Во исполнение статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления органом внутреннего муниципального финансового контроля полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации - начальника финансового управления И.А. Шмагуна.
Глава района |
С.В. Неня |
Правила
осуществления органом внутреннего муниципального финансового контроля полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере
(утв. постановлением Администрации Ивановского района Амурской области от 25 февраля 2015 г. N 205)
I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления финансовым управлением Администрации Ивановского района как органом внутреннего муниципального финансового контроля (далее - финансовое управление) полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - контрольная деятельность) во исполнение статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
1.2. Контрольная деятельность основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.
1.3. Контрольная деятельность подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения в рамках полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия).
1.4. Плановая контрольная деятельность осуществляется в соответствии с планом контрольной деятельности.
1.5. Внеплановая контрольная деятельность осуществляется на основании решения начальника финансового управления администрации Ивановского района, принятого в связи с поступлением обращений (поручений) главы района, обращений (требований) органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, иных правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений иных государственных органов, органов местного самоуправления Ивановского района.
Порядок принятия решения о назначении внеплановых контрольных мероприятий устанавливается Административным регламентом исполнения финансовым управлением муниципальной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным финансовым управлением (далее - административный регламент).
1.6. Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.
1.7. При проведении встречных проверок проводятся контрольные мероприятия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
1.8. Встречные проверки назначаются и проводятся в порядке, установленном для выездных или камеральных проверок соответственно. Результаты встречной проверки оформляются актом, который прилагается к материалам выездной или камеральной проверки соответственно.
1.9. Обследования могут проводиться в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий).
1.10. При осуществлении контрольной деятельности финансовое управление осуществляет:
а) полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений;
б) внутренний муниципальный финансовый контроль в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд района, предусмотренный частью 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе;
в) контроль за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах управляющими организациями средств, полученных в качестве муниципальной поддержки капитального ремонта.
1.11. Объектами контрольной деятельности являются:
а) главные распорядители (распорядители, получатели) средств районного бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов районного бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита районного бюджета;
б) финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из районного бюджета;
в) муниципальные учреждения Ивановского района;
г) муниципальные унитарные предприятия Ивановского района;
д) хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
е) юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из районного бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении муниципальных гарантий Ивановского района;
ж) муниципальные заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, осуществляющие действия, направленные на осуществление закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд Ивановского района в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе;
з) товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации;
и) региональные операторы.
1.12. При осуществлении контрольной деятельности в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок для обеспечения муниципальных нужд Ивановского района, в рамках одного контрольного мероприятия могут быть реализованы полномочия финансового управления, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 1.10 настоящих Правил.
1.13. Должностными лицами финансового управления, осуществляющими контроль в финансово-бюджетной сфере, являются:
а) начальник финансового управления;
б) заместители начальника финансового управления, в обязанности которых входят вопросы осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере;
в) начальник отдела финансового контроля;
г) иные муниципальные служащие Ивановского района, должностными регламентами которых предусмотрено осуществление контроля в финансово-бюджетной сфере.
1.14. Должностные лица, указанные в пункте 1.13 настоящих Правил, имеют право:
а) запрашивать и получать, в том числе на основании мотивированного запроса в письменной форме, информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольного мероприятия;
б) при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и удостоверения о проведении контрольного мероприятия посещать помещения и территории, которые занимают лица, в отношении которых осуществляется контрольная деятельность, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
в) инициировать проведение необходимых экспертиз и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз.
Запросы о представлении информации, документов и материалов, предусмотренные настоящими Правилами, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (вручения), в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения запроса. При этом такой срок составляет не менее 2 рабочих дней.
Начальник финансового управления, заместители начальника финансового управления, в обязанности которых входят вопросы осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, также вправе:
а) выдавать представления и предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации;
в) обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Ивановскому району нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
1.15. Должностные лица, указанные в пункте 1.13 настоящих Правил, обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в финансово-бюджетной сфере;
б) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
в) проводить контрольные мероприятия в соответствии с приказами финансового управления о проведении контрольных мероприятий, удостоверениями о проведении контрольных мероприятий и программами контрольных мероприятий;
г) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта контроля (далее - представитель объекта контроля) с удостоверением о проведении выездного контрольного мероприятия, а также изменениями, вносимыми в удостоверение о проведении выездного контрольного мероприятия;
д) сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении контрольных мероприятий;
е) при выявлении факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, направлять в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт.
1.16. Должностные лица, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных мероприятий, а также за разглашение государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
1.17. Начальник финансового управления в целях реализации положений настоящих Правил утверждает правовые (локальные) акты, устанавливающие распределение обязанностей, полномочий и ответственности структурных подразделений (должностных лиц) финансового управления, уполномоченных на осуществление контроля в финансово-бюджетной сфере. Указанные акты должны обеспечивать исключение дублирования функций структурных подразделений (должностных лиц), условий для возникновения конфликта интересов.
1.18. Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении контрольных мероприятий устанавливаются административным регламентом.
II. Требования к планированию контрольной деятельности
2.1. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения плана контрольной деятельности финансового управления на следующий календарный год (далее - план контрольной деятельности), представляющего собой перечень контрольных мероприятий, которые планируется осуществить в следующем календарном году.
2.2. В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливаются конкретная тема контрольного мероприятия, объекты контроля, проверяемый период при проведении последующего контроля, метод контроля (камеральная проверка, выездная (встречная) проверка, ревизия, обследование), дата (месяц) проведения контрольного мероприятия.
2.3. Длительность проверяемого периода не должна превышать три года, за исключением случаев проведения проверок в отношении долгосрочных муниципальных контрактов.
2.4. Составление плана контрольной деятельности осуществляется с соблюдением следующих условий:
а) обеспечение равномерности нагрузки на структурные подразделения (должностных лиц), осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере;
б) необходимость выделения резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных о внеплановых проверках за предыдущие 3 - 5 лет, с учетом изменений законодательства Российской Федерации в части регулирования контроля в финансово-бюджетной сфере.
2.5. Отбор контрольных мероприятий при формировании плана контрольной деятельности осуществляется исходя из следующих критериев:
а) существенность и значимость мероприятий, осуществляемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение контроля в финансово-бюджетной сфере, и (или) направления и объемов бюджетных расходов;
б) оценка состояния внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения финансовым управлением анализа осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
в) длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом муниципального финансового контроля (в случае если указанный период превышает три года, данный критерий имеет наибольший вес среди критериев отбора);
г) информация о наличии признаков нарушений в сфере бюджетных правоотношений, полученная от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также выявленная по результатам анализа данных единой информационной системы в сфере закупок.
2.6. Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более 1 раза в год.
2.7. Формирование плана контрольной деятельности финансовым управлением осуществляется с учетом информации о планируемых (проводимых) государственными органами, органами местного самоуправления Ивановского района идентичных контрольных мероприятиях в целях исключения дублирования контрольной деятельности.
В целях настоящих Правил под идентичным контрольным мероприятием понимается контрольное мероприятие, в рамках которого государственными органами, органами местного самоуправления Ивановского района проводятся (планируются к проведению) контрольные действия в отношении объектов контроля, которые могут быть проведены финансовым управлением.
2.8. План контрольной деятельности утверждается приказом финансового управления и размещается в информационно-телекоммуникационной на сайте финансового управления (ivanfin.ru).
2.9. Внесение изменений в план контрольной деятельности осуществляется начальником финансового управления.
III. Требования к исполнению контрольных мероприятий
3.1. К процедурам исполнения контрольного мероприятия относятся принятие решения о проведении и подготовка контрольного мероприятия, проведение контрольного мероприятия, реализация результатов контрольного мероприятия.
3.2. Решение о проведении контрольного мероприятия принимается начальником финансового управления и оформляется приказом финансового управления о проведении контрольного мероприятия.
3.3. Контрольное мероприятие проводится на основании приказа финансового управления о проведении контрольного мероприятия, удостоверения о проведении контрольного мероприятия, подписанного начальником финансового управления, и программы контрольного мероприятия.
3.4. Решение о приостановлении проведения контрольного мероприятия принимается начальником финансового управления на основании мотивированного представления руководителя группы должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, в том числе в случае назначения встречной проверки. На время приостановления проведения контрольного мероприятия течение его срока прерывается.
3.5. Решение о возобновлении проведения контрольного мероприятия осуществляется после устранения причин приостановления проведения контрольного мероприятия.
3.6. Решение о приостановлении (возобновлении) проведения контрольного мероприятия, изменении должностных лиц (руководителя группы должностных лиц), уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, оформляется приказом финансового управления. Соответствующие изменения вносятся в удостоверение о проведении контрольного мероприятия.
3.7. Приказ финансового управления и удостоверение о проведении контрольного мероприятия должны содержать следующие сведения:
наименование объекта контроля;
тема контрольного мероприятия;
проверяемый период;
основание проведения контрольного мероприятия;
срок проведения контрольного мероприятия;
должностное лицо (группа лиц), уполномоченное на проведение контрольного мероприятия;
руководитель группы должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия.
3.8. Для проведения контрольного мероприятия разрабатывается программа контрольного мероприятия, в которой указываются тема контрольного мероприятия и наименование объектов контроля, метод контроля (камеральная или выездная (встречная) проверка, ревизия, обследование), перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия.
3.9. Программа планового контрольного мероприятия должна соответствовать плану контрольной деятельности.
3.10. При составлении программы контрольного мероприятия проводятся сбор и анализ информации об объекте контроля, в том числе информации о состоянии его системы финансового управления, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении объекта контроля.
3.11. Программа контрольного мероприятия (внесение изменений в нее) утверждается начальником финансового управления.
3.12. Внесение изменений в программу контрольного мероприятия осуществляется на основании докладной записки должностного лица, ответственного за формирование программы контрольного мероприятия, с изложением причин необходимости внесения изменений.
3.13. Сроки проведения и продления контрольных мероприятий устанавливаются в соответствии с административным регламентом.
3.14. В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
3.15. При проведении ревизии осуществляется комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
3.16. В ходе обследований проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе в целях определения достоверности отчетности о реализации муниципальных программ, муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями.
3.17. Результаты контрольного мероприятия подлежат оформлению в письменном виде актом в случае проведения проверки, ревизии или заключением в случае проведения обследования.
3.18. Акт (заключение) вручается руководителю объекта контроля под подпись или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Акт (заключение) должен быть подписан руководителем объекта контроля в срок до 5 рабочих дней с момента его получения. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте (заключении), руководитель организации вправе подписать акт (заключение) с оговоркой "подписано с возражениями", приложив к подписанному акту (заключению) письменные возражения и документы, подтверждающие обоснованность возражений.
Письменные возражения руководителей объектов контроля, представленные в срок до 5 рабочих дней со дня получения акта (заключения), прилагаются к актам (заключениям) и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью.
3.19. При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений в случае выявления нарушений финансовое управление составляет предписания, представления и (или) уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
3.20. При осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд Ивановского района финансовое управление составляет предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
3.21. При осуществлении полномочий по контролю за использованием региональными операторами, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированным потребительскими кооперативами, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах управляющими организациями средств, полученных в качестве муниципальной поддержки капитального ремонта, финансовое управление составляет представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
3.22. Представления (предписания) направляются финансовым управлением объектам контроля не позднее 30 календарных дней с даты подписания акта (заключения).
3.23. Должностные лица, осуществляющие контрольные мероприятия, контролируют исполнение объектами контроля представлений и предписаний. В случае неисполнения выданного представления (предписания) финансовое управление применяет к не исполнившему такое представление (предписание) лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.24. В случае неисполнения предписания о возмещении ущерба, причиненного районному бюджету или бюджету сельского муниципального образования нарушением бюджетного законодательства, финансовое управление направляет исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного районному бюджету или бюджету сельского муниципального образования, в суд в установленном порядке, представляет интересы районного бюджета по этому иску в суде.
3.25. Отмена представления (предписания) осуществляется по решению начальника финансового управления, заместителей начальника финансового управления, в обязанности которых входят вопросы осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном административным регламентом.
3.26. В случае выявления бюджетных нарушений, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения, финансовым управлением применяется бюджетная мера принуждения в порядке, установленном финансовым управлением.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.28. В целях информирования, сведения о применении бюджетных мер принуждения в течение 30 рабочих дней с даты подписания акта (заключения) направляются главе района.
3.29. В случае выявления должностными лицами финансового управления, осуществляющими контроль в финансово-бюджетной сфере, фактов незаконного использования бюджетных средств, в которых усматриваются признаки преступления, информация о таких фактах и (или) подтверждающие их документы направляются в правоохранительные органы в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта (заключения).
IV. Требования к составлению и представлению годовой отчетности о результатах контрольной деятельности
4.1. Годовая отчетность финансового управления о результатах контрольной деятельности в отчетном году (далее - отчетность финансового управления) составляется в целях определения полноты и своевременности выполнения плана контрольной деятельности на отчетный календарный год, эффективности контрольной деятельности.
4.2. В отчетность финансового управления включаются единая форма отчетности и пояснительная записка.
4.3. В единой форме отчетности отражается информация о результатах контрольных мероприятий в разбивке по темам контрольных мероприятий, проверенным объектам контроля и проверяемым периодам. К результатам контрольных мероприятий относятся:
количество направленных материалов в правоохранительные органы и сумма предполагаемого ущерба по видам нарушений в сфере бюджетных правоотношений;
количество представлений, предписаний и их исполнение в количественном и (или) денежном выражении, в том числе объем восстановленных (возмещенных) средств по предписаниям и представлениям;
количество направленных и исполненных уведомлений о применении бюджетных мер принуждения;
объем проверенных средств районного бюджета в отношении мероприятий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства (использованием бюджетных средств);
количество поданных и удовлетворенных жалоб (исков) на решения, действия (бездействие) финансового управления осуществляемые в ходе их контрольной деятельности.
4.4. В пояснительной записке к отчетности финансового управления приводятся сведения об основных направлениях контрольной деятельности, в том числе отражающие информацию о количестве должностных лиц, осуществляющих контроль в финансово-бюджетной сфере по каждому направлению контрольной деятельности, мерах по повышению их квалификации, об обеспеченности ресурсами.
4.5. Состав единой формы отчетности и порядок ее заполнения устанавливаются финансовым управлением.
Отчетность финансового управления подписывается начальником финансового управления и направляется главе района не позднее 1 марта текущего года. В этот же срок отчетность размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте финансового управления (ivanfin.ru).
4.6. Результаты проведения контрольных мероприятий размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте финансового управления (ivanfin.ru) в порядке, установленном финансовым управлением.
Результаты проведения контрольных мероприятий в части осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд Ивановского района размещаются в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ивановского района Амурской области от 25 февраля 2015 г. N 205 "О порядке осуществления органом внутреннего муниципального финансового контроля полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере"
Текст постановления официально опубликован не был