Решение Арбитражного суда Амурской области
от 25 марта 2008 г. N А04-1064/08-3/58
Арбитражный суд Амурской области, при участии в судебном заседании: от заявителя - Белошапкина И.Ю. по доверенности от 01.01.2008 г., паспорт 10 07 N 081878 выдан 22.02.2008г. МО УФМС России по Амурской области в г. Белогорске; от ответчика - Яшина Г.И. по доверенности от 20.02.2008 г. удостоверение N 095 от 27.11.2006 г.; Шибакова И.Ю. по доверенности от 20.08.2007 г. N 16, удостоверение N 164, рассмотрев в судебном заседании заявление ООО "Белогорские коммунальные сети" к Территориальному отделу в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2008 г. N 19 по делу об административном правонарушении,
установил:
Резолютивная часть решения оглашена 24 марта 2008 г.
На основании ст. 176 АПК РФ, изготовление решения в полном объеме отложено на 25 марта 2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Белогорские коммунальные системы" (далее - ООО "БКС") обратилось в арбитражный суд Амурской области с заявлением к Территориальному отделу в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2008 г. N 19 о назначении административного штрафа по статье 6.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей.
Заявитель на требованиях указанных в заявлении настаивал. Считает, что у общества отсутствует вина в совершении правонарушения, так как общество является арендатором. Собственником котельной в с. Никольское является Администрация Никольского сельсовета, котельной в с. Томичи является Администрация Томичевского сельсовета, ответственность по данному административному правонарушению должны нести соответствующие органы местного самоуправления.
29.01.2008 г. общество заключило договор N 97/39 с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской области" в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах о проведении заборов проб атмосферного воздуха. Согласно договора ФГУЗ обязан проводить производственный контроль за качеством атмосферного воздуха. Просил постановление по делу об административном правонарушении от 27.02.2008 г. N 19 отменить.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен. Указал, что согласно п. 2.2.11 Договора аренды недвижимого имущества от 01.07.2007 г. и договора аренды недвижимого имущества от 12.12.2007 г. арендатор обязан соблюдать технические, санитарные и иные требования, предъявляемые к пользованию имуществом, эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами эксплуатации.
Согласно пункта 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных пунктов", юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны соблюдать санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. В данном случае юридическим лицом является ООО "Белогорские коммунальные сети", которое использует и эксплуатирует котельные в с. Никольское и с. Томичи.
Невозможно установить соответствуют или нет допустимые концентрации загрязняющих веществ на проверяемых объектах, так как не представлено ни одного акта с результатами проверок. Договор ООО "БКС" с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской области" в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах заключило 29 января 2008 года, то есть после проведенной плановой проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области.
Таким образом, общество нарушило пункт 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных пунктов", то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела судом установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Белогорские коммунальные системы" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 3 по Амурской области 18.01.2007 г. за основным государственным регистрационным номером 1072804000060.
На основании распоряжения от 16.01.2008 N 31 проведена плановая проверка по контролю выполнения санитарного законодательства в отношении ООО "Белогорские коммунальные системы" с. Никольское, пер. Школьный, 4.
По результатам проведения мероприятий по контролю составлен акт от 05.02.2008 года.
Должностным лицом Роспотребнадзора составлен протокол N 17 от 05.02.2008 г. в присутствии директора ООО "БКС". В протоколе указано, что 21.01.2008 г. с 13 час. 00 мин. до 15 час. 20 мин. в ООО "Белогорские коммунальные сети"" расположенном по адресу: Амурская область, с. Никольское, переулок Школьный, 4, при эксплуатации котельных, расположенных в с. Никольское и с. Томичи Белогорского района Амурской области нарушаются санитарные правила:
- не организован производственный контроль (не представлены результаты лабораторных исследований) за качеством атмосферного воздуха населенных мест в селе Томичи, в селе Никольское Белогорского района в зоне влияния выбросов котельной СПТУ с. Томичи, котельной Базы с. Томичи, котельной села Никольское, что является нарушением п. 4.1.1. СанПин 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", ст. 11, п. 4 ст. 20, п. 1, 2 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
27.02.2008 г. главный государственный санитарный врач Территориального отдела в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области Морозова А.В. вынесла постановление N 19 по делу об административном правонарушении в соответствии с которым ООО "Белогорские коммунальные сети" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
На основании ст. 20 Федерального закона органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Согласно ст. 32 Закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде предупреждение# или наложение# административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт нарушения пункта 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" установлен судом, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается. В действиях заявителя имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что ООО "БКС" не является субъектом ответственности и отсутствует его вина в совершении правонарушения, судом отклонен в связи со следующим.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно п. 4.1.1. СанПин 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
Исходя из смысла нормы, юридические лица, имеющие источники выбросов, обязаны обеспечить проведение лабораторных испытаний вне зависимости от того, на каком праве они владеют источниками выбросов - на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и другое. Определяющим является то обстоятельство, что выбросы производятся в результате деятельности этой организации, по использованию таких источников.
Эксплуатацию котельных в с. Никольское и с. Томичи, согласно договоров аренды муниципального имущества от 01.07.2007 г. и от 12.12.2007 г., осуществляет ООО "Белогорские коммунальные системы", следовательно, на общество возложена обязанность по соблюдению требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом исследован договор N 97/39 заключенный ООО "БКС" с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской области" в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах.
Судом установил#, что в договоре отсутствует дата составления договора, указан только год, не определена стоимость работы, прейскурант цен отсутствует.
В предмете данного договора указано, что "Заказчик" ООО "БКС" поручает, а "Заказчику" ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Амурской области" в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах принимает обязательства по выполнению лабораторных исследований и испытаний согласно прилагаемому перечню.
В приложении к договору имеется график доставки проб по производственному лабораторному контролю ООО "БСК", котельных по Белогорскому району. Из которого следует, что отбор проб осуществляется 1 раз в год, где именно, на каких котельных не указано.
В графике имеется отметка со стороны исполнителя о том, что он подписан 29.01.2008 г., проверка была начата 21.01.2008 г.
Данный договор не может являться доказательством того, что обществом организован контроль, проводятся исследования проб атмосферного воздуха в населенных пунктах в с. Томичи и с.Никольское.
Таким образом, у административного органа имелись законные основания для привлечения ООО "Белогорские коммунальные сети" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ, порядок привлечения к административной ответственности судом проверен, нарушений не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
ООО "Белогорские коммунальные сети" правомерно привлечено к административной ответственности, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области от 27.02.2008 года N 19, принятого в г. Белогорске по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Белогорские коммунальные сети", зарегистрированного Межрайонной ИФНС России N 3 по Амурской области 18.01.2007 г., находящегося по адресу: с. Никольское Белогорского района Амурской области, пер. Школьный, 4 о назначении административного взыскания по статье 6.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей отказать
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) в десятидневный срок через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 25 марта 2008 г. N А04-1064/08-3/58
Текст Решения официально опубликован не был