Решение Арбитражного суда Амурской области
от 14 февраля 2008 г. N А04-50/08-9/8
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: заявитель - Морозова А.В. начальник, удостоверение N 003 от 01.11.07, Шибакова И.Ю. старший специалист 3-го разряда, удостоверение N 164 от 12.09.07, доверенность N 16 от 20.08.07; ответчик - Виноградов Ю.В. генеральный директор, паспорт 10 03 768969 выдан 12.09.03 ОВД г. Белогорска и Белогорского района, Сафьянов С.Н. представитель по доверенности 10.12.07, рассмотрев в судебном заседании заявление ТО Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорской#, Октябрьском, Ромненском районе к ООО "Дента-Сервис",
установил:
Решение суда в полном объеме изготовлено 14 февраля 2008 года.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось ТО Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорской#, Октябрьском, Ромненском районе с заявлением о привлечении ООО "Дента-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В обосновании заявленных требований заявитель указал, что ООО "Дента-Сервис" совершено административное правонарушение, которое выразилось в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий лицензии: несоблюдение требований СниПов при эксплуатации стоматологической клиники, расположенной по адресу: г. Белогорск, ул. Садовая, 14.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен указал, что протокол об административном правонарушении от 21.12.07 и исковые требования не соответствуют действующему законодательству. В резолютивной части протокола в качестве нарушителя указано ОГУЗ "Белогорский противотуберкулезный диспансер". Указал, что 2005 году общество получило лицензию Росдравнадзора на оказание стоматологических услуг в одном кабинете, лицензия была выдана заявителем и, следовательно, в тот момент кабинет соответствовал всем санитарно-эпидемиологическим требованиям. В 2007 году ответчик обратился с заявлением о проверке двух дополнительно подготавливаемых кабинетов на предмет расширения площади до клиники и расширения перечня оказываемых услуг. В августе 2007 года составлен акт, который был передан ТО Управлению Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорской#, Октябрьском, Ромненском районе для дачи заключения о соответствии (не соответствии) заявленных помещений действующим санитарным нормам. Согласно акта, существенных замечаний к дозаявленным помещениям не было. При проведении проверки, составления акта и протокола заявитель применял норму права (СанПин 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров") которая не подлежала применению при проведении проверках частных стоматологических клиник, так как для них есть действующий специальный нормативный акт - СанПин N 2956А-83 от 28.12.1983 года "Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала". По факту нарушения: "прием детского населения, который не предусмотрен в клинике", указал, что оказание стоматологической помощи детям не является массовым, а производился только в экстренных случаях (экстренная медицинская помощь), так как согласно ст. 124 Уголовного кодекса РФ медицинский работник, по любому основанию не оказавший медицинской помощи, подлежит уголовному преследованию. Считает, что вина ООО "Дента-Сервис" в совершенных правонарушениях заявителем не доказана. Просит производство по делу прекратить.
Представитель 3-го лица указал, что полностью поддерживает позицию заявителя и просит привлечь ответчика к административной ответственности предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Дента-Сервис", зарегистрировано Межрайонной инспекцией ФНС России N 3 по Амурской области 12.05.2005, ОГРН 1052800170235, ИНН 28004011341, юридический адрес: Амурская область, г. Белогорск, ул. Садовая, д. 14.
Медицинскую деятельность общество осуществляет на основании лицензии от 14.07.2005 N 28-01-000058, срок действия до 14.07.2010.
21.12.2007 г. составлен акт по результатам мероприятий по надзору, из которого следует, что на основании распоряжения руководителя территориального отдела в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах от 14 декабря 2007 г. N 544 проведены мероприятия по надзору с 14.12.2007 г. по 21.12.2007 г. за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации ООО "Дента-Сервис" г. Белогорск, ул. Садовая, 14 в присутствии генерального директора.
21.12.2007 г. составлен протокол об административном правонарушении N 503, согласно которого установлено, что при эксплуатации стоматологической клиники ООО "Дента-Сервис" нарушаются санитарные правила:
стены кабинета хирургической стоматологии не облицованы глазурованной плиткой на высоту 1,8 м, а отделаны в хирургическом кабинете пластиковыми панелями, имеются дефекты покрытия в виде дыр и щелей; поверхность потолков в основных стоматологических помещениях не гладкая, не легко доступная и устойчивая для влажной уборки с применением дезинфицирующих средств, а представлена подвесными потолками со щелями; углы в хирургическом стоматологическом кабинете в местах соединения стен и пола не закругленные; рабочие места врачей в терапевтическом кабинете на 3 кресла и в хирургическом кабинете на 2 кресла не разделены непрозрачными перегородками; не предусмотрено кондиционирование воздуха в зуботехнической лаборатории; администрацией не проводится производственный контроль, в том числе за параметрами микроклимата и загрязненностью химическими веществами воздушной среды (не представлены протоколы исследований); устранение текущих дефектов на стенах, потолках в хирургическом кабинете своевременно не проводится (на стенах дефекты отделки- трещины, дыры); отсутствует централизованное горячее водоснабжение; отсутствуют электроводонагреватели; отсутствует помещение гардеробной для персонала с индивидуальными шкафчиками для домашней и рабочей одежды по числу работающих (рабочая одежда хранится на рабочих местах); ведется прием детского населения, который не предусмотрен в клинике: отсутствует отдельный вход, ожидальня, санузел для детского отделения; санитарный узел не обеспечен одноразовыми бумажными или электрополотенцами; медицинский персонал не обеспечен комплектами сменной одежды на ежедневную смену, не представлены сменные комплекты (у медицинских работников отсутствуют запасные комплекты на рабочем месте).
В судебном заседании заслушана Свидетель Зенкова Г.К., которая пояснила, что проверка проводилась, так как пришло распоряжение из Управления; проверяла в связи с полученной информацией; были выявлены нарушения санитарных правил, которые указаны в протоколе. Пациенты в момент проверки были в кабинете хирургическом, терапевтическом, в коридоре, детского населения не было. Наличие гардеробной требуется; на момент проверки нарушения были. Проверяла все кабинеты, в акте это отображено. Два СанПина использовались, так как данное учреждение является лечебным. В СанПине 2003 года указаны дополнительные правила, которые должны быть учтены при проверке; СанПин 1983 года является общим.
Оценив материалы дела об административном правонарушении, суд считает требования Управления федеральной регистрационной службы по Амурской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.01 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности отнесена медицинская деятельность.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 17 Федерального закона о лицензировании перечень работ и услуг в рамках медицинской деятельности устанавливается Положением о лицензировании медицинской деятельности.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности определены в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.07 N 30.
Согласно пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:
ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) обязывает юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 1 статьи 24 названного Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч. 1, 3 ст. 29 Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации. Указанные мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами (статья 32 Закона).
Нормами "Санитарных правил устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала" N 2956А-83 от 28.12.1983 года установлено следующее: п. 2.5. детское отделение поликлиники должно иметь отдельные вход, гардероб, ожидальню, санузел и не сообщаться с отделением для взрослых; п. 3.2. стены стоматологических кабинетов должны быть гладкими, без щелей. Все углы и места соединения стен, потолка и пола должны быть закругленными, без карнизов и украшений; п. 3.3. стены кабинетов хирургической стоматологии и стерилизационной облицовываются на высоту не ниже 1,8 м, а операционной - на всю высоту глазурованной плиткой. Выше панели производится окраска масляными или водоэмульсионными красками; п. 4.2. в терапевтических и ортопедических стоматологических кабинетах должно размещаться не более трех, а в хирургических - не более двух кресел с обязательным разделением рабочих мест врачей непрозрачными перегородками высотой до 1,5 м.; п. 5.10. кондиционирование воздуха должно предусматриваться в основных помещениях зуботехнической лаборатории, кабинетах ортопедической стоматологии и операционных.
На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.3.1375-03", которыми предусмотрено следующее:
п. 4.2. поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, легко доступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.
п. 5.1. все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения, в том числе и дневные стационары, должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением.
п. 5.4. для вновь строящихся и реконструируемых лечебных учреждений на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение.
п. 5.6. предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой локтевых кранов со смесителями, а также дозаторами (локтевыми) с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков.
п. 6.9. помещения операционных, палат интенсивной терапии, реанимации, родовых, процедурных и других помещений, в которых сопровождается выделением в воздух вредных веществ, должны быть оборудованы местными отсосами или вытяжными шкафами.
п. 9.5. санитарно-бытовые помещения для персонала лечебных учреждений должны быть оборудованы с соблюдением следующих требований: а) количество шкафов в гардеробных следует принимать равным 100% списочного состава персонала;
п. 10.3. в основных помещениях лечебных учреждений следует ежегодно проводить косметический ремонт помещений. Устранение текущих дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.) должно проводиться незамедлительно.
п. 11.4. медицинский персонал лечебных учреждений должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками или косынками, масками, сменной обувью (тапочками) в количестве, обеспечивающем ежедневную смену одежды. Хранение ее надлежит осуществлять в индивидуальных шкафчиках. В наличии постоянно должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения. Верхняя одежда хранится в гардеробе для персонала.
На основании пунктов 1.5, 2.1 и 2.4 Санитарных правил СП 1.1.1058-01, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе осуществлять производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Судом установлено, что ООО "Дента-Сервис" вышеуказанные нормы и правила не соблюдены, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 2 Федеральным законом# от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. На лицензиата, по смыслу законодательства, возлагается обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий.
Факт совершения административных правонарушений доказан административным органом, подтверждается материалами проверки, Актом проверки, протоколом об административном правонарушении.
Срок привлечения к административной ответственности не пропущен. Процедура привлечения, предусмотренная Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, административным органом соблюдена#.
Пунктом 6 Положения установлено, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"г" и "е"-"з" п. 5 Положения.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
За осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа для юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Доказательства о надлежащем соблюдении лицензионных требований и условий суду не представлено. Факт нарушения в момент проверки подтверждается представленными доказательствами.
Доводы ответчика отклонены по следующим основаниям.
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Судом установлено, что# протоколе об административном правонарушении N 503 от 21.12.2007 допущена опечатка: в резолютивной части в качестве нарушителя указано ОГУЗ "Белогорский противотуберкулезный диспансер".
Суд считает, что опечатка в протоколе об административном правонарушении не может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, так как данное нарушение не носит существенный характер и позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Суд приходит к выводу, что диспозиция части 4 статьи 14.1 КоАП предполагает, что для привлечения к административной ответственности достаточно совершения хотя бы одного правонарушения. Следовательно, довод ответчика о том, что при проведении проверки обследовались и иные помещения, которые на тот момент не эксплуатировались, подлежит отклонению. Судом установлено, что проверка была проведена всего помещения, что так же подтверждается показаниями свидетеля. Однако это не освобождает ответчика от административной ответственности, так как правонарушения зафиксированы и в помещениях, которые на момент проверки эксплуатировались: стоматологическом кабинете, зуботехнической лаборатории, санузле, бытовом помещении.
Суд считает, что заявителем обосновано при приведении проверки применялся СанПиН 2.1.3.1375-03, так как данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2000 г. N 554. Данные санитарные правила предназначены для учреждений здравоохранения и других организаций по оказанию медицинской помощи населению в больницах, родильных домах, дневных стационарах и других лечебных учреждениях (далее - лечебные учреждения) независимо от их принадлежности и форм собственности.
Суд считает, что данные санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, так как устанавливают требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму, организации питания больных в лечебных учреждениях.
Согласно Единой номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения", к амбулаторно-поликлиническим учреждениям относится стоматологические поликлиники.
В соответствии со ст. 38 и 39 Основ законодательства Российской Федерации о здравоохранении 1993 г. медицинская помощь подразделяется на первичную медико-санитарную и скорую медицинскую. Первая включает в себя разнообразные медицинские мероприятия, в том числе лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и др.), и осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 124 УК РФ, характеризуется бездействием (неоказание помощи больному без уважительных причин), последствием (причинение средней тяжести вреда здоровью больного) и причинной связью между указанными бездействием и последствием. Бездействие выражается в том, что виновный без уважительных причин не совершает необходимые в сложившейся обстановке действия по оказанию помощи больному (например, предоставление лекарств, проведение искусственного дыхания, наложение шины при переломах, госпитализация и т.д.). Уважительными считаются причины, которые лицо не в состоянии было преодолеть (например, отсутствие необходимых лекарств или медицинского инструментария).
Однако, в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, прилагаемым к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 детская стоматология подлежит лицензирования# и, следовательно, осуществление медицинской помощи может осуществлять только то лицо, которое имеет данную лицензию.
Следовательно, довод ответчика о том, что медицинская помощь детскому населению не была массовой и была отказана в экстренных случаях (экстренная медицинская помощь), так как согласно ст. 124 УК РФ медицинский работник, по любому основанию не оказавший медицинской помощи, подлежит уголовному преследованию, так же подлежит отклонению.
Суд считает, что вина ООО "Дента-Сервис" доказана и данное лицо подлежит привлечению к административной ответственности.
По данной категории дел государственная пошлина не взыскивается.
Руководствуясь ст.ст. 167-171, 180, 206 АПК РФ, суд
решил:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Дента-Сервис", зарегистрированное Межрайонной инспекцией ФНС России N 3 по Амурской области 12.05.2005, ОГРН 1052800170235, ИНН 28004011341, юридический адрес: Амурская область, г. Белогорск, ул. Садовая, д. 14 к административной ответственности предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Оплату штрафа произвести на следующие реквизиты: УФК МФ РФ по Амурской области расчетный счет N 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области в г. Благовещенске (ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области) ИНН 2801102086 КПП 280101001 БИК 041012001 назначение платежа КБК 14111628000010000140 (административный штраф по решению арбитражного суда) код ОКАТО 10401000000.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 14 февраля 2008 г. N А04-50/08-9/8
Текст Решения официально опубликован не был