Решение Арбитражного суда Амурской области
от 8 мая 2008 г. N А04-1081/08-11/126
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2008 г. N 06АП-2012/2008-А04 настоящее решение оставлено без изменений
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от истца - Манчак П.Н.по дов. от 01.01.2008 N ДЭК-20/92Д, паспорт 10 03 731199, от Министерства финансов РФ - Телюк А.В. по дов. от 28.12.2007 N 10-53/60, удост. 28 N 0155, от Минфин Амурской области - Братковская А.А. по дов. N 13-19/501 от 15.08.2007 г., сроком на 1 год, рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, третьи лица: МУ Финансовый отдел администрации Бурейского района, МОУ "Бурейская средняя общеобразовательная школа N 4", о взыскании 74940,85 руб.,
установил:
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области о взыскании понесенных в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электрической энергии на основании Закона Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" в сумме 74940,85 руб. за 2007 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, МУ Финансовый отдел администрации Бурейского района, МОУ "Бурейская средняя общеобразовательная школа N 4".
Определением от 10.04.2008 в соответствии со ст. 46 АПК РФ судом к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации.
Исковые требования обоснованы тем, что между истцом и ответчиком - МОУ "Бурейская средняя общеобразовательная школа N 4" заключен договор от 05.07.2006 N 214-20/06 "О возмещении в 2006 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" в соответствии с условиями которого истец предоставил скидку по оплате электроэнергии педагогическим работникам МОУ "Бурейская средняя общеобразовательная школа N 4".
За период с 01.01.2007 по 31.12.2007 задолженность МОУ "Бурейская средняя общеобразовательная школа N 4" по указанному договору составила 79940,85 руб., которую истец просит взыскать на основании ст.ст. 16, 1069 ГК РФ в качестве убытков.
Истец в судебном заседании на требованиях настаивал в полном объеме, просил взыскать убытки с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Ответчик министерство финансов Амурской области иск не признал, представил письменный отзыв, в котором указал, что расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей должны быть возложены на публично-правое образование - Российскую Федерацию, так как органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством.
Российской Федерацией не передавались средства в 2006, 2007 году на реализацию льгот граждан вышеназванной категории.
В 2007 году на реализацию льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности в соответствии с отчетом Бурейского района из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 22636 тыс. руб., задолженность на 01.01.2008 г. составляет 8239 тыс. руб.
Ответчик Министерство финансов РФ исковые требования не признал, указал, что в соответствии со ст. 55 Закона "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Пунктом 5 этой статьи предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из Законов Амурской области от 31.01.2005 г. N 427-03 "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Указанные законы субъекта Российской Федерации устанавливают размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Предоставление социальной поддержки педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации в силу подпункта 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Учитывая, что убытки взыскиваются за 2007 год, то есть когда меры социальной поддержки гражданам, проживающим в сельской местности, должны обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отсутствуют правовые основания для взыскания убытков в пользу ОАО "ДЭК" с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Третьи лица - МУ Финансовый отдел администрации Бурейского района, МОУ "Бурейская средняя общеобразовательная школа N 4" извещенные судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом не явились, Школа представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в настоящем судебном заседании в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. N 959-О-О Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что переход от предоставления педагогическим работникам натуральных льгот в жилищно-коммунальной сфере к предоставлению субсидий (компенсаций) и принимаемые субъектами Российской Федерации в порядке реализации положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ соответствующие правовые нормы не должны влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа), а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
Отношения, отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации, по предоставлению органами государственной власти Амурской области социальной поддержки гражданам отдельных категорий, являющимся жителями области, урегулированы Законом Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Как предусмотрено п. 10 ч. 1 ст. 1 этого Закона одной из категорий граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, являются педагогические и руководящие работники (специалисты) государственных и муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках). Согласно ст. 4 Закона указанным гражданам предоставляется социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Аналогичные положения предусмотрены также Законом Амурской области от 31.01.2005 г. N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг".
Между ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (Организация) и Муниципальное общеобразовательное учреждение "Бурейская средняя общеобразовательная школа N 4" (Учреждение) был заключен договор от 05.07.2006 г. N 214-20/06 "О возмещении в 2006 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее - договор), согласно которому Организация обязалась предоставлять льготу по оплате за электрическую энергию, согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" N 99-ОЗ от 05.12.2005 года работникам согласно спискам, предоставленным Абонентом. Пунктом 2.1.3. договора предусмотрено, что Организация ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предъявляет Учреждению счет на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки с приложением списка граждан, получивших социальную поддержку за отчетный период.
Согласно п. 2.2.2. договора Учреждение в соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 23.12.2005 г N 702 "Об утверждении порядков предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки и предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций на их реализацию", ежемесячно, по мере поступления средств из областного бюджета, перечисляет Организации денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки, на основании документов, указанных в п. 2.1.3. договора.
Как следует из материалов дела, в период с 01.10.2007 по 31.12.2007 ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" согласно договору от 05.07.2006 г. N 214-20/06 предоставило педагогическим работникам, проживающих в Бурейском районе Амурской области, меры социальной поддержки по оплате электрической энергии в порядке и по нормам, установленным постановлением Губернатора Амурской области N 702 от 23.12.2005 г. на сумму 74940,85 руб.
Оплата МОУ "Бурейская СОШ N 4" не произведена.
На день рассмотрения дела в суде сумма задолженности составила 74940,85 руб.
Наличие и размер задолженности подтверждены представленными в материалы дела счетам N РАОО029480-1561 от 24.12.2007 г. на сумму 74940,85 руб. с приложенным к нему списками граждан - получателей льгот, актом сверки взаиморасчетов от 03.01.2008 г., подписанным школой без возражений.
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Статьей 2 ФЗ N 52-ФЗ от 06.05.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Судом установлено, что на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан было предусмотрено и выделено из бюджета Амурской области Бурейскому району: в 2007 году - 22636 тыс. руб., в том числе по педагогическим работникам - 14768,5 тыс. руб., при этом сумма фактических затрат составила - 25246,9 тыс. руб., из них по педагогическим работникам - 16736,9 тыс. руб., задолженность на конец отчетного периода составила - 8239,8 тыс. руб., из них по педагогическим работникам - 5585,3 тыс. руб., что подтверждено отчетом об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг по Бурейскому району за декабрь 2007 года.
Доказательств тому, что в доход бюджета Амурской области из федерального бюджета поступили средства в объеме, обеспечивающем фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления льгот спорной категории граждан, не представлено. Доказательства нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета также отсутствуют.
Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств и согласно п. 2 ст. 49 ФЗ от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в такой мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Министерство финансов РФ не представило доказательств тому, что обеспечило Амурскую область финансовыми средствами для реализации ФЗ "Об образовании".
Таким образом, суд приходит к выводу, что Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области не имела возможности направлять средства на реализацию Закона РФ "Об образовании", поскольку средства на реализацию этого закона из федерального бюджета Амурской области не передавались. Средств, предусмотренных в бюджете Амурской области на 2007 г. и переданных бюджету Бурейскому района, было недостаточно для реализации в полном объеме положений указанного закона.
В соответствии с п.п. 16 и 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, устанавливающих льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были представлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьями 16 и 1069 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской, Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации за счет соответственно казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу расходов в сумме 74940,85 руб., связанных с предоставлением за 2007 год льгот педагогическим работникам, проживающим в Бурейском районе, должна нести Российская Федерация в лице министерства финансов РФ.
В иске к министерству финансов Амурской области, следует отказать.
Размер госпошлины по настоящему иску составляет 2748,23 руб.
При обращении в суд истцом по платежному поручению N 2270 от 22.02.2008 была уплачена государственная пошлина в сумме 2748,23 руб.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика Российскую Федерацию в лице министерства финансов РФ в сумме 2748,23 руб.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 180 АПК РФ суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки в виде льгот по оплате энергии за 2007 год в сумме 74940,85 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 2748,23 руб.
В иске к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 8 мая 2008 г. N А04-1081/08-11/126
Текст Решения официально опубликован не был
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2008 г. N 06АП-2012/2008-А04 настоящее решение оставлено без изменений