Решение Арбитражного суда Амурской области
от 25 апреля 2008 г. N А04-1818/08-5/95
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя: Самойлик Н.А., глава Администрации Родионовского сельсовета, паспорт 1002 N 348879 выдан ОВД Бурейского района 18.06.2002, распоряжение от 04.03.2008 N 2, рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации Родионовского сельсовета к Отделению государственного пожарного надзора по Бурейскому району ГУ МЧС России по Амурской области об оспаривании решения административного органа,
установил:
Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2008, решение в полном объеме изготовлено 25.04.2008.
В Арбитражный суд Амурской области из Бурейского районного суда 14.04.2008 передано на рассмотрение по подведомственности заявление Администрации Родионовского сельсовета к Отделению ГПН по Бурейскому району ГУ МЧС России по Амурской области о признании постановления от 20.03.2008 N 65 о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу незаконным.
Определением Арбитражного суда Амурской области о принятии заявления, возбуждении производства по делу и назначении дела к судебному разбирательству от 15.04.2008 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению на 24.04.2008 на 10 час. 00 мин.
Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивал. Указал, что 17 марта 2008 инспектором ГПН была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах с. Родионовка и с. Семеновка. Пояснил, что пожарный автомобиль ГАЗ-66 арендуется администрацией у СПК "Родионовское", согласно договору администрацией сельсовета производится только оплата труда водителя и приобретение ГСМ. Указал, что на территории с. Родионовка минерализованные полосы были произведены, выполнение работы оплачено. Пояснил, что около одного дома не была убрана территория от сгораемого мусора и сухой травы. Инструктаж и обучение с населением проводится ежегодно. Нормативные правовые акты по обеспечению мер по противопожарной безопасности имеются, и они были проверены инспектором ГПН. Указал, что имелись смягчающие вину обстоятельства, которые не были учтены административным органом при назначении наказания. Указал, что постановление вынесено 20.03.2008, а рассмотрение материалов административного производства состоялось 21.03.2008. Просил признать постановление от 21.03.2008 N 65 незаконным и изменить его в части, касающейся назначенного наказания, избрав в качестве нового наказания предупреждение.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.
Судом ходатайство удовлетворено.
Суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 156, 210 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
В представленном к судебному заседанию отзыве ответчик указал, что в процессе проведенной плановой проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности и к юридическому лицу применена минимальная санкция штрафа. Считает, что указанное правонарушение не может считаться малозначительным. Указал, что на момент рассмотрения административного дела документов о разграничении ответственности за содержание автомобиля в боевой готовности представлено не было, до настоящего времени машина находится в неисправном состоянии; документов об организации обучения населения мерам пожарной безопасности, утверждения перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов, о мерах по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах сельского хозяйства и предупреждению гибели людей от пожаров на момент составления и рассмотрения административного дела заявителем представлено не было. Факт указания в постановлении N 65 даты 20.03.2008 является технической ошибкой (опиской), представитель юридического лица Самойлик Н.А. на рассмотрение протокола явилась согласно дате рассмотрения 21.03.2008. Просил постановление о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности оставить без изменения, а заявление без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Администрация Родионовского сельсовета зарегистрирована Межрайонной ИМНС России N 2 по Амурской области 31.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022800874910, ИНН 2813002576.
Государственным инспектором Бурейского района по пожарному надзору 17.03.2008 в присутствии главы администрации Родионовского сельсовета Самойлик Н.А., проведена плановая проверка по контролю соблюдения (выполнения) требований пожарной безопасности на объекте: населенные пункты с.Родионовка, с.Семеновка, расположенные: Амурская область, Бурейский район.
При проведении проверки выявлены нарушения требований норм пожарной безопасности. Нарушения отражены в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 17.03.2008 N 61. В целях устранения выявленных при проверке нарушений требований пожарной безопасности административным органом вынесено предписание от 17.03.2008 N 37.
По факту совершенного правонарушения должностным лицом административного органа в присутствии главы администрации Родионовского сельсовета Самойлик Н.А. составлен протокол об административном правонарушении от 17.03.2008 N 76, действия юридического лица квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе имеется указание на дату и время рассмотрения административного дела - 21.03.2008 в 9-00. Протокол подписан Самойлик Н.А.
В протоколе об административном правонарушении установлены следующие нарушения требований норм пожарной безопасности: отсутствуют минерализованные, противопожарные полосы, разделяющие с. Семеновка и с. Родионовка от лесных массивов (п. 112 ППБ-01-03); территория населенных пунктов не очищена от сгораемого мусора и сухой травы (п. 21 ППБ-01-03); пожарный автомобиль не заправлен огнезащитным веществом - водой (п. 106 ППБ-01-03); отсутствуют нормативно-правовые акты: об организации обучения населения мерам пожарной безопасности; об утверждении перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов; о мерах о предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах сельского хозяйства и предупреждению гибели людей от пожаров (Федеральный закон N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федеральный закон N 69 "О пожарной безопасности").
Постановлением от 20.03.2008 N 65 администрация Родионовского сельсовета привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10000 рублей. Постановление составлено в присутствии главы администрации, что подтверждается его подписью.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Оспариваемое постановление получено заявителем 21.03.2008, обжаловано в Бурейский районный суд 29.03.2008.
Оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу о несостоятельности требований заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1 указанного закона пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона N 69-ФЗ муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона N 69-ФЗ противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно статье 38 указанного выше закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, предписано, что настоящие правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 112 Правил определено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
В соответствии с пунктом 21 Правил территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
Согласно пункту 106 Правил пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.
Пунктом 11 Правил определено, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;
создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;
организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;
обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Согласно пункту 9 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения относится: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Как следует из материалов дела, заявителем не в полной мере выполнены требования Федерального закона "О пожарной безопасности", Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
Нарушение пункта 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) подтверждается материалами дела, в которых отражено, что территория населенного пункта на очищена от сгораемого мусора и сухой травы, кроме того, не опровергается заявителем, который в судебном заседании пояснил, что, действительно, территория около одного из домов не была убрана от мусора и травы.
Отделением пожарного надзора при проверке установлено также нарушение п. 106 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), а именно пожарный автомобиль не заправлен огнезащитным веществом - водой. Данное нарушение подтверждается материалами дела.
Администрацией Родионовского сельсовета (Арендатор) заключен договор аренды от 01.01.2006 с СПК "Родионовский" (Арендодатель) о предоставлении в аренду пожарной машины, по условиям которого арендодатель предоставляет в аренду пожарную машину ГАЗ-66, обеспечивает теплую стоянку, содержит данную машину в исправном состоянии, а арендатор берет в аренду машину, обеспечивает ее ГСМ, оплату труда водителю. В судебное заседание заявителем представлен аналогичный договор от 08.01.2008.
Таким образом, заявителем арендована пожарная машина в целях обеспечения пожарной безопасности населенного пункта, однако, проверкой установлено, что автомобиль не заправлен огнезащитным веществом - водой, следовательно, не пригоден для тушения пожара, что является нарушением Правил пожарной безопасности.
Ссылка заявителя на ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и довод о том, что автомобиль не находится в собственности муниципального образования, арендован, поэтому арендатор не должен обеспечивать автомобиль водой, судом не принимаются.
Статья 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" определяет перечень имущества, которое может находится в собственности поселений, в частности, в собственности поселений могут находиться объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров.
Вместе с тем, именно органы местного самоуправления обязаны принять все меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. С указанной целью администрацией и были заключены договоры аренды пожарной машины. Следовательно, администрация должна обеспечить готовность машины к действию при возникновении пожарной ситуации.
Заявителем в материалы дела представлены постановления Главы Администрации Родионовского сельсовета от 11.03.2008 N 9 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности на объектах и населенных пунктах по Родиновскому сельсовету в 2008 году", от 14.03.2008 N 11 "Об утверждении перечня первичных средств пожаротушения индивидуальных жилых домов", от 14.03.2008 N 12 "Об организации противопожарной пропаганды на территории Родионовского сельсовета", а также инструктаж населения села Родионовки по пожарной безопасности (основные требования пожарной безопасности) с подписями жителей села.
Однако, актом проверки, протоколом об административном правонарушении и оспариваемым постановлением подтверждается факт отсутствия приведенных актов в момент проверки, что является нарушением Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О пожарной безопасности".
Вместе с тем, факт отсутствия минерализованной полосы, разделяющей с. Родионовка и с. Семеновка на момент проверки не подтверждается.
Отделение государственного пожарного надзора в данной части ссылается на объяснение главы администрации Родионовского сельсовета, зафиксированном в протоколе об административном правонарушении от 17.03.208 N 76, из которого следует, что минерализованные полосы, разделяющие с. Родионовка и с. Семеновка не были произведены в осенний период по причине несвоевременного поступления денежных средств.
В судебном заседании глава Администрации Родионовского сельсовета указала, что дала такое объяснение по причине незнания, поскольку на момент проверки только вступила в должность.
В материалы дела представлены договор от 04.10.2007 N 5 об опашке населенных пунктов от пожаров, заключенный Администрацией Родионовского сельсовета с СПК "Родионовский", предметом которого является выполнение мероприятий по опашке населенных пунктов от пожаров на 2007 год по селам Родионовка и Семеновка на территории Бурейского района, счет-фактура от 01.11.2007 N 24, акт приема выполненных работ от 26.10.2007, заявка на оплату расходов от 20.02.2008 N 106. Приведенные документы свидетельствуют о том, что опашка населенных пунктов была произведена. Следовательно, органом пожарного надзора неправомерно вменено заявителю нарушение п. 112 ППБ-01-03, в части отсутствия минерализованных, противопожарных полос, разделяющих с. Семеновка и с. Родионовка от лесных массивов.
Судом оценен довод заявителя о том, что оспариваемое постановление датировано 20.03.2008, рассмотрение материалов административного производства состоялось 21.03.2008. Как указал в письменном отзыве ответчик, дата 20.03.2008 является технической ошибкой (опечаткой), рассмотрение материалов административного производства состоялось 21.03.2008.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Судом исследованы процессуальные нарушения, допущенные в процессе административного производства, на которые ссылается заявитель, они не признаются судом существенными. Законный представитель заявителя был извещен административным органом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (имеется подпись в протоколе об административном правонарушении от 17.03.2008), присутствовал при вынесении оспариваемого постановления о наложении административного наказания, а следовательно, мог давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что Администрацией Родионовского сельсовета не предпринято всех зависимых мер по соблюдению требований и правил пожарной безопасности.
Таким образом, вина Администрации Родионовского сельсовета в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена, что подтверждается протоколом об административном правонарушении, объяснением главы администрации, материалами административного дела, иными доказательствами.
У ответчика имелись законные основания для привлечения общества к административной ответственности, порядок привлечения к административной ответственности судом проверен, нарушений не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Привлекая Администрацию Родионовского сельсовета к ответственности административный орган исходил из оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения, в связи с чем, административный штраф был наложен в минимальном размере. Административный орган не усмотрел оснований применить наказание в виде предупреждения в виду сложившейся сложной пожароопасной ситуации в Амурской области в настоящий период.
Суд также не усматривает оснований для изменения размера назначенного оспариваемым постановлением наказания.
При этом суд исходит в частности из объекта административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, которым являются общественные отношения складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Кроме того, согласно дополнительной информации органа государственного пожарного надзора 13.04.2008 между селами Родионовка и Семеновка возник лесной пожар, который с сильными порывами ветра быстро подошел к с. Родионовка и создал угрозу перехода огня на жилой сектор. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра места происшествия от 13.04.2008, объяснениями граждан от 13.04.2008.
Следовательно, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 25 апреля 2008 г. N А04-1818/08-5/95
Текст решения официально опубликован не был