Решение Арбитражного суда Амурской области
от 13 февраля 2008 г. N А04-412/08-5/12
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя: Марков С.А., доверенность от 01.01.2008 N 73-А; от ответчика: Чернова Н.М., доверенность от 10.01.2008 N 6, рассмотрев в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Амурский градъ", об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2008, решение в полном объеме изготовлено 13.02.2008.
В судебном заседании 11.02.2008 с целью исследования дополнительных доказательств по делу судом объявлялся перерыв до 12.02.2008 до 15 час. 15 мин., в судебном заседании 12.02.2008 объявлялся перерыв до 13.02.2008 до 15 час. 15 мин.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Открытое акционерное общество "Восточный экспресс банк" с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области о признании незаконным и отмене постановления от 25.01.2008 по делу об административном правонарушении N 210/2007.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал. Требования ОАО "Восточный экспресс банк" обоснованы тем, что антимонопольным органом оно неправомерно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ, а именно за нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений о соглашениях, заключенных с организациями. Заявитель считает необоснованным вывод антимонопольного органа о том, что соглашение, заключенное банком с ООО "Амурский градъ", устанавливающее порядок осуществления взаимного сотрудничества по оказанию друг другу информационных, консультационных и иных видов услуг в сфере развития рынка ипотечного кредитования в городе Благовещенске, не является сделкой, предусмотренной уставом банка, а также не обеспечивает хозяйственные нужды банка. Заявитель полагает, что указанное соглашение заключено в процессе обычной хозяйственной деятельности банка, является в силу ч. 9 ст. 35 Федерального закона "О защите конкуренции" исключением и уведомление о его заключении не должно представляться в антимонопольный орган. Соглашение, явившееся предметом рассмотрения антимонопольного органа, было заключено с целью информационного и иных видов содействия банку в его деятельности по предоставлению ипотечных кредитов, данная сделка заключена в соответствии с уставом банка и направлена на организацию оформления кредитных договоров, банковской услуги, для оказания которой создан банк. Кроме того, заявитель указал, что административный орган необоснованно отклонил доводы банка о малозначительности совершенного административного правонарушения и не учел, что уведомление о заключенном соглашении банк направил самостоятельно, отсутствует существенное нарушение охраняемых общественных отношений. Также представитель заявителя пояснил, что при направлении уведомлений о заключении аналогичных соглашений в Управление ФАС по Приморскому краю, последним было прекращено производство по делам об административных правонарушений в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, в связи с чем, было решено направить подобные уведомления в Управление ФАС по Амурской области.
Представитель ответчика с требованиями не согласился, считает вынесенное постановление законным и обоснованным, доводы заявителя о том, что заключенное с риэлторской организацией соглашение относится к обычной хозяйственной деятельности банка, а уведомление о нем не подлежит направлению в антимонопольный орган, неправомерными. Указал, что обычной хозяйственной деятельностью принято считать осуществление сделок, предусмотренных уставом хозяйствующего субъекта, а также направленных на осуществление текущих хозяйственных сделок. Для финансовой организации такими сделками будут являться сделки о непосредственном предоставлении ею финансовых услуг в соответствии с уставом, а также сделки по обеспечению хозяйственных нужд данной организации. Считает, что правонарушение, совершенное ОАО "Восточный экспресс банк", предусмотренное ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ, выраженное в нарушении порядка и сроков подачи уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством, не может быть расценено, как малозначительное.
Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле, ООО "Амурский градъ" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания третье лицо уведомлено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Исследовав материалы дела, доводы сторон, судом установлены следующие обстоятельства.
ОАО АКБ "Дальвнешторгбанк" зарегистрировано администрацией Амурской области 12.05.1991 за N 1460.
Обществом 08.06.2006 внесены изменения в учредительные документы, изменено наименование на ОАО "Восточный экспресс банк", о чем Управлением ФНС России по Амурской области сделана запись в Едином государственном реестре юридических лиц N 2062800003870.
Согласно Уставу, утвержденному общим собранием акционеров 27.06.2003, банк является кредитной организацией, юридическим лицом и в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли.
Между ОАО "Восточный экспресс банк" (Банк) и ООО "Амурский градъ" (Общество) заключено соглашение от 19.09.2007 N 20 о сотрудничестве, по условиям которого Общество оказывает гражданам услуги по поиску и подбору жилых и нежилых помещений для приобретения их в собственность, а также оказывает банку информационное и иные виды содействия в его деятельности по предоставлению ипотечных кредитов, а Банк оказывает консультационную и информационную поддержку обществу, направленную на надлежащее применение сторонами в ходе их совместной деятельности требований Банка и исполнение сторонами условий настоящего соглашения.
Уведомление о заключении указанного соглашения от 03.10.2007 направлено ОАО "Восточный экспресс банк" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области 06.12.2007. В приложении к уведомлению отсутствовали бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, статистическая отчетность по основным видам деятельности, оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитных организаций.
По данному факту ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области вынесено определение от 17.12.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении N А-210/2007 и проведении административного расследования, которое направлено по юридическому адресу банка и получено последним 24.12.2007. Приведенное определение содержало информацию о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 15.01.2008 на 13 час. 20 мин.
На основании данного определения и материалов дела специалистом антимонопольного органа 15.01.2008 в отсутствие представителя банка с надлежащим образом оформленной доверенностью составлен протокол N 34 об административном правонарушении, действия ОАО "Восточный экспресс банк" квалифицированы по ч. 4 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 25.01.2008 N А-210/2007 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении ОАО "Восточный экспресс банк" признано виновным в нарушении антимонопольного законодательства, наложен штраф в размере 150 000 рублей. Дело об административном правонарушении рассмотрено руководителем антимонопольного органа в присутствии представителя банка, действующего на основании доверенности, выданной на участие в конкретном административном деле.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Восточный экспресс банк" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу о несостоятельности требований заявителя по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ч. 4. ст. 19.8 КоАП РФ.
Частью 2 указанной статьи рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Постановление от 25.01.2008 N А-210/2007 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, принято руководителем УФАС России по Амурской области в пределах его полномочий, предоставленных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до одной тысячи двухсот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, в качестве противоправного деяния, в вину ОАО "Восточный экспресс банк" вменяется нарушение порядка и сроков подачи в антимонопольный орган уведомления о заключенном с ООО "Амурский градъ" соглашении от 19.09.2007 N 20 о сотрудничестве.
В соответствии с частью 9 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением:
1) соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации;
2) соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг;
3) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.
К уведомлению прилагаются следующие документы:
1) копия соглашения в письменной форме с приложениями;
2) сведения об основных видах деятельности лиц, достигших соглашения, и их доходе от основных видов деятельности;
3) финансово-экономическая отчетность, представляемая в Центральный банк Российской Федерации и в осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг федеральные органы исполнительной власти.
Срок исполнения обязанности по подаче финансовой организацией уведомления о достигнутом с организацией соглашении установлен частью 9 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения.
Форма указанного уведомления установлена Приказом ФАС РФ от 25.06.2007 N 184 "Об утверждении формы уведомления о соглашении финансовой организации". Приведенным Приказом установлен перечень финансово-экономической отчетности, прилагаемой к уведомлению. Такими документами являются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, статистическая отчетность по основным видам деятельности, оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитных организаций.
Как следует из материалов дела, ОАО "Восточный экспресс банк" представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области уведомление о заключенном 19.09.2007 с ООО "Амурский градъ" соглашении о сотрудничестве только 06.12.2007, что подтверждается сопроводительным письмом банка с входящим штампом антимонопольного органа. Тем самым банком нарушен установленный Федеральным законом "О защите конкуренции" пятнадцатидневный срок для исполнения обязанности по представлению указанного уведомления. Кроме того, в приложении к уведомлению отсутствовали бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, статистическая отчетность по основным видам деятельности, оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитных организаций.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях банка состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ.
Объективная сторона вменяемого ОАО "Восточный экспресс банк" правонарушения выражается в нарушении установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и срока подачи уведомления о заключенном с ООО "Амурский градъ" соглашении о сотрудничестве.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "Восточный экспресс банк" не приняты достаточные меры по соблюдению правил, установленных антимонопольным законодательством.
Событие административного правонарушения и вина заявителя подтверждаются имеющимися в материалах дела соглашением от 19.09.2007 N 20, уведомлением о соглашении финансовой организации от 03.10.2007, сопроводительным письмом банка с входящим штампом от 06.12.2007, протоколом об административном правонарушении от 15.01.2008 N 34, объяснениями представителя банка по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.
Довод заявителя об отсутствии необходимости уведомления антимонопольного органа о заключенной сделке ввиду того, что она совершена финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности, судом отклоняется, как несостоятельный.
Соглашения, заключаемые финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности, являются исходя из предписаний части 9 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" исключением из правила, предусмотренного указанной нормой.
Обычной хозяйственной деятельностью организации является осуществление сделок, предусмотренных уставом организации, а также направленных на осуществление текущих хозяйственных сделок.
Из содержания соглашения от 19.09.2007 N 20 следует, что его предметом является сотрудничество между ОАО "Восточный экспресс банк" и ООО "Амурский градъ" в сфере ипотечного кредитования, и имеет своей целью привлечение клиентов - физических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" к числу банковских операций, которые кредитная организация вправе осуществлять от своего имени и за свой счет, относится размещение денежных средств физических и юридических лиц, привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок).
Согласно ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В статье 3 Устава ОАО "Восточный экспресс банк" определено, что банк имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады и размещать их от своего имени и за свой счет.
Таким образом, сделки по предоставлению банком финансовых услуг (кредитованию) физическим лицам и являются в рассматриваемом случае непосредственно договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Заключение же с хозяйствующими субъектами соглашений о сотрудничестве в сфере кредитования физических лиц не является сделками, совершенными финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности, поскольку не предусмотрены законом, Уставом банка, и не направлены на осуществление текущих хозяйственных операций.
Довод заявителя о необоснованном неприменении антимонопольным органом положений ст. 2.9 КоАП РФ, предусматривающих освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежит отклонению, как несостоятельный.
Согласно положениям ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Непредставление финансовой организацией в установленный срок уведомления о совершенной сделке в антимонопольный орган препятствует эффективному осуществлению им своих полномочий по контролю за экономической концентрацией на товарном рынке, что представляет собой существенную угрозу охраняемым интересам в сфере антимонопольного регулирования.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В оспариваемом постановлении антимонопольный орган дал оценку всем имеющимся обстоятельствам дела, а, кроме того, обстоятельствам, на которые ссылались представители финансовой организации в своих объяснениях, данных по существу выявленного нарушения.
Амурское УФАС России при квалификации правонарушения исходило из оценки конкретных обстоятельств его совершения, в связи с чем, административный штраф был наложен в минимальном размере, определенном частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности события и вины ОАО "Восточный экспресс банк" во вменяемом ему составе административного правонарушения
Процедура и срок привлечения к административной ответственности административным органом соблюдены.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 АПК РФ, суд
решил :
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 25.01.2008 о наложении на Открытое акционерное общество "Восточный экспресс банк" штрафа по делу об административном правонарушении N 210/2007 в размере 150 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 13 февраля 2008 г. N А04-412/08-5/12
Текст Решения официально опубликован не был