное и формализованное, полуформализованное интервьюирование, интервью, проводимые в порядке самообследования администрации, анкетирование):
1) граждан (организаций), являющихся получателями муниципальной услуги;
2) должностных лиц администрации, предоставляющих муниципальную услугу;
3) экспертов.
В качестве дополнительных объективных источников информации, подтверждающих и уточняющих получаемые данные, целесообразно использовать:
- статистическую информацию специалистов, предоставляющих услуги;
- информацию от уполномоченных по правам человека;
- информацию от объединений граждан;
- информацию от экспертных организаций.
4. Требования к методикам и инструментам применения методов сбора первичной информации о качестве предоставления муниципальной услуги
Используемые и (или) разрабатываемые организаторами мониторинга методики и инструменты применения методов сбора первичной информации должны обеспечивать:
- формирование и последующее накопление массива данных о нормативно установленных и фактических значениях по каждому из рассматриваемых параметров качества и доступности исследуемой муниципальной услуги;
- выявление полных временных и финансовых затрат заявителя на получение отдельной или комплексной муниципальной услуг, включая необходимость повторного обращения заявителя за предоставлением муниципальной услуги;
- выявление исследуемых параметров, нормативно установленные значения которых отсутствуют;
- установление степени значимости исследуемых параметров для получателей муниципальной услуги;
- формирование интегрированной оценки качества и доступности рассматриваемой муниципальной услуги с учетом значимости для ее получателей исследуемых параметров, их реальных значений и ожиданий получателей;
- установление параметров, улучшением которых может быть обеспечено повышение качества и доступности исследуемой муниципальной услуги, в том числе удовлетворенности ее получателя.
5. Требования к анализу и оценке первичной информации о качестве предоставления муниципальной услуги
По результатам анализа и оценки первичной информации о качестве и доступности муниципальной услуги должны быть установлены:
- полные временные и финансовые затраты заявителя на получение отдельной или комплексной муниципальной услуги;
- нормативно установленные и фактические (абсолютные, средние) значения исследуемых параметров;
- параметры, нормативно установленные значения которых отсутствуют;
- соотношение нормативно установленных (при наличии) и фактических значений исследованных параметров;
- степень значимости исследуемых параметров для получателей муниципальной услуги;
- интегрированная оценка качества и доступности рассматриваемой муниципальной услуги с учетом значимости для ее получателей исследуемых параметров, их реальных значений и ожиданий получателей;
- сравнительные значения исследованных параметров по различным муниципальным услугам, по результатам предыдущих мониторингов.
6. Требования к предварительным предложениям по улучшению выявленных нормативно установленных и фактических значений исследованных параметров качества предоставления исследованной муниципальной услуги
Предварительное предложение должно содержать рекомендации по принятию решений:
- о нормативном установлении значений исследованных параметров, в отношении которых такое установление отсутствует;
- о приведении фактических (реальных) значений исследованных параметров в соответствие с их нормативно установленными значениями, если фактические значения ниже нормативно установленных;
- об изменении (улучшении) нормативно установленных значений исследованных параметров, обеспечивающих решение выявленных проблем, реализацию выявленных возможностей;
- об устранении выявленных проблем предоставления рассматриваемой муниципальной услуги.
7. Результаты мониторинга
По результатам мониторинга должны быть получены и представлены в отчете о мониторинге:
1) массив данных по исследованной муниципальной услуге, включающий данные, полученные по каждому из исследованных параметров;
2) выводы по итогам анализа и оценке первичной информации о качестве предоставления исследованной муниципальной услуги, а также результата сравнения с другими исследованными в рамках данного мониторинга (если применено) муниципальными услугами в соответствии с требованиями к анализу и оценке первичной информации о качестве и доступности муниципальной услуги.
8. Формат отчетности
По завершении мониторинга готовится отчет, содержащий по каждой из исследуемых муниципальных услуг следующие сведения:
1) наименование муниципальной услуги, описание исследуемой траектории получения услуги или характеристик получателей услуги, для которых проводится исследование;
2) сведения об исследовании (метод исследования, перечень точек наблюдения, количество респондентов, территориальное распределение респондентов);
3) фактологические результаты исследования:
- перечень нормативно установленных и фактически необходимых для получения муниципальной услуги обращений;
- нормативно установленная и реальная стоимость получения результатов обращения и результата муниципальной услуги в целом;
- нормативно установленные и реальные временные затраты на получение результатов каждого обращения и результата муниципальной услуги в целом.
4) Описание выявленных наиболее актуальных проблем предоставления услуги, непосредственно связанных с издержками на ее получение, и предложений по их решению.
К отчету прикладываются база данных ответов на вопросы мониторинга (содержащая результаты по каждой анкете).
Результаты мониторинга по возможности должны иллюстрироваться графиками и диаграммами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.