Решение Арбитражного суда Амурской области
от 15 января 2007 г. N А04-7197/06-25/614
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя: Хивренко В.А. - директор, (после перерыва не явился), Повхович О.М. представитель по доверенности от 01.03.2006 г.; от ответчика: Ладоха С.В., главный специалист эксперт по доверенности от 31.10.2006 г., Ечина Т.А. представитель по доверенности от 06.10.2006 г., рассмотрев в судебном заседании заявление ООО "Терминал" к Территориальному отделу Управления Федеральной службы Роспотребнадзора в г. Свободном об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
В судебном заседании 25.12.2006 г. объявлен перерыв до 09.01.2007 г. до 16 час. 30 мин. Вынесено протокольное определение. Судебное заседание продолжено после перерыва 09.01.2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 09 января 2007 года, решение в полном объеме изготовлено 15 января 2007 года.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось ООО "Терминал" с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы Роспотребнадзора в г. Свободном об отмене Постановления N 147 от 11.07.2006 г. по делу об административном правонарушении.
Заявитель считает примененное административное наказание необоснованным, так как суда в указанный период по приходу в порт сразу становятся в холодный отстой, т.е. теплоходы, указанные в Постановлении были отсоединены от систем жизнеобеспечения (водоснабжение, сточно-фановая). Члены экипажей указанных судов занимались ремонтом двигателей и подготовкой судов к зимовке.
Указал, что в период октябрь - ноябрь 2005 г. указанные в Постановлении суда осуществляли сдачу хозяйственно-бытовых и фекальных стоков, что подтверждается выпиской из судовых журналов. В ООО "Терминал" разработан план-график контроля на предприятии за соблюдением приземных концентраций на контрольных точках на 2005-2006 гг. Проведены исследования воздуха населенных мест в контрольных точках границ предприятия и санитарно-защитной зоны, что подтверждается протоколами N 681-716 от 20.09.2005г., N 735-740, 747-751 от 07.11.2005 г. Считает, что необходимо производить замеры предполагаемых выбросов загрязняющих веществ за борт судов именно в период указанный в Постановлении, а не спустя полугодового срока.
Ответчик заявленные требования не признал, указал, что 21 июня 2006 г. по окончании мероприятий по контролю в отношении ООО "Териминал", установлено, что в период навигации 2005 года количество людей, находящихся на борту каждого из теплоходов РТ-292, СТ-318 и плавкрана ПТ-35 ООО "Терминал" не превышало 10 человек, поэтому неочищенные и необеззараженные воды с судов сбрасывались за борт по ходу судна, о чем свидетельствуют записи в специальных судовых журналах СД-36, сто допускается по п.3.3.5 СанПиН 2.5.2-703-98 "Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "о чем свидетельствуют записи в специальных судовых журналах СД-36, сто допускается" следует читать как "о чем свидетельствуют записи в специальных судовых журналах СД-36, что допускается"
Ответчик указал, что информационный бюллетень по экологической безопасности на внутренних водных судах Амурского бассейна в 2006 году разрешает производить такие выбросы кроме участков водообеспечения судов и участков водных объектов в черте населенных мест. Такой водный участок в г. Свободном составляет 190-170 км. Согласно представленным табелям рабочего времени, по окончании навигации в период октябрь-ноябрь 2005 года при возвращении судов в порт Свободный на зачистку и последующий зимний отстой, экипажи занимались работами по судну и находились на рабочих местах, при этом данный период времени сточные воды на этих суднах накапливались в сборных цистернах.
На данных суднах отсутствуют установки для обработки бытовых сточных вод, следовательно, сточные воды с судов подлежат сдаче в плавучие сборщики или плавучие сооружения, оборудованные необходимыми приемными устройствами.
На момент проверки плавучий пункт сбора загрязнений (судно-сборщик), ассенизационная баржа для приемки сточных вод с судов в порту отсутствовал, береговой приемный пункт сбора сточных вод с судов в порту не оборудован.
Ответчик указал, что сточные воды, накапливающиеся в сборных цистернах теплоходов в период октябрь-ноябрь 2005 года, не сдавались на приемный пункт сбора загрязнений (береговой или плавучий), что является нарушением п.2.2.4.4. СанПиН "Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания). Срок нахождения сточных вод в сборных цистернах судов в соответствии с п. 3.3.5.3 указанного СанПиН не должен превышать 6 суток, и так как в порту Свободный плавучий кран сбора загрязнений (судно-сборщик, ассенизационная баржа) для приема сточных вод с судов не оборудован, соответственно сточные воды с судов выпускались за борт в затоне в черте г. Свободного, что является нарушением п. 3.3.5.1 СанПиН.
Ответчик указал, что согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, однако при длящемся административном правонарушении сроки, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Суда принадлежащие ООО "Терминал", на протяжении октября - ноября 2005 года не сдавали на приемный пункт сбора бытовые сточные воды, а также осуществляли их выброс за борт в запрещенных местах, тем самым ООО "Терминал" совершило длящееся административное правонарушение, которое было установлено по окончании проведения мероприятий по контролю 21.06.2006 г.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
21 июня 2006 г. Территориальным отделом Управления Федеральной службы Роспотребнадзора в г. Свободном составлен протокол N 292 об административном правонарушении. В протоколе указано, что в период навигации 2005 года количество людей, находящихся на борту теплоходов РТ-292, СТ-318 и плавкрана ПТ-35 ООО "Терминал", в соответствии со штатным расписанием и судовой ролью не превышало 10 человек, поэтому неочищенные и необеззараженные сточные воды с судов сбрасывались за борт в разрешенных участках по ходу судна, о чем свидетельствуют записи в специальных судовых журналах СД-36. Согласно предоставленным табелям рабочего времени, по окончании навигации в период октябрь-ноябрь 2005 года (ПТ-35 -до 17.11.2005 г., ст-318 - до 28.10.2005 г., рт-292 - до 10.11.2005 г.) при возвращении судов в порт Свободный на зачистку и последующий зимний отстой экипажи СТ-318, ПТ-35 и РТ-292 занимались работами по судну (ПТ-35-до 17.11.2005 г., СТ-318 - до 28.10.2005 г., РТ-292 - до 10.11.2005 г.) и находились на рабочих местах, при этом за данный период времени сточные воды на этих судах накапливались в сборных цистернах. При этом на судах ООО "Терминал": СТ-318. РТ-292, ПТ-35 отсутствуют установки для обработки бытовых сточных вод, следовательно, в соответствии с п.3.12.5. Санитарных правил для морских и речных портов N 4962-89 от 02.06.1989 г., сточные воды с судов подлежат сдаче в плавучие сборщики и или плавучие сооружения, оборудованные необходимыми приемными устройствами. На время проверки установлено, что плавучий пункт сбора загрязнений (судно-сборщик, ассенизационная баржа) для приемки сточных вод с судов в порту отсутствует, береговой приемный пункт сбора сточных вод с судов в порту не оборудован. Сточные воды, накапливающиеся в сборных цистернах судов в период октябрь-ноябрь 2005 года, не сдавались на приемный пункт сбора загрязнений (береговой или плавучий), что является нарушением пп.2.2.4.4. 3.3.5.3 СанПиН 2.5.2.-703-98 "Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания";
- поскольку срок нахождения сточных вод в сборных цистернах судов в соответствии с п.3.3.5.3 СанПиН 2.5.2.-703-98 "Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания" не должен превышать 6 суток, и так как в порту Свободный плавучий пункт сбора загрязнений (судно-сборщик, ассенизационная баржа) для приемки сточных вод с судов отсутствует, а береговой приемный пункт сбора сточных вод с судов не оборудован, следовательно, сточные воды с судов выпускались за борт в затоне порта в черте города Свободного, что является нарушением п.3.3.5.1. СанПиН 2.5.2.-703-98 "Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания";
- не разработан проект по организации санаторно-защитной зоны предприятия, что является невыполнением п.2.1.25 санитарных правил для морских и речных портов N 4962-89 от 02.06.1089 г., п.2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату "от 02.06.1089 г." следует читать как "от 02.06.1989 г."
- на предприятии ООО "Терминал", имеющем производственный перегрузочный комплекс, где есть пылящиеся грузы (уголь), не оборудованы обеспыливающие устройства в санблоке административного корпуса, что является нарушением п.2.2.20 Санитарных правил для морских и речных портов N 4962-89 от 02.06.1989 г.
Постановлением Территориального отдела Управления Федеральной службы Роспотребнадзора в г. Свободном от 11.07.2006 г. N 147 по делу об административном правонарушении, установлено, что ООО "Терминал" совершило административное правонарушение, предусмотренное статьями 6.3, 8.2 КоАП РФ. ООО "Терминал" назначено административное наказание в виде административного штрафа по статье 8.2 КоАП РФ в размере 10 000 рублей за нарушение пункта 1 статьи 24 Федерального Закона от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального Закона от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 1 Закона установлено, что государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно статьи 3 Закона, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1.2. Санитарных правил 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхности вод", установлено, что требования настоящих санитарных правил распространяются на все поверхностные водные объекты на территории Российской Федерации, используемые или намечаемые к использованию для нужд населения, за исключением прибрежных вод морей.
Настоящие Санитарные правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для организаций, осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны вод в соответствии с законодательством (п.1.3).
Пунктом 4.1.2. Санитарных правил установлено, что не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3.3.5.1 СаНПиН 2.5.2-703-98 "Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания" эксплуатация судовых систем и устройств, предназначенных для предотвращения загрязнений водной среды, должна исключить попадание в водные объекты. В примечании данного пункта указано, что допускается сброс за борт неочищенных сточных вод с судов с количеством людей на борту не более 10 человек при скорости движения судна не менее 7 км/ч.
Пунктом 3.12.5 "Санитарных правил для морских и речных портов" N 4962-89 от 02.09.1989 г., установлено, что при отсутствии на судах установок для обработки бытовых сточных вод они подлежат сдаче в плавучие сборщики и плавучие сооружения (сливные станции), оборудованные необходимыми приемными устройствами. Приемка сточных вод с судов, стоящих на рейде, осуществляется ассенизационными баржами. Принятые с судов сточные воды через бытовую канализацию передаются на городские станции биологической очистки.
Пункт 2.2.4.4. СаНПиН 2.5.2-703-98 "Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания" устанавливает, что сточные воды и нефтесодержащие воды, скапливающиеся в сборных цистернах, должны подаваться для соответствующей обработки на станции ООСВ, станции ОНВ или передаваться для обработки на внесудовые (береговые или плавучие) водоохранные технические средства в пунктах сбора (приемных пунктах).
В соответствии с пунктом 3.3.5.3, если на судне отсутствуют водоохранные средства, сточные воды и нефтесодержащие воды должны накапливаться в сборных цистернах, а сухой мусор и твердые отходы - в специальных емкостях (баках). Срок нахождения сточных вод в сборных цистернах не должен превышать 6 суток при их постепенном наполнении; срок нахождения нефтесодержащих вод не ограничивается. Скапливающиеся загрязнения должны периодически сдаваться в пунктах сбора загрязнений (приемных пунктах) на береговые или плавучие внесудовые водоохранные средства.
Пунктом 2.1.25 Санитарных правил для морских и речных портов установлено, что районы порта, технологические комплексы, отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источником выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений, следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ), размеры которых определены настоящими Правилами.
СЗЗ рассчитывается от источника, генерирующего наиболее неблагоприятный фактор (пыль, вредные вещества, шум, электромагнитные волны и т.д.), до границы жилой зоны в соответствии с разделом 2 СН "Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий" N 245-71.
Пунктом 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов", установлено, что для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
В составе проекта организации, озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющем дать оценку проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.
Доказательства разработки проекта СЗЗ заявителем не представлены, вывод административного органа не опровергнут.
Материалы к "Проекту организации санитарно-защитной зоны для ООО "Терминал" в г. Свободном" не принимаются судом, т.к. разработаны в 2007 году, что подтверждается титульным листом вышеуказанных материалов, где указана дата выдачи 2007 год, а также в нарушение СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов", не согласованы с территориальным органом Роспотребнадзора.
Согласно статье 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - на юридических лиц - от ста до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В связи с чем, административным органом назначено административное наказание в пределах санкции предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Суд считает, что материалами дела подтверждается факт нарушения установленных выше норм законодательства.
Судом установлено, что 06.09.2006 г. мировым судьей Амурской области по Свободненскому городскому судебному участку N 1, рассмотрен материал административного дела в отношении Хивренко В.А. - директора ООО "Терминал", вынесено постановление о назначении административного наказания. Установлено, что Хивренко В.А., являясь руководителем ООО "Терминал" не выполнил в установленный срок законного предписания должностного лица уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, от 15.07.2005 г., об устранении выявленных при обследовании нарушений санитарного законодательства, а также условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. Указано, что по окончании мероприятий по контролю, 21.06.2005 г., было установлено, что предписание не исполнено в срок, в части: сточные воды, накапливающиеся в сборных цистернах судов в период октябрь-ноябрь 2005г., не сдавались в приемный пункт сбора загрязнений, сточные воды с судов выпускались за борт в затоне порта в черте г. Свободного, на предприятии не оборудованы обеспыливающие устройства в санблоке административного корпуса, т.е. нарушен п.1 ст. 24 ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Указанным выше постановлением Хивренко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Следовательно, постановление о назначении административного наказания от 06.09.2006 г., вынесенное мировым судьей Амурской области по Свободненскому городскому судебному участку N 1, в отношении директора ООО "Терминал" Хивренко В.А., является преюдициальным для арбитражного суда при рассмотрении данного спора.
Указанным постановлением установлено, что директором ООО "Терминал" не исполнено предписание контролирующего органа, а именно: сточные воды, накапливающиеся в сборных цистернах судов в период октябрь - ноябрь 2005 г., не сдавались в приемный пункт сбора загрязнений, сточные воды с судов выпускались за борт в затоне порта в черте г. Свободного, на предприятии не оборудованы обеспыливающие устройства в санблоке административного корпуса.
Следовательно, указанные нарушения подтверждены вступившим в законную силу судебным актом мирового судьи.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Следовательно, постановление N 147 по делу об административном правонарушении от 11.07.2006 г. вынесено Территориальным отделом Управления Федеральной службы Роспотребнадзора в г. Свободном в срок установленный законодательством.
На основании изложенного суд считает, что постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы Роспотребнадзора в г. Свободном от 11.07.2006 г. N 147 по делу об административном правонарушении ООО "Терминал" о признании виновным в административном правонарушении и наложении на него штрафа в размере 10 000 рублей, является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении требований следует отказать.
Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Апелляционную инстанцию Арбитражного суда Амурской области, либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 15 января 2007 г. N А04-7197/06-25/614
Текст Решения официально опубликован не был