Решение Арбитражного суда Амурской области
от 6 мая 2008 г. N А04-1049/08-11/120
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от истца - Стасюков П.Г. дов. N ДЭК-20/101Д от 01.01.2008. от ответчика - Братковская А.А. дов. N 13-01/501 от 15.08.2007, рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" к Министерству финансов Амурской области, третьи лица: Отдел культуры администрации Тындинского района, Финансовое управление администрации Тындинского района, Администрация Тындинского района, о взыскании 2 133,60 руб.,
установил:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (в лице филиала "Амурэнергосбыт") с исковым заявлением к Министерству финансов Амурской области о взыскании с Амурской области за счет средств казны Амурской области убытков в сумме 2 133,60 руб., понесенных в результате предоставления гражданам - работникам культуры льгот по оплате электроэнергии за период с 01.11.2007 по 31.12.2007.
В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Администрация Тындинского района, Отдел культуры администрации Тындинского района, Финансовое управление администрации Тындинского района.
Исковые требования обоснованы тем, что согласно Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" между истцом и Отделом культуры администрации Тындинского района заключен договор N 61-08/07 от 01.07.2007 на оказание услуг по предоставлению льгот за электроэнергию, в соответствии с которым истец обязался предоставлять льготы по оплате за электрическую энергию работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих и работающих в поселках Тындинского района, а Отдел культуры обязался возмещать истцу расходы, возникшие в результате предоставления указанных мер социальной поддержки. Как указывает истец, условия договора были выполнены им в полном объеме. Отдел культуры в свою очередь обязательства по возмещению расходов не исполнил, задолженность составила 2 133,60 руб., которую истец просит взыскать на основании ст.ст. 16, 1069 и 1071 ГК РФ, ст.ст. 84, 86 БК РФ в качестве убытков с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области.
В настоящем судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Ответчик Министерство финансов Амурской области требования истца не признает. В представленном отзыве указывает, что в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению гражданам мер социальной поддержки на неопределенный срок. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций. Указывает, что в 2007 году Тындинскому району из областного бюджета была выделена субвенция в размере 14 200 тыс. руб., кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2008 составляет 11 053,7 тыс. руб.
Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика сослалась также на то, что согласно представленных истцом списков граждан одним из получателей льгот являлась Гошагулина Роза Александровна, занимающая должность кассира. По мнению представителя, указанный работник не имел права на получение мер социальной поддержки, поскольку не относится к руководителям и специалистам учреждений культуры.
Третьи лица Администрация Тындинского района, Отдел культуры администрации Тындинского района, Финансовое управление администрации Тындинского района своих представителей в заседание не направили, письменных отзывов на иск не представили.
В связи с тем, что о времени и месте рассмотрения дела третьи лица были извещены надлежащим образом, в соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство было проведено в отсутствие их представителей.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
01 июля 2007 г. между ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (организация) и Отделом культуры администрации Тындинского района (распорядитель) был заключен договор N 61-08/07 о компенсации в 2007 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий". В соответствии с указанным договором организация предоставляет скидку по оплате электрической энергии, предусмотренную Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ, работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих и работающих в поселках Тындинского района, и ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предъявляет распорядителю счет на компенсацию выпадающих доходов от предоставления указанных мер социальной поддержки с приложением списка граждан, получивших социальную поддержку за отчетный период (п. 2.1.1 и 2.1.3). Согласно п. 2.2.2 договора на распорядителя была возложена обязанность ежемесячно перечислять организации денежные средства на компенсацию выпадающих доходов от предоставления данных мер поддержки.
Как следует из материалов дела, в период с 01.11.2007 по 31.12.2007 ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" согласно договора N 61-08/07 от 01.07.2007 предоставило работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих и работающих в поселках Тындинского района, меры социальной поддержки по оплате электрической энергии в порядке и по нормам, установленным постановлением Губернатора Амурской области N 702 от 23.12.2005 на сумму 2 133,60 руб.
Оплата Отделом культуры администрации Тындинского района не произведена.
На день рассмотрения дела в суде сумма задолженности составила 2 133, 60 руб.
Наличие и размер задолженности подтверждены представленными в материалы дела счетами N ТУОО002764-0423 от 30.11.2007 и N ТУОО003095-0423 от 31.12.2007 (с приложением списков граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки), а также актом сверки взаиморасчетов N ТУОО423 от 31.12.2007, подписанным со стороны Отдела культуры без возражений.
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиком не оспорены.
Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Закон Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В подпункте "г" п. 9 и п. 11 ч. 1 статьи 1 Закона N 99-ОЗ определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки. В числе указанных категорий граждан названы специалисты государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) - руководители и специалисты учреждений культуры и проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей, находящиеся на иждивении, а также пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в данных учреждениях, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках). Согласно ст. 4 Закона и приложения N 1 к нему указанным гражданам предоставляется социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе 100-процентное снижение размера платы за отопление и электроснабжение.
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных этим законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Пунктом 5 ст. 2 Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-03 установлено, что порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается губернатором области.
Постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 N 702 утвержден Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий согласно п. 2 которого в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 1-6, 12-14, 15 пункта 1 статьи 1 Закона N 99-ОЗ главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов является Финансовый департамент Администрации области.
Судом установлено, что на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2007 году было предусмотрено и выделено из бюджета Амурской области Тындинскому району 14 200 тыс. руб., в том числе по руководителям и специалистам учреждений культуры - 342 тыс. руб., при этом сумма фактических затрат предприятий в 2007 году составила 21 214 тыс. руб., из них по работникам культуры - 1 151,3 тыс. руб. Полученные денежные средства частично были направлены на погашение кредиторской задолженности, сформировавшейся по состоянию на 01.01.2007 (в сумме 8 063, 3 тыс. руб., из них по работникам культуры в сумме 76,7 тыс. руб.). Указанные обстоятельства подтверждаются отчетом об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг по Тындинскому району.
Таким образом, полученные из областного бюджета в 2007 году средства на реализацию Закона N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены.
Из вышеизложенного следует, что фактическая потребность Тындинского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает размер средств, выделенных из бюджета Амурской области. В связи с этим задолженность Отдела культуры администрации Тындинского района по оплате выпадающих доходов истца от предоставления работникам культуры мер социальной поддержки по оплате электроэнергии образовалась в результате недостаточного выделения денежных средств из областного бюджета.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Тындинского района денежных средств суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Отдел культуры администрации Тындинского района не имел возможности направлять средства на реализацию Закона Амурской области N 99-ОЗ от 05.12.2005 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку денежные средства из областного бюджета в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, оказалось недостаточно.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшие товары (выполнившего работы, оказавшие услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Пунктом 17 названного постановления Пленума установлено также, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Поскольку Тындинскому району в 2007 году не были выделены из областного бюджета в достаточном размере средства на реализацию полномочий в части предоставления мер социальной поддержки гражданам согласно Закона N 99-ОЗ от 05.12.2005 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", и Отдел культуры администрации Тындинского района не имел возможности для исполнения обязательств по возмещению истцу выпадающих доходов по договору N 61-08/07 от 01.07.2007, в силу ст. ст. 16, 1069 ГК РФ и ст. 136 БК РФ убытки в сумме 2 133, 60 руб., связанные с предоставлением в 2007 году работникам культуры льгот по оплате электроэнергии, подлежат возмещению за счет средств казны Амурской области.
В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно Порядку предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельным категориям, утвержденным постановлением Губернатора Амурской области N 702 от 23.12.2005 главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций на реализацию Закона N 99-ОЗ от 05.12.2005 г. является Финансовый департамент администрации области (преобразованный в Министерство финансов Амурской области).
Таким образом, с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу истца следует взыскать убытки в сумме 2 133, 60 руб.
Ссылки ответчика на необоснованное предъявление ко взысканию убытков, связанных с предоставлением льгот Гошагулиной Розе Александровне, работающей кассиром, судом оценены и признаны несостоятельными.
Как указано выше, право на получение социальной поддержки предоставлено руководителям и специалистам учреждений культуры и проживающим с ними нетрудоспособным членам их семей, находящиеся на иждивении (подпункт "г" п. 9 ч. 1 статьи 1 Закона от 05.12.2005 N 99-ОЗ). Согласно ч. 2 ст. 1 этого Закона перечень указанных руководителей и специалистов утверждается постановлением губернатора области.
Постановлением Губернатора Амурской области от 09.03.2006 N 99 утвержден Перечень должностей руководителей и специалистов государственных и муниципальных учреждений культуры, финансируемых за счет средств областного и местного бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), имеющих право на социальную поддержку по оплате жилья и коммунальных услуг. В соответствии с указанным перечнем к специалистам учреждений культуры, имеющим право на социальную поддержку, отнесены экономисты различных специальностей и наименований.
Поскольку Гошагулина Роза Александровна занимает должность кассира и, следовательно, относится к категории экономистов, в силу приведенных положений Закона N 99-ОЗ и постановления Губернатора области от 09.03.2006 N 99 она имеет право на получение социальной поддержки по оплате электроэнергии.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 500 руб. На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 180 АПК РФ суд
решил:
Взыскать с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки на основании Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за период с 01.11.2007 по 31.12.2007 в размере 2 133, 60 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 500 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 6 мая 2008 г. N А04-1049/08-11/120
Текст Решения официально опубликован не был