Решение Арбитражного суда Амурской области
от 27 февраля 2008 г. N АО4-58/08-7/3
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от истца: Тучин В.Ф. - начальник, приказ N 75 от 09.01.2001 г., паспорт 10 01 240925 от Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области Тараруева Л.А. - дов. от 28.12.2007 г. N 28-01/345757 в порядке передоверия нотариально заверенная от Благовещенской КЭЧ: Кубарева Т.Ю. - дов. N 8 от 15.01.08 г. паспорт 10 04 905724, от Администрации Новоивановского сельсовета Ивановского района: Петрушина Н.С. - Глава Администрации Новоивановского сельсовета Ивановского района удостов. N 01 от 14.04.2005 г., от Министерства финансов Амурской области: Братковская А.А. - дов. от 15.07.2007 г. N 13-10/501, рассмотрев в судебном заседании дело по иску домоуправления N 7 Благовещенской квартирно-эксплуатационной части к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Благовещенской КЭЧ о взыскании 134 311 руб. 71 коп.,
установил:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Домоуправление N 7 Благовещенской квартирно-эксплуатационной части с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Благовещенской КЭЧ о возмещении расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 134 311 руб. 71 коп. за период с 01.01.2007 г. по 30.06.2007 г.
Определениями суда от 14.01.2008 г., 04.02.2008 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация с. Среднебелое-2 Ивановского района, Администрация Новоивановского сельсовета Ивановского района, Финансовое управление Администрации Ивановского района, Министерство финансов Амурской области, Министерство обороны РФ, Финансовое управление Дальневосточного военного округа, Министерство социальной защиты населения Амурской области.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Домоуправление N 7 Благовещенской КЭЧ за период с 01.01.2007 г. по 30.06.2007 г. предоставило субсидии гражданам, проживающим в закрытом военном городке N 27 Вооруженных Сил РФ села Среднебелое-2 Ивановского района, по оплате жилья и коммунальных услуг на сумму 134 311, 71 руб., что подтверждается списками лиц, которым была предоставлена субсидия, и счетом-фактурой N 42 от 15.10.07.
Истец указывает, что в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством РФ. Согласно п. 54 Постановления Правительства РФ N 761 от 14.12.2005 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" гражданам, проживающим в закрытых военных городках, субсидии предоставляются уполномоченными органами в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 1-50 и 67 настоящих Правил. Пунктом 67 Правил установлено, что финансирование расходов на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 51-54 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Расходы по предоставлению субсидий гражданам, проживающим в закрытом военном городке, Домоуправлению N 7 Благовещенской КЭЧ за период с 01.01.2007 г. по 30.06.2007 г. в размере 134 311 руб. 71 коп. не возмещены.
На основании изложенного, ст. 159 ЖК РФ, ст.ст. 165-167, 171 БК РФ, п. 54, 67 Постановления Правительства РФ N 761 от 14.12.2005 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" истец просит взыскать с ответчика расходы, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в размере 134 311 руб. 71 коп. за период с 01.01.2007 г. по 30.06.2007 г.
В судебном заседании 27.02.2008 г. представитель истца настаивал на исковых требованиях в полном объеме.
Представитель Минфина РФ в судебном заседании 27.02.2008 г. иск не признает, поддержал возражения, изложенные в представленном отзыве на иск, указал, что Минфина РФ является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Благовещенской КЭЧ в отзыве указал, что Благовещенская КЭЧ расходов по субсидиям за весь 2007 год не несла, денежных средств на возмещение расходов на субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг от федерального бюджета за 2007 год не получала, так как субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг не заложены в уточненную смету расходов на 2007 год по Благовещенской КЭЧ. Жилищный фонд закрытого военного городка N 27 с. Среднебелая-2 Ивановского района является федеральной собственностью и находится на балансе в Благовещенской КЭЧ на праве оперативного управления.
Глава Администрации Новоивановского сельсовета Ивановского района суду пояснила, что за второе полугодие 2007 года денежные средства на выплату субсидий получены из областного бюджета в размере 143 904 руб. 25 коп., за первое полугодие 2007 года - деньги не поступали, потребность в денежных средствах на возмещение расходов на выплату субсидий по коммунальным услугам гражданам, проживающим на территории с. Среднебелое-2, составляет за 2007 г. 278 215 руб. 96 коп.
Представитель Министерства финансов Амурской области в отзыве на иск указал, денежные средства в виде субсидий были выделены за счет средств областного бюджета: в 2007 году Ивановскому району передана субвенция в размере 23 202 700 руб., в том числе Новоивановскому сельсовету 150 000 руб. и Среднебельскому сельсовету - 3 915 700 руб.
Представитель Финансового управления Дальневосточного военного округа в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен заказным письмом N 21741, в суд представил отзыв на исковое заявление, в котором указал следующее. Во исполнение ст. 159 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно п. 54 указанных Правил гражданам, проживающим в закрытых военных городках, субсидии предоставляются уполномоченными органами в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 1-50 и 67 настоящих Правил. Пунктом 67 указанных Правил установлено, что финансирование расходов на предоставление субсидий гражданам, проживающим в закрытых военных городках, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ст.ст. 165-167, 171 Бюджетного кодекса РФ, обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ. Финансирование расходов из федерального бюджета по предоставлению субсидий населению, проживающему в закрытых военных городках, Министерству обороны РФ в спорный период не осуществлялось. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.15, 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. Кроме того, финансово-экономическое управление ДВО является структурным подразделением Федерального государственного учреждения "Дальневосточный военный округ", зарегистрированного в установленном законом порядке в качестве юридического лица. Финансово-экономическое управление ДВО не является юридическим лицом, и, следовательно, не может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота и как следствие - быть истцом и ответчиком в суде.
На основании изложенного, Финансовое управление Дальневосточного военного округа просит исковые требования удовлетворить и взыскать сумму иска с Министерства финансов РФ. Дело просит рассмотреть без участия представителя.
Представители Финансового управления Администрации Ивановского района, Администрации с. Среднебелое-2, Министерства обороны РФ, Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены заказными письмами N 21738, 21736, 21740, 21742, запрошенных документов и письменных отзывов на иск не представили.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил:
Домоуправление N 7 Благовещенской КЭЧ является юридическим лицом, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 21.01.2008 г.
Домоуправление N 7 Благовещенской КЭЧ при осуществлении расчетов за коммунальные услуги и жилье предоставляло субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим в с. Среднебелое-2, которое в силу Распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000 г. N 752-р отнесено к закрытым военным городкам, в период с 01.01.2007 г. по 30.06.2007 г. в размере 134 311 руб. 71 коп.
Данное обстоятельство подтверждается счетом-фактурой N 42 от 15.10.2007 г., списками лиц, имеющим право на субсидии с января по июнь 2007 г. с указанием размера предоставленных субсидий. Возражений по представленным документам от сторон не поступило.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ суд оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанным категориям граждан. Возражений относительно количества лиц, которые пользовались льготами и сумм предоставленных льгот лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством РФ (п. 9 ст. 159 ЖК РФ).
Пунктом 54 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правил), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (в редакции, действовавшей в спорный период времени), предусмотрено, что гражданам, проживающим в закрытых военных городках, субсидии предоставляются уполномоченными органами в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 1-50 и 67 настоящих Правил.
Пунктом 67 Правил определено, что финансирование расходов на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 51-54 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, на законодательном уровне определен источник финансирования жилищных субсидий указанной категории граждан - средства федерального бюджета выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Вместе с тем, судом установлено, что средства федерального бюджета на возмещение расходов за предоставленные субсидии гражданам, проживающим в закрытых военных городках, из федерального бюджета не поступали, как и не производилось выделение лимитов бюджетных обязательств на указанные цели в спорный период Дальневосточному военному округу, доказательств обратного лицами, участвующими в деле, не представлено.
Судом установлено, что государственные полномочия по предоставлению льгот, предусмотренных п.п. 51-54 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" не были обеспечены материальными и финансовыми средствами из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Поскольку Российской Федерацией не профинансированы государственные полномочия по предоставлению указанных льгот, ответственность за убытки истца следует возложить на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ.
Министерством финансов РФ не представлены доказательства выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию субсидий главному распорядителю бюджетных средств - Министерству обороны РФ, поэтому доводы ответчика о вине последнего отклоняются.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
В удовлетворении исковых требований к Благовещенской КЭЧ следует отказать.
При обращении с исковым заявлением истцу предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 4 186 руб. 23 коп. подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, суд
решил :
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу Домоуправления N 7 Благовещенской квартирно-эксплуатационной части убытки, понесенные в связи с предоставлением субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг за период январь-июнь 2007 г. в размере 134 311 руб. 71 коп.
В удовлетворении исковых требований к Благовещенской КЭЧ отказать.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 186 руб. 23 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 27 февраля 2008 г. N АО4-58/08-7/3
Текст Решения официально опубликован не был