Решение Арбитражного суда Амурской области
от 3 марта 2008 г. N АО4-159/08-7/13
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от истца: Моисеенко Т.М. - дов. от 16.01.2006 г, от ответчика: Телюк А.В. - дов. от 28.12.2007 г. N 10-53/60 в порядке передоверия нотариально заверенная, от Министерства финансов Амурской области: Братковская А.А. - дов. от 15.08.2007 г. N 13-10/501, третьи лица: Управление социальной защиты населения г. Тынды; Министерство финансов Амурской области; МУ Финансовое управление Администрации г. Тынды, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Амурфармация" к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании 5 686 руб. 55 коп,
установил:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО "Амурфармация" к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области с исковым заявлением о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением в декабре 2004 г. льгот гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах" в размере 5 686 руб. 55 коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере 500 руб.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 17.01.2008 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление социальной защиты населения г. Тынды, Министерство финансов Амурской области, МУ Финансовое Управление Администрации г. Тынды.
В обоснование исковых требований истец указывает, что между ОАО "Амурфармация" и управлением социальной защиты населения г. Тынды заключен договор, в соответствии с которым ОАО "Амурфармация" обязалось производить отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения по льготным и бесплатным рецептам согласно ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О ветеранах" гражданам, проживающим в г. Тында.
За период с 01.10.2004 г. по 31.12.2004 г. истцом отпущено лекарственных средств на сумму 29 571 руб. 40 коп., из бюджета органа местного самоуправления возмещено 23 884 руб. 84 коп., в связи с чем, у ОАО "Амурфармация" возникли убытки в размере 5 686 руб. 55 коп.
На основании ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, ФЗ "О ветеранах", Закона "Об областном бюджете на 2004 год" просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации убытки, понесенные в связи с предоставлением в декабре 2004 г. льгот гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах" в размере 5 686 руб. 55 коп., расходы по уплате госпошлины в размере 500 руб.
В заседании 03.03.2008 г. истец на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика в заседании 03.03.2008 г. с иском не согласился, в отзыве на иск просил применить срок исковой давности, кроме того, указал, что финансирование расходов на реализацию мер социальной защиты ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет его собственных средств, а в соответствии с п. 2 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", такие расходы должны учитываться при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Представитель Министерства финансов Амурской области в заседании 03.03.2008 г. и в отзыве на иск указал, что статьей 10 ФЗ "О ветеранах" установлен механизм возмещения расходов для реализации льгот, которые учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение. В 2004 г. целевым назначением средства из федерального бюджета не выделялись. Статьей 40, приложением N 14 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2004 г." предусмотрено выделение средств областного бюджета на реализацию ФЗ "О ветеранах" в размере 381500 тыс. руб., в том числе г. Тынде предусмотрено 26451 тыс. руб., фактически профинансировано 24745 тыс. руб.
Представители Управления социальной защиты населения г. Тынды, МУ Финансового Управления Администрации г. Тынды в заседание 03.03.2008 г. не явились, о времени и месте извещены заказными письмами N 22561, 22563, запрошенные документы, в том числе письменные отзывы, в суд не представили.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил:
1 марта 2004 года между ОАО "Амурфармация" (Продавцом) и Муниципальным учреждением Управлением социальной защиты населения г. Тынды (Покупателем) заключен договор на отпуск и оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения по льготным и бесплатным рецептам за счет средств финансовой поддержки из областного бюджета.
Договор определяет порядок льготного обеспечения групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, за счет средств финансовой поддержки из областного бюджета. Продавец обязуется отпустить населению медпродукцию по льготным рецептам, выписанным врачами Центральной районной больницы, Отделенческой больницы ст. Тында, а Покупатель - произвести оплату отпущенной медпродукции в сроки, предусмотренные настоящим договором (п. 1.1., 1.2. договора).
На момент предъявления иска истцу не возмещены убытки в сумме 5 686 руб. 55 коп. в связи с предоставлением льгот гражданам по ФЗ "О ветеранах" за период декабрь 2004 г.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены счета-фактуры, отчеты об отпуске лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам аптекой N 31 г. Тынды, заверенные руководителем органа социальной защиты населения г. Тында. Возражений по представленным документам от сторон не поступило.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд оценивает предоставленные истцом документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот по оплате лекарственных средств указанной категорий граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, в редакции, действующей в спорный период времени.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действующей в спорный период времени) финансирование льгот ветеранов на обеспечение лекарствами должно производиться за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст.10 указанного закона расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение.
Статьей 40, приложением N 14 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2004 г." предусмотрено выделение средств областного бюджета на реализацию ФЗ "О ветеранах" в размере 381500 тыс. руб., в том числе г. Тында предусмотрено 26451 тыс. руб., фактически профинансировано 24745 тыс. руб.
Судом установлено, что целевым назначением на финансирование льгот ветеранам из федерального бюджета денежные средства бюджету Амурской области в 2004 году не выделялись.
При возложении ответственности по возмещению убытков на Российскую Федерацию суд исходит из того, что согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно Федеральному закону "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с положениями ст. ст. 84 и 86 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей в спорный период времени) исключительно из федерального бюджета и бюджетов РФ финансируются расходы на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемые на другие уровни власти.
В соответствии со ст. 130 БК РФ (в редакции, действующей в спорный период времени) финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитывается раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 г. "О программе бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г." предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Между тем, как установлено, финансирование указанных льгот законом о бюджете Российской Федерацией целевым назначением не предусматривалось. Государственное полномочие по предоставлению указанных видов льгот не передавалось Российской Федерацией Амурской области.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Поскольку Российской Федерацией государственные полномочия по предоставлению указанных льгот субъекту РФ Амурской области не передавались целевым назначением, ответственность за причинение убытков перед истцом несет Российская Федерация в лице Минфина РФ.
По мнению суда, основания для возложения ответственности по возмещению убытков за счет Амурской области или муниципального образования отсутствуют ввиду не выделения средств в бюджеты области или города в достаточном количестве на осуществление переданных на областной или муниципальный уровень власти государственных полномочий.
Согласно ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате лекарственных средств и изделий медицинского назначения по льготным и бесплатным рецептам, не относится к вопросам местного значения.
В силу п.4 ст. 6 указанного закона и ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений.
При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
Довод ответчика о пропуске истцом при подаче искового заявления срока исковой давности необоснован по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ч. 2 ст. 199 ГК РФ).
В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
В силу статьи 12 Бюджетного Кодекса РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В этот последний день согласно пункту 1 статьи 242, пункту 1 статьи 264 БК РФ завершается финансовый год и исполнение федерального бюджета.
Помесячного срока исполнения обязательств по обеспечению финансированием осуществления государственных полномочий со стороны федерального бюджета не имелось.
Исходя из данных положений Бюджетного Кодекса РФ начало течения срока исковой давности по рассматриваемым требованиям должно исчисляться с 1-го января 2005 года, то есть по окончании финансового 2004 года в порядке пункта 1 статьи 200 ГК РФ, и заканчиваться 31.12.2007 г.
Поскольку на момент обращения истца с иском в арбитражный суд 29.12.2007 г. (штемпель почтового органа на конверте) трехгодичный срок исковой давности не истек, то у суда отсутствуют основания для его применения.
На основании изложенного суд находит исковые требования к Министерству финансов РФ о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет средств казны РФ в пользу ОАО "Амурфармация" убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" в размере 5 686 руб. 55 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина в размере 500 руб. относится на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176 АПК РФ, суд
решил :
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Амурфармация" убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах" в декабре 2004 года в размере 5 686 руб. 55 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 500 руб., всего 6 186 руб. 55 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 3 марта 2008 г. N АО4-159/08-7/13
Текст Решения официально опубликован не был