Решение Арбитражного суда Амурской области
от 27 июля 2007 г. N А04-1991/07-1/214
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 ноября 2007 г. N Ф03-А04/07-2/4733 настоящее Решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя: Т.С. Евдокимова, специалист юридического отдела по доверенности от 14.12.2006 года N 77, паспорт 1003 869045; от ответчика: Г.А. Зайцева председатель Шимановского городского Совета народных депутатов, паспорт 1003 705037, рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО "Амурнефтепродукт" к Шимановскому городскому Совету народных депутатов об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Резолютивная часть решения оглашена 24.07.2007 года, решение в полном объеме изготовлено 27.07.2007 года.
Открытое акционерное общество "Амурнефтепродукт" (далее по тексту - заявитель, ОАО "Амурнефтепродукт") обратилось в арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании решения Шимановского городского Совета народных депутатов (далее - ответчик, Шимановский Совет) от 25.05.2006 года N 4/7 "О порядке определения размера арендной платы за землю в г.Шимановске" не соответствующим Конституции РФ, Земельному кодексу РФ и недействующим в части установления корректирующего коэффициента "20" к базовой ставке арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, под размещение автозаправщиков, торгующих ГСМ.
Требования обоснованы тем, что с учетом положений Конституции РФ и Земельного кодекса РФ деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. Увеличение арендной платы сверх пределов, установленных законом, не должно приводить к чрезмерному изъятию доходов арендатора ОАО "Амурнефтепродукт". Установление корректирующего коэффициента "20" к базовой ставке арендной платы за земельный участок площадью 2000 кв.метров нарушает право ОАО "Амурнефтепродукт" на справедливый размер арендной платы.
Заявитель в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Считает оспариваемое решение принятым в нарушение действующего законодательства РФ.
Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Указал, что оспариваемое решение соответствует нормам действующего законодательства РФ принято органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий. Считает, что заявителем не назван нормативный акт, которому противоречит оспариваемое решение, не указано, каким образом решение нарушает его права и законные интересы. Пояснил, что аренда устанавливается с учетом характеристик плательщиков, коэффициент установлен произвольно. Размер коэффициента определялся с учетом экономической обоснованности. Просил в удовлетворении требований отказать.
Исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о госрегистрации права от 16.01.2007 года 28АА 079987 в собственности ОАО "Амурнефтепродукт" находится автозаправочная станция N 53, площадью 44,8 кв.метра, расположенная по адресу: г.Шимановск Амурской области, район 1371 км. автотрассы "Амур" Чита-Хабаровск, кадастровый номер 28:07:040065:0009: 10:440:002:006984660 общей площадью 110 915,60 кв. м
Постановлением мэра г.Шимановска от 29.12.2006 года N 1093 ОАО "Амурнефтепродукт" предоставлен в аренду земельный участок, сроком с 01.01.2007 года по 31.12.2032 года, общей площадью 2000 кв.метров для эксплуатации АЗС.
Решением Шимановского городского Совета народных депутатов четвертого созыва от 25.05.2006 года N 4/7 утверждено Положение "О порядке определения размера арендной платы за землю в городе Шимановске". Положением в том числе, установлен корректирующий коэффициент "20" к базовой ставке арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, под размещение автозаправщиков, торгующих ГСМ. Расчет арендной платы по формуле: R = S х C х K1 или K2, где S-размер земельного участка; C-зонирование территории; корректирующие коэффициенты - K1 (строительство) и K2 (эксплуатация).
Не согласившись с приведенным решением в части утверждения корректирующего коэффициента "20" к базовой ставке арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, под размещение автозаправщиков, торгующих ГСМ, заявитель оспорил его в части в арбитражный суд.
Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о состоятельности заявленных требований в связи со следующим.
Основными принципами земельного законодательства в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Земельного кодекса РФ является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ), однако до настоящего времени эти принципы не определены.
Определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О указано, что пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия органов государственной власти (представительных), органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Амурской области от 04.04.2003 г. N 203-ОЗ "О полномочиях органов государственной власти области и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений" органы местного самоуправления, в том числе, осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования; устанавливают порядок определения размера арендной платы, порядок условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности. Однако это не означает произвольного установления арендной платы.
С 1 января 2006 года утратил силу Закон Российской Федерации от 11.10.1991 года N 1738-1 "О плате за землю". В том числе и утратили силу положения статьи 21 о том, что при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Установление корректирующих коэффициентов к базовому размеру арендной платы действующим законодательством не предусмотрено, следовательно, ответчиком превышены полномочия по увеличению арендной платы для заявителя в 20 раз. Иными словами, в земельном законодательстве в настоящее время отсутствуют такие понятия, как "базовые размеры арендной платы" и "корректирующий коэффициент к базовому размеру арендной платы".
В соответствии с пунктом 2 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:
1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
3) предоставления арендатором определенных услуг;
4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.
Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.
Пунктом 3 статьи 614 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут произвольно устанавливать ставки арендной платы. Расчет арендной платы должен производиться в соответствии с условиями договора аренды.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности; каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
Право частной собственности и свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер определяется законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ. Конституционный принцип единства экономического пространства распространяется и на установление налогов, сборов и иных обязательных платежей определяемыми органами местного самоуправления. Иное понимание смысла содержащегося в статье 132 Конституции, противоречило бы действительному содержанию приведенной статьи Конституции РФ.
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, суд приходит к выводу о том, что деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что арендная плата устанавливалась с учетом характеристик плательщиков, коэффициент установлен произвольно, размер коэффициента определялся с учетом экономической целесообразности, однако письменного экономического обоснования нет.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об установлении оспариваемым решением корректирующего коэффициента "20" к базовой ставке арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, под размещение автозаправщиков, торгующих ГСМ произвольно, без соответствующего экономического обоснования.
Согласно части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правому акту, имеющему большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Ответчик не заявил доводов, не представил доказательств, в том числе аналитических, статистических и иных, подтверждающих экономическую обоснованность установленного коэффициента для исчисления размера арендной платы за землю в целях, предусмотренных законом.
При вынесении решения суд принимает во внимание, что при установлении коэффициента для исчисления размера арендной платы за землю орган местного самоуправления не должен вступать в противоречие с Конституцией РФ и федеральными законами.
Произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю нарушает (ограничивает) права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам российского права.
С учетом изложенного выше суд признает, что оспариваемое решение в приведенной части не соответствует предписаниям действующего законодательства РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: государственная пошлина для организаций - 2000 рублей.
При подаче заявления ОАО "Амурнефтепродукт" уплачена государственная пошлина по платежному поручению от 25.04.2007 года N 2240 в сумме 2 000 рублей.
Поскольку настоящий судебный акт принимается в пользу заявителя, в соответствии со статьей 110 АПК РФ суд относит на ответчика расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, которые подлежат взысканию с последнего в пользу заявителя.
руководствуясь статьями 167-170, 180, 191-196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
Признать недействующим, несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации решение Шимановского городского совета народных депутатов от 25.05.2006 N 4/7 "О порядке определения размера арендной платы за землю в г. Шимановске" в части установления корректирующего коэффициента 20 к базовой ставке арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, под размещение автозаправщиков, торгующих горюче-смазочными материалами;
Взыскать с Шимановского городского совета народных депутатов в пользу открытого акционерного общества "Амурнефтепродукт" расходы по госпошлине в сумме 2 000 рублей.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 27 июля 2007 г. N А04-1991/07-1/214
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 ноября 2007 г. N Ф03-А04/07-2/4733 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст Решения официально опубликован не был