Решение Арбитражного суда Амурской области
от 7 июня 2001 г. N А04-1155/01-5/57
Предприниматель без образования юридического лица обратился с иском к Инспекции МНС РФ по г. Свободному о признании недействительным решения налогового органа о взыскании 5000 руб., составляющих сумму штрафа за нарушение Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Истец заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с отсутствием представителя.
Судом ходатайство не удовлетворено.
Истец на иске настаивал и пояснил, что 17 апреля 2001 г. зафиксировано неприменение ККМ при осуществлении перевозок пассажиров в автобусе по маршруту в г. Свободном Амурской области. Налоговым органом он привлечен к ответственности Решением N 003112 от 18 апреля 2001 г., которое считает недействительным по следующим основаниям: автобусные билеты не являются бланками строгой отчетности и за их невыдачу не может наступить ответственность как за неприменение ККМ, при продаже проездных билетов и талонов на проезд в общественном транспорте не требуется применение ККМ или бланков строгой отчетности, при осуществлении проверки кондуктором автобуса всем пассажирам билеты были выданы. Он видел вошедших в автобус работников налоговой инспекции и считает, что кондуктор их тоже узнала и должна была выдать билет.
Ответчик с иском не согласился. Считает, что привлечен к ответственности обоснованно, так как при денежном расчете с пассажирами не были выданы билеты вместе со сдачей. В налоговом органе истцом зарегистрирована "билетная продукция".
Истец зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 26 мая 1998 г.
Исследуя материалы дела, судом установлено, что Инспекцией МНС РФ по г. Свободному 17 апреля 2001 года проведена проверка соблюдения требований Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" при осуществлении пассажирских перевозок предпринимателем автобусом "Ниссан М-173 АК" по автобусному маршруту ул. 40-лет Октября - 3-й километр КПП в г. Свободном. В ходе проверки выявлены нарушения Закона, выразившиеся в неприменении билетной продукции при осуществлении денежных расчетов с населением.
Факт нарушения Закона подтверждается актом проверки, показаниями свидетелей, истца в суде.
Свидетель Д. показала, что во время работы на автобусе предпринимателя в автобус входили работники Администрации и налоговой инспекции и уплатили деньги за проезд. Она не выдала вместе со сдачей проездные билеты. Утверждает, что передала билеты через других пассажиров.
Свидетель Г. показала, что вошла в автобус на остановке "Почтамт", уплатила кондуктору деньги за проезд, получала сдачу. Однако, вместе со сдачей проездные билеты не были выданы, не выдали их и потом. Не были выданы билеты и вошедшим проверяющим инспекторам МНС.
Обязанность по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с покупателями предусмотрена ст. 1 Закона РФ от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
В соответствии со статьей 2, предприятия, которые в соответствии со статьей 1 настоящего Закона должны применять контрольно-кассовые машины, обязаны: выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в части осуществления продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте в силу специфики своей деятельности не применяют ККМ, в соответствии с Перечнем (утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 30.07.93 г. N 745).
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 04.08.99 г. N 10 в пункте 7 дано разъяснение: "В соответствии с пунктом 1 Перечня, юридические лица (индивидуальные предприниматели), которым предоставлено право при оказании услуг осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам.
Поэтому указанные в пункте 1 Перечня,юридические лица (индивидуальные предприниматели), в случае невыдачи документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовых машин.
За неисполнение требований Закона, в соответствии со ст. 7 вышеназванного Закона и Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.05.98 г. N 14-П начальником ИМНС в соответствии с Решением N 003112 от 18.04.2001 г. к ответчику применены штрафные санкции в виде штрафа в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда в сумме 5000 руб. 00 коп. До настоящего времени штраф не оплачен, в связи с чем подлежит взысканию.
Руководствуясь ст. ст. 124, 128, 135 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 7 июня 2001 г. N А04-1155/01-5/57
Текст Решение официально опубликован не был