О режиме работы счета при приостановлении расчетных операций и вопросах, связанных с открытием организациями новых счетов
Управление МНС РФ по Амурской области рассмотрев вопросы, возникающие у районных и городских налоговых инспекций в связи с применением ст. 76 Налогового кодекса РФ о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, разъясняет:
При приостановлении налоговыми органами операций по счету в соответствии со ст. 76 НК РФ, банк не останавливает прием к нему платежных документов всех групп очередности. Расходные операции приостанавливаются банком за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с гражданским законодательством (Федеральный закон от 31.12.99. N 227-ФЗ (ст. 35) "О Федеральном бюджете" и Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96. N 14-ФЗ)), исполнению обязанности по уплате налогов и сборов предшествуют:
1. Платежи, отнесенные п. 2 ст. 855 ГК РФ от 26.01.96 N 14-ФЗ к первой и второй очереди;
2. Требования, предусматривающие платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту) если дата предъявления этих требований к счету предшествует дате помещения в картотеку исполнительных документов налоговых органов;
Исполнение инкассовых распоряжений налоговых органов, при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам, осуществляется, если нет требований к счету, которые по своей очередности предшествуют исполнению инкассового распоряжения налогового органа (см.выше). В противном случае, с банка взыскиваются пени в соответствии с п.1 ст. 135 НК РФ в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.
Таким образом, в случае приостановления налоговым органом операций по счету, банк после исполнения платежей, отнесенных п. 2 ст. 855 ГК РФ к первой и 1 второй очереди, должен осуществлять списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расистов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту) в порядке календарной очередности поступления указанных документов. Исполнение платежей, отнесенных к другим группам очередности запрещено.
Пример:
По состоянию на 01.10.2000 года в картотеке к расчетному счету налогоплательщика, по которому в соответствии со статьей 76 НК РФ приостановлены расходные операции, находятся следующие документы:
1 очередность - нет;
2 очередность - инкассовое распоряжение службы судебных приставов от 21.09.2000 г.
на взыскание заработной платы работников согласно
удостоверения комиссии по трудовым спорам на сумму 1 000 000
рублей;
3 очередность -1) Инкассовое распоряжение на взыскание страховых взносов в
Пенсионный фонд от 10.09.2000 г. на сумму 500 000 рублей;
2) Инкассовое распоряжение налоговой инспекции от 15.09.2000 на
взыскание НДС на сумму 1 000 000 рублей;
3) Чек предприятия от 20.09.2000 на получение заработной платы на
сумму 500 000 руб.;
4) Инкассовое распоряжение ФОМСа от 25.09.2000 на сумму 500 000
руб.;
4 очередность - нет;
5 очередность -1) Платежное поручение клиента от 15.09.2000 г. в уплату за
железобетонные плиты на сумму 250 000 рублей;
2) Платежное поручение клиента от 20.09.2000 г. в уплату за
электроэнергию на сумму 250 000 рублей;
Таким образом, по состоянию на 01.10.2000 г. в картотеке к счету находятся платежные документы на сумму 4 000 000 руб.
1 октября 2000 г. на счет поступили денежные средства в размере 5 000 000 руб. Банк обязан исполнить документы 1, 2 и 3 очереди на общую сумму 3 500 000 руб. Платежи 4 и 5 очередности не подлежат исполнению в соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ. Сальдо расчетного счета в размере 1 500 000 рублей может быть использовано только на исполнение вновь поступающих платежных документов 1, 2 и 3 групп очередности.
Кроме того, напоминаем о необходимости контроля налоговыми инспекциями пункта 9 ст. 76 НК РФ, который запрещает банкам открывать организации новые счета, при наличии решения о приостановлении налоговым органом расходных операций по счету этой организации. В соответствии со ст. 132 НК РФ, нарушение этого положения влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.
При поступлении из банков сведений об открытии счетов налогоплательщикам, у которых налоговыми органами приостановлены операции по счету (счетам) в этом банке, налоговой инспекции необходимо составить акт в соответствии со ст. 101.1 НК РФ. При этом информационное письмо в банк о получении извещения об открытии счета направлять не следует.
В связи с возникающими вопросами о порядке предъявления требований и списании денежных средств по вновь открываемым счетам организаций налогоплательщиков, поясняем:
Статьей 86 Налогового кодекса установлена обязанность банка о сообщении налоговому органу информации об открытии или закрытии счета организации и предусмотрена ответственность за нарушение этого положения (ст. 132 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" банки начинают производить операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета только после получения от налогового органа подтверждения о получении извещения об открытии счета.
В соответствии с Порядком открытия счетов налогоплательщикам - предприятиям (Банк России от 24.10.96 N 349, Минфин от 10.11.96 N 95, ГНС от 11.11.96 N ПВ-6-12/773 (зарегистрирован в Минюсте 29.11.96 N 1204)), до получения информационного письма налогового органа, расчетные документы на списание Перечисление) денежных средств с вновь открытого счета не должны приниматься банками к исполнению (в картотеку). То есть при открытии нового счета платежные документы к нему не могут быть приняты банком к исполнению (помещены в картотеку) ранее получения информационного письма налогового органа. Это обстоятельство необходимо учитывать при проверке своевременности исполнения инкассовых распоряжений налоговых органов в банках.
Заместитель руководителя управления
советник налоговой службы III ранга |