Решение
от 26 июня 1998 г. N 02-772
"О прекращении нарушений антимонопольного законодательства"
Комиссия Амурского территориального управления ГАК РФ по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Яковлева Т. И. |
- заместитель начальника управления, председатель |
комиссии
Члены комиссии:
Тарасова У.Н. |
- начальник отдела антимонопольного надзора |
и конкуренции
Киселев В.В. |
- гл. специалист отдела антимонопольного |
надзора и конкуренции
Малыгина Т.Г. |
- вед. специалист отдела антимонопольного |
надзора и конкуренции
рассмотрев дело N 8 о нарушении администрацией г.Благовещенска, г.Благовещенск, ул. Ленина, 133, и муниципальным предприятием "Рекламно-Информационное Агентство", г.Благовещенск, ул.Б.Хмельницкого, 8, статей 7 и 8 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
Установила:
Сложившийся в г.Благовещенске порядок распространения наружной рекламы не соответствует требованиям Федеральных законов "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и "О рекламе", устанавливает барьеры, в том числе ценовые, для развития рынка услуг по размещению наружной рекламы. Причины такого положения определяются согласованными действиями администрации г.Благовещенска и муниципального предприятия "Рекламно-Информационное Агентство", направленными на:
а) создание более благоприятных условий для муниципального предприятия в сфере распространения наружной рекламы по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
б) на передачу муниципальному предприятию отдельных контрольных и надзорных функций, присущих органу местного самоуправления.
1. Договором на выполнение муниципального заказа в распространении и использовании наружной рекламы и всех видов наглядной информации на территории г.Благовещенска от 29 августа 1996 года, заключенным между администрацией г.Благовещенска и муниципальным предприятием "Рекламно-Информационное Агентство" предусматривается освобождение муниципального предприятия от платы за выдачу разрешений на распространение рекламы (п. 2.1.2), что ставит его в преимущественные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, занятыми распространением наружной рекламы. Тем самым нарушается п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Расчет стоимости разрешения, представленный в "Смете затрат муниципального предприятия "Рекламно-Информационное Агентство" на оформление разрешений на размещение наружной рекламы на территории города и исполнение надзора за ее эксплуатацией" и в выписке из решения заседания комиссии по ценообразованию администрации г.Благовещенска от 10.04.98 основывается на затратах муниципального предприятия "Рекламно-Информационное Агентство", из чего следует, что, содержание данного хозяйствующего субъекта перекладывается на его конкурентов - других рекламораспространителей, а также на рекламодателей. Данный факт свидетельствует о создании преимуществ одному хозяйствующему субъекту и, соответственно, нарушении п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Ряд положений Договора свидетельствует о передаче отдельных контрольных функций от органа местного самоуправления муниципальному предприятию. Пункт 2.1.1. предусматривает выдачу городской администрацией в лице Архитектурно-строительного комплекса разрешений на распространение наружной рекламы на основании представленных муниципальным предприятием "Рекламно-Информационное Агентство" (по определению Договора - Предприятие) проектно-согласовательных документов. Абзацем 2 пункта 2.2.1. муниципальное предприятие "Рекламно-Информационное Агентство" обязывается проводить проработку поступивших в Архитектурно-строительный комплекс администрации г.Благовещенска заявок на распространение наружной рекламы. Абзацем 3 пункта 2.2.1. ему вменена разработка перспективных планов размещения наружной рекламы на территории города. Согласно пункта 2.1.6 оно проводит контрольные осмотры состояния рекламы на территории города вместе с городской администрацией и представителями других служб. Абзацем 4 пункта 2.2.1. муниципальному предприятию поручается текущий учет наружной рекламы, размещенной на территории города независимо от ее принадлежности и места нахождения. Таким образом подтверждается наличие нарушение ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" выразившегося в передаче хозяйствующему субъекту контрольнонадзорных функций органа местного самоуправления.
Появление такого, документа как "Смета затрат муниципального предприятия "Рекламно-Информационное Агентство" на оформление разрешений на размещение наружной рекламы на территории города, и исполнение надзора за ее эксплуатацией" также свидетельствует о факте передачи функций органа местного самоуправления по контролю за распространением наружной рекламы и подтверждает наличие нарушения п. 2 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и о граничении монополистической деятельности на товарных рынках".
3. Рассмотренные выше действия и документы, свидетельствующие о нарушении пп.1-2 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" ст. 8 этого же Закона, поскольку совершены администрацией г.Благовещенска и муниципальным предприятием "Рекламно-Информационное Агентство" согласованно и имеют своим результатом ограничение конкуренции: число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке распространения наружной рекламы незначительно ввиду того, что выход на этот рынок связан с преодолением противодействия городских властей и муниципального предприятия "Рекламно-Информационное Агентство". Одновременно наблюдается ущемление интересов рекламодателей, выражающееся в необходимости вносить высокую плату за получение разрешения на распространение наружной рекламы. Действующий порядок расчета платы за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы противоречит требованиям ряда законов и нормативных актов в частности ст. 14 Федерального Закона "О рекламе". Данная статья предусматривает, что размер платы не должен превышать величину расходов на проведение работ по выдаче органом местного самоуправления разрешений на распространение наружной рекламы, определению мест ее распространения и контролю за состоянием наружной рекламы и технических средств ее стабильного территориального размещения. Поскольку плата за выдачу разрешений является сбором органа местного самоуправления за предоставление определенных прав, она не облагается налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 1 "и" ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 (с дополнениями и изменениями) "О налоге на добавленную стоимость", - налогом на рекламу согласно решения малого совета Благовещенского городского совета, народных депутатов от 16.06.92 N 101 "О введении местных налогов и сборов на территории г.Благовещенска" (с изменениями и дополнениями), не может включать в себя прибыльность данного действия (рентабельность), так как оно не является услугой. Согласованность действий администрации г.Благовещенска и муниципального предприятия "Рекламно-Информационное Агентство" нашла свое выражение в заключении Договора на выполнение муниципального заказа в распространении и использовании наружной рекламы и всех видов наглядной информации на территории г.Благовещенска от 29 августа 1996 года и в утверждении комиссией по ценообразованию администрации г.Благовещенска 16.04.98 "Сметы затрат муниципального предприятия "Рекламно-Информационное Агентство" на оформление разрешений на размещение наружной рекламы на территории города и исполнение надзора за ее эксплуатацией".
В исполнение предписания Амурского ТУ ГАК РФ N 4 от 30.05.97 Постановлением Мэра р.Благовещенска от 10.06.97 N 1593 внесены изменения в Постановление от 02.09.96 N 2708 "Об утверждении Положения о порядке размещения и использования наружной рекламы и всех видов наглядной информации на территории г.Благовещенска", устранившие нарушение п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" администрацией г.Благовещенска в части предоставления благоприятствующих условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту. Однако в ряде пунктов Приложения к указанному постановлению остались формулировки не соответствующие ст. 14 Федерального Закона "О рекламе" (п. 1.2 с иным, чем в законе, определением наружной рекламы) либо содержащие нормы, ущемляющие интересы рекламодателей и рекламораспространителей при их обращении за разрешением на распространение наружной рекламы (запрос дополнительной информации имеющей отношения к выдаче разрешений в п. 2.1 пп.З, отсутствие обязательства о мотивации отказа со стороны Архитектурно-строительного комплекса администрации г.Благовещенска в п.2.2).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства,
решила:
Выдать Администрации г. Благовещенска предписание о прекращении нарушения статей 7 и 8 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Председатедль Комиссии |
Т.И. Яковлева |
В.В. Киселев
Т.Г. Малыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение от 26 июня 1998 г. N 02-772 "О прекращении нарушений антимонопольного законодательства"
Текст Решения официально опубликован не был