Решение Арбитражного суда Амурской области
от 5 мая 2008 г. N А04-1008/08-11/116
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от истца - Косенков Е.Д. директор, распоряжение N 57-к от 12.07.2004, паспорт 1002 516911; Ненадо М.С. дов. N 31 от 07.04.2008, паспорт 1005 937139, рассмотрев в судебном заседании исковое заявление МУП "Бытсервис" к Министерству финансов Амурской области МУЗ "Октябрьская центральная районная больница", третьи лица: Министерство здравоохранения Амурской области, Финансовый отдел администрации Октябрьского района, о взыскании 75 997, 21 руб.,
установил:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Бытсервис" с исковым заявлением к Министерству финансов Амурской области и муниципальному учреждению здравоохранения "Октябрьская центральная районная больница" о взыскании убытков в сумме 75 997, 21 руб., понесенных в результате предоставления гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, бесплатного топлива согласно Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Министерство здравоохранения Амурской области и Финансовый отдел администрации Октябрьского района.
Исковые требования обоснованы тем, что между истцом и МУЗ "Октябрьская центральная районная больница" заключен договор N 4 от 05.02.2007, в соответствии с которым истец обязался предоставлять медицинским работникам и пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет в качестве медицинского работника, меры социальной поддержки (предоставлять твердое топливо для печного отопления) согласно Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ, а МУЗ "Октябрьская ЦРБ" обязалась возмещать истцу понесенные расходы по предоставлению указанных мер социальной поддержки. Как указывает истец, условия договора были выполнены им в полном объеме. МУЗ "Октябрьская ЦРБ" в свою очередь обязательства по возмещению расходов исполнила ненадлежащим образом, задолженность по состоянию на 01.01.2008 составила 75 997, 21 руб., которую истец просит взыскать на основании ст.ст. 16 и 1069 ГК РФ в качестве убытков с Министерства финансов Амурской области.
В настоящем судебном заседании истец предоставил заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просил взыскать убытки в сумме 75 997, 21 руб. с Министерства финансов Амурской области за счет казны Амурской области.
На основании ст. 49 АПК РФ указанное заявление судом было удовлетворено.
Ответчик Министерство финансов Амурской области своих представителей в заседание не направил. В ранее представленном отзыве указал, что с требованиями истца не согласен. В обоснование возражений ссылается на то, что в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению гражданам мер социальной поддержки на неопределенный срок. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций. Указывает, что в 2007 году Октябрьскому району из областного бюджета была выделена субвенция на оказанием мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 10 788 тыс. руб., при этом сумма фактических затрат в соответствии с отчетом Октябрьского района составила 3 405 тыс. руб.
Ответчик МУЗ "Октябрьская центральная районная больница" своих представителей в заседание не направил, письменный отзыв на иск не представил.
Третье лицо Финансовый отдел администрации Октябрьского района своих представителей в заседание также не направил. К предварительному судебному заседанию представил отзыв, в котором поддержал позицию истца. В частности, указал, что денежных средств, выделенных в 2007 году из областного бюджета Октябрьскому району на оказание мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, оказалось недостаточно для возмещения в полном объеме расходов, связанных с предоставлением льгот. В связи с этим считает, что ответственность за причиненный вред должно нести Министерство финансов Амурской области.
Третье лицо Министерство здравоохранения Амурской области своих представителей в заседание не направило, письменный отзыв на иск не представило.
В связи с тем, что о времени и месте рассмотрения дела ответчики и третьи лица были извещены надлежащим образом, в соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство было проведено в отсутствие их представителей.
Исследовав доводы истца, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
05 февраля 2007 года МУЗ "Октябрьская центральная районная больница" (распорядитель) и МУП "Бытсервис" (исполнитель) был заключен договор N 4, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательство по предоставлению в 2007 году мер социальной поддержки отдельным категориям граждан согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" посредством предоставления твердого топлива для печного отопления, а распорядитель обязался возмещать организации понесенные расходы, связанные с предоставлением твердого топлива. По условиям договора меры социальной поддержки должны были предоставляться медицинским работникам и пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет в качестве медицинского работника, имеющим право на льготы в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий". Список указанных работников был приложен к договору в качестве его неотъемлемой части (приложение N 1). Договором были определены количество подлежащего поставке топлива (692, 5 тонн) и его цена (915 руб. за тонну). Общая сумма договора составила 633 637, 50 руб.
Как следует из материалов дела, в течении 2007 года МУП "Бытсервис" согласно договора N 4 от 05.02.2007 поставило медицинским работникам, указанным в приложенном к договору списке, твердое топливо на общую сумму 310 973, 58 руб.
МУЗ "Октябрьская центральная районная больница" за поставленное топливо перечислило истцу 235 000 руб. (платежные поручения N 397 от 11.10.2007 и N 525 от 27.12.2007).
На день рассмотрения дела сумма задолженности составила 75 997, 21 руб. с учетом сальдо на 01.10.2007 в сумме 23, 63 руб. в пользу МУП "Бытсервис").
Факт поставки топлива, а также наличие и размер задолженности подтверждены представленными в материалы дела счетами-фактурами N 220 от 05.10.2007, N 230 от 12.10.2007, N 241 от 31.10.2007, N 274 от 12.12.2007, N 288 от 14.12.2007, N 298 от 18.12.2007, N 314 от 24.12.2007, N 307 и N 321 от 26.12.2007, N 325 от 27.12.2007, N 331 и N 332 от 28.12.2007 с приложенными к ним заверенными списками граждан, которым были предоставлены льготы, товарно-транспортными накладными, а также актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2008, подписанным со стороны МУЗ "Октябрьская центральная районная больница" без возражений. .
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.
Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Закон Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В подпункте "а" п. 9 и п. 11 ч. 1 статьи 1 Закона N 99-ОЗ определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки. В числе указанных категорий граждан названы врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания (далее-медицинские работники); а также пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных в п. п. 9, 11 части 1 данной статьи, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках). Согласно ст. 4 Закона и приложения N 1 к нему указанным гражданам предоставляется социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе путем 100-процентного снижения размера платы за твердое топливо при печном отоплении.
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных этим законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Пунктом 5 ст. 2 Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-03 установлено, что порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается губернатором области.
Постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 N 702 утвержден Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий согласно п. 2 которого в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 1-6, 12-14, 15 пункта 1 статьи 1 Закона N 99-ОЗ главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов является Финансовый департамент Администрации области.
Судом установлено, что на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2007 году было предусмотрено и выделено из бюджета Амурской области Октябрьскому району 10 788 тыс. руб., в том числе по врачам, провизорам среднего и фармацевтического персонала - 3 902 тыс. руб., при этом сумма фактических затрат предприятий в 2007 году составила 11 140 тыс. руб., из них по медицинским работникам - 3 790 тыс. руб. Полученные денежные средства частично были направлены на погашение кредиторской задолженности, сформировавшейся по состоянию на 01.01.2007 (в сумме 2 084 тыс. руб., из них по медицинским работникам в сумме 663 тыс. руб.). Указанные обстоятельства подтверждаются отчетом об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг по Октябрьскому району. Таким образом, полученные из областного бюджета в 2007 году средства на реализацию Закона N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены.
Из вышеизложенного следует, что фактическая потребность Октябрьского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает размер средств, выделенных из бюджета Амурской области. В связи с этим задолженность МУЗ "Октябрьская центральная районная больница" по оплате выпадающих доходов истца от предоставления гражданам социальной поддержки в виде поставки в 2007 году твердого топлива для печного отопления образовалась в результате недостаточного выделения денежных средств, предусмотренных на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг медицинским работникам.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Октябрьского района денежных средств суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что МУЗ "Октябрьская центральная районная больница" не имела возможности направлять средства на реализацию Закона Амурской области N 99-ОЗ от 05.12.2005 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку денежные средства из областного бюджета в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшие товары (выполнившего работы, оказавшие услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Пунктом 17 названного Пленума установлено также, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Поскольку Финансовому отделу администрации Октябрьского района в 2007 году не были выделены из областного бюджета в достаточном размере средства на реализацию полномочий в части предоставления мер социальной поддержки гражданам согласно Закона N 99-ОЗ от 05.12.2005 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", и МУЗ "Октябрьская центральная районная больница" не имела возможности для исполнения обязательств по возмещению истцу выпадающих доходов по договору N 4 от 05.02.2007, в силу ст.ст. 16, 1069 ГК РФ и ст. 136 БК РФ убытки в сумме 75 997, 21 руб., связанные с предоставлением в 2007 году медицинским работникам мер социальной поддержки в виде поставки на льготных условиях твердого топлива, подлежат возмещению за счет средств казны Амурской области.
В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст. 158 Бюджетного Кодекса).
Согласно Порядку предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельным категориям, утвержденным постановлением Губернатора Амурской области N 702 от 23.12.2005 главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций на реализацию Закона N 99-ОЗ от 05.12.2005 г. является Финансовый департамент администрации области (преобразованный в Министерство финансов Амурской области).
Таким образом, с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области следует взыскать в пользу истца убытки в сумме 75 997, 21 руб.
В иске к МУЗ "Октябрьская центральная районная больница" отказать.
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 779, 91 руб. При обращении в суд истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. На основании ст. 110 АПК РФ государственная пошлина в указанной сумме подлежит взысканию с ответчика Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 180 АПК РФ суд
решил:
Взыскать с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу муниципального унитарного предприятия "Бытсервис" убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки на основании Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за 2007 год в сумме 75 997, 21 руб., в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2 779, 91 руб.
В иске к МУЗ "Октябрьская центральная районная больница" отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 5 мая 2008 г. N А04-1008/08-11/116
Текст Решения официально опубликован не был