Решение Арбитражного суда Амурской области
от 1 февраля 2008 г. N А04-94/08-19/3
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя - Будкин Д.А., дов. от 10.11.2007 г.; предприниматель Перцев А.И., паспорт 10 02 339294, рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области к индивидуальному предпринимателю Перцеву Андрею Ильичу о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Перцева Андрея Ильича к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил назначить наказание предпринимателю в пределах установленной санкции с учетом сложившейся судебной практики.
Предприниматель в судебное заседание представил журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, договор от 03.01.2007 г. с Амурским областным отделением общественной организации "Всероссийского общества автомобилистов", удостоверение от 13.04.2007 г. N 444/35 на допуск Обидион Л.П. к работе в качестве специалиста медицинских осмотров водителей транспортных средств. По существу заявленных требований пояснил, в частности, что путевой лист был выдан, но водитель его при себе в момент проверки на маршруте не имел (оставил в личном автомобиле); нарушение норм пассажировместимости (14 человек вместо 13) допущено водителем по невнимательности (не усмотрел). Также предприниматель указал, что он является председателем Амурского областного отделения общественной организации "Всероссийского общества автомобилистов"; лицо, проводящее предрейсовые медицинские осмотры водителей, находится в штате приведенной организации; общественная организация лицензии на право проведения таких осмотров не имеет.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Перцев Андрей Ильич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя постановлением администрации г. Благовещенска от 06.05.2002 за N 26654 РП.
Согласно заявлению предпринимателя Управлением государственного автодорожного надзора по Амурской области ФСНСТ ему выдана лицензия от 17.06.2007 г. АСС 28 009351 серии ЖА N 008467 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд индивидуального предпринимателя), со сроком действия с 18.06.2007 г. по 17.06.2012 г.
В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Внеплановой проверкой соблюдения индивидуальным предпринимателем условий лицензирования, проведенной Управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Амурской области выявлено, что 04.12.2007 года в 7 часов 28 минут Перцев Андрей Ильич допустил осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по регулярному городскому маршруту N 31 т г. Благовещенска на автобусе ГАЗ-322132 с государственным номером АВ552, оборудованным для перевозок более 8 человек, под управлением водителя Яшта Д.С. с нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
- не обеспечил контроль за наличием у водителя при работе на линии соответствующих документов (у водителя отсутствовал при проверке путевой лист);
- не обеспечил проведение и допустил выезд водителя на линию без прохождения предрейсового медосмотра (отметка в путевом листе проставлена должностным лицом Амурского областного отделения ВОА, которое не имеет лицензии на право проведения предрейсовых и послерейосвых медицинских осмотров водителей);
- допустил превышение предельных норм пассажировместимости автобуса (автобус оборудован 13 местами для пассажиров, в салоне находилось 14 человек).
Приведенные нарушения зафиксированы актом проверки автотранспортного средства на линии от 04.12.2007 г. за N 171.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 11.01.2008 г. N 14, действиям предпринимателя дана правовая оценка по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В подтверждение факта совершения правонарушения административным органом представлены: акт проверки автотранспортного средства на линии от 04.12.2007 г. за N 171, протокол об административном правонарушении от 11.01.2008 г. N 14, копия путевого листа от 04.12.2007 г. N 755, письменная объяснительная водителя Яшта Д.С. от 26.12.2007 г. и иные документы.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд признает факт совершения предпринимателем административного правонарушения установленным; заявленные требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности состоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с предписаниями ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения; осуществления государственного контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 названного закона участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Обязанность владельцев автобусов организовывать контроль за соблюдением норм вместимости автобусов предусмотрена п. 5.2.5, 5.3 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами".
Как следует из материалов дела, предпринимателю вменяется совершение административного правонарушения, которое выразилось в несоблюдении водителем предпринимателя - Яшта Д.С. предельных норм пассажировместимости автобуса (автобус оборудован 13 местами для пассажиров, в салоне находилось 14 человек).
Приведенный факт предпринимателем не оспаривается, вместе с тем им указано на невнимательность его работника - водителя.
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка ведения листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, утвержденного Приказом Минтранса России от 30.06.2000 г. N 68, путевой лист оформляется самим предпринимателем, если он непосредственно управляет автотранспортным средством; путевой лист действителен в течение одного дня и должен находиться у водителя в течение всего рабочего времени и предъявляться по требованиям сотрудников милиции и работников Российской транспортной инспекции.
Согласно данных предпринимателем в судебном заседании пояснений, путевой лист водителю автобуса 04.12.2007 г. был выдан (представлена копия путевого листа от 04.12.2007 г. N 755 с отметками о прохождении предрейсового медосмотра, техосмотра), вместе с тем, водитель его при себе в момент проверки автобуса на маршруте не имел (оставил в личном автомобиле).
Согласно статьям 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Данная обязанность предусмотрена и пунктом 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 г. N 27.
Пунктом 2.3.7 "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минтранса России от 30.03.94 г. N 15, предусмотрено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают своевременное прохождение водителями медицинского освидетельствования, контроль состояния водителей перед выездом на линию.
В силу с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность в соответствии с перечнем работ и услуг, устанавливаемым положениями о лицензировании указанных видов деятельности.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 г. N 323 в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, прилагаемым к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. N 30, утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи (далее - Порядок).
Указанным Порядком предусмотрено, что с 1 июля 2007 г. медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) отнесены к работам (услугам), выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи.
Таким образом, предрейсовый медицинский осмотр является медицинской деятельностью и подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении указанных осмотров медицинскими учреждениями или при проведении осмотров медицинским персоналом при наличии соответствующего сертификата.
Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров в настоящее время регулируется Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 г. N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств".
В соответствии с п. 1 Инструкции предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник, или медицинским персоналом по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении медицинской помощи сверх установленных норм. Отсюда можно сделать вывод о том, что основным условием предоставления услуг по медицинскому обслуживанию автотранспортного предприятия является либо наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо фактическое осуществление трудовой деятельности в организациях здравоохранения.
Как установлено судом, предрейсовый медицинский осмотр 04.12.2007 г. водителя Яшта Д.С. проведен лицом, не имеющим лицензии на медицинскую деятельность. Сведений о том, что Обидион Л.П. имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, суду не представлено. Согласно устных и письменных пояснений предпринимателя, приведенное лицо (Обидион Л.П.) находится в штате Амурского областного отделения общественной организации "Всероссийского общества автомобилистов" (председателем которого является Перцев А.И.), лицензии на право проведения предрейсовых медицинских осмотров отделение не имеет. Удостоверение от 13.04.2007 г. N 444/35, выданное Обидион Л.П. Департаментом здравоохранения Амурской области, дает право приведенному лицу на проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Но с учетом изложенных выше норм законодательства, такое право может быть реализовано только при наличии соответствующей лицензии - на право осуществления медицинской деятельности, либо фактическое осуществление приведенным лицом трудовой деятельности в организации здравоохранения.
С учетом приведенного, суд приходит к выводу о том, что предприниматель допустил осуществление лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров 04.12.2007 г. водителем, не прошедшим в установленном порядке предрейсового медицинского осмотра.
Исходя из установленных судом обстоятельств, представленных сторонами документов, суд приходит к выводу о том, что предпринимателем, осуществляющим лицензируемый вид деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, не представлено достаточных доказательств тому, что им надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции, а именно: не представлено доказательств организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей лицами, допущенных в соответствии с действующим законодательством к осуществлению такого вида деятельности; не представлено доказательств предупреждения нарушений и осуществления предпринимателем контроля за деятельностью водителей, с которыми он состоит в трудовых правоотношениях в качестве работодателя, в том числе: предупреждения и контроля за соблюдением норм пассажировместимости автобусов, предупреждения и контроля за наличием при работе на линии у водителя необходимой документации (представленные копии журнала регистрации инструктажа на рабочем месте с примерным перечнем основных вопросов и трудового договора с водителем таких сведений не содержат).
Таким образом, анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства РФ свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности предпринимателя за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Каких-либо доказательств наличия отягчающих ответственность предпринимателя обстоятельств суду не представлено.
С учетом приведенного, считает необходимым назначить предпринимателю наказание в пределах минимального, установленного санкцией ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.
Резолютивная часть решения объявлена 30.01.2008 г., изготовление решения в полном объеме в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ отложено до 01.02.2008 г.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 180, 206 АПК РФ, суд
решил:
требования удовлетворить.
Признать индивидуального предпринимателя Перцева Андрея Ильича, 12.02.1952 года рождения, уроженца с. Тамбовка Тамбовского района Амурской области, зарегистрированного постановлением администрации г.Благовещенска от 06.05.2002 г. за N 26654РП, проживающего по адресу - Амурская область, г.Благовещенск, ул. Институтская, 17 кв. 50, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Назначить ему наказание в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.
Штраф подлежит перечислению на расчетный счет УФК МФ РФ Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН 2801030057, КПП 280101001, р/с 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области, БИК 041012001, ОКАТО 10401000000, Код 10611690040040000140.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 1 февраля 2008 г. N А04-94/08-19/3
Текст Решения официально опубликован не был