Решение Арбитражного суда Амурской области
от 30 апреля 2008 г. N А04-1051/08-12/77
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от истца: Каландия Д.И.. - дов. N ДЭК-20/744 Д от 14.02.2008, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" к министерству финансов Амурской области, третьи лица: муниципальное учреждение здравоохранения "Дугдинская амбулатория", Финансовое управление администрации Зейского района, о взыскании 3 719 руб. 88 коп.,
установил:
В соответствии со ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме откладывалось до 30.04.2008 г.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" с исковым заявлением к министерству финансов Амурской области о взыскании убытков в сумме 3 719 руб. 88 коп. за период с 01.08.2007 г. по 31.12.2007 г., образовавшихся в связи с предоставлением мер социальной поддержки медицинским работникам по договору N 40-08/07 от 05.09.2007 г. "О компенсации в 2007 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
В обоснование заявленных требований истец указал, что льготы были предоставлены гражданам согласно списку. По состоянию на 01.01.2008 г. образовалась задолженность в указанной сумме. Поскольку финансирование льгот относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящим иском к министерству финансов Амурской области, как главному распорядителю бюджетных средств.
Определением суда от 13.03.2008 г. на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: муниципальное учреждение здравоохранения "Дугдинская амбулатория", финансовое управление администрации Зейского района.
В судебном заседании 29.04.08 представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В суд от минфина Амурской области поступил отзыв на иск, в котором ответчик с иском не согласен, указал, что в 2007 г. субвенция выделяемая из областного бюджета на оказание мер поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг Зейскому району передана в размере 14249, 9 тыс. руб., задолженность на конец отчетного периода составила 5920,5 тыс. руб.
В арбитражный суд от финуправления администрации Зейского района поступил отзыв на иск, согласно которому Зейскому району в 2007 г. на реализацию мер социальной поддержке отдельных категорий граждан предусмотрена субвенция в размере 14 258 000 руб. Из областного бюджета субвенция в указанном размере поступила полностью, которая направлена финуправлением Зейского района бюджетным учреждениям. По состоянию на 01.01.2007 г. задолженность бюджетных учреждений Зейского района по льготам перед предприятиями района составила 4 633 000 руб. Из общей суммы субвенции на погашение кредиторской задолженности направлено 4 633 000 руб., на текущие расходы 2007 года направлено 9 625 000 руб. Фактические расходы в 2007 г. составили 15 208 945,13 руб., задолженность по состоянию на 01.01.2008 составила 5 583 945,13 руб.
Финансовое управление администрации Зейского района считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет средств бюджета Амурской области.
В арбитражный суд от МУЗ "Дугдинская амбулатория" поступил отзыв на иск, согласно которому оплата услуг истца производится по мере поступления денежных средств из областного бюджета.
Дело рассматривается судом в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд установил:
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт", на основании договора N 40-08/07 от 05.09.2007 о компенсации в 2007 г. выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", заключенного с Муниципальной врачебной лабораторией села Дугда, предоставило медицинским работникам лаборатории, проживающим в селе Дугда, социальную поддержку по оплате электрической энергии в порядке и по нормам, установленным постановлением Губернатора Амурской области N 702 от 23.12.2005.
По состоянию на 01.01.2008 г. истцу не возмещены убытки, понесенные в результате предоставления гражданам социальной поддержки в сумме 3 719 руб. 88 коп. за период с 01.08.2007 г. по 31.12.2007 г.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены счета N ТУОО001096-0425 от 31.08.2007; N ТУОО001599-0425 от 03.10.2007; N ТУОО002134-0425 от 31.10.2007; N ТУОО002748 от 30.11.2007; ТУОО003176-0425 от 31.12.2007; списки работников лаборатории, заверенные Дугдинской лабораторией, акт сверки N ТУОО425 от 14.02.2008 г., подписанный руководителями истца и Дугдинской лаборатории без возражений.
Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиками не оспариваются.
Суд в соответствии со ст. 71 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Закон Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту Закон N 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате электрической энергии отдельным категориям граждан.
Согласно ст. 1 Закона Амурской области от 05.12.05 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее - Закон N 99-ОЗ) врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания (далее - медицинские работники) имеют право на социальную поддержку. Согласно Приложению N 1 к указанному закону данная категория граждан пользуется льготой по уменьшению платы за электроснабжение в размере 100% (в пределах утвержденных нормативов потребления).
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Согласно Закону Амурской области "О внесении изменений в Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" N 420-ОЗ от 13.11.2007 г. Амурской областью на оказание социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилья и коммунальных услуг Зейского района было предусмотрено выделение муниципальному образованию Зейскому району субвенции в размере 14 258 тыс. руб.
Согласно отчету об использовании субвенций выделенных из областного бюджета на оказание социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг работникам, проживающим в Зейском районе по состоянию на 01.01.2008, Зейскому району из областного бюджета в 2007 году фактически выделено средств на оказание мер социальной поддержки в размере 14 258 тыс. руб., том числе врачам, провизорам, среднему и фармацевтическому персоналу в размере 2 722 155,76 руб. Между тем, фактические потребности Зейского района на указанные цели превысили, выделенные из областного бюджета средства и составили 15 208 945,13 руб., в том числе, на предоставление льгот медицинским работникам в сумме 3 246 971,23 руб.
Кроме того, кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.07 г. по мерам социальной поддержки медицинским работникам составляла 412 895,95 тыс. руб., на 01.01.08 - 937 711,42 руб. Сумма задолженности на 01.01.08 в целом по Зейскому району составила 5 583 945,13 руб.
Полученные из областного бюджета в 2007 г. средства на реализацию Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены, что отражено в Расшифровке расходов за счет субвенции на оказание мер социальной поддержки специалистам, проживающим и работающим в сельской местности по оплате жилья и коммунальных услуг за 2007 г. по Зейскому району.
Из изложенного следует, что фактическая потребность Дугдинской лаборатории в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Зейского района денежных средств в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ни Дугдинская лаборатория, ни Финансовое управление администрации Зейского района в 2007 г. не имели возможности направлять средства на реализацию Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку средства на реализацию указанного закона из областного бюджета в 2007 г. в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации бюджетными учреждениями договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку Зейскому району, в 2007 г. в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закону N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в 2007 г. медицинским работникам льгот по оплате электроэнергии, должна нести Амурская область в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в силу ст. ст. 85, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области следует взыскать убытки за период за период с 01.08.2007 по 31.12.2007 в сумме 3 719 руб. 88 коп.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина по иску составляет 500 руб.
При подаче иска истцом была уплачена государственная пошлина в указанном размере, что подтверждается платежным поручением N 957 от 01.02.2008 г.
В соответствии со ст. 110 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу истца следует взыскать расходы по уплате госпошлины в указанном размере.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот медицинским работникам по Закону Амурской области N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за период с 01.08.2007 по 31.12.2007 в сумме 3 719 руб. 88 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 500 руб., всего 4 219 руб. 88 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 30 апреля 2008 г. N А04-1051/08-12/77
Текст Решения официально опубликован не был