Решение Арбитражного суда Амурской области
от 14 апреля 2008 г. N А04-1524/08-24/37
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя - Трифонов С.А., от ответчика - Данилин А.Н., рассмотрев в судебном заседании заявление МУЗ "Детская городская клиническая больница" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Амурской области об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
Резолютивная часть решения оглашена 11.04.2008 года, решение в полном объеме изготовлено 14.04.2008 года.
В судебном заседании 10.04.2008 года объявлялся перерыв до 11.04.2008 года.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская клиническая больница" (далее по тексту - заявитель, Детская больница) обратилось в арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании не соответствующим закону и отмене постановления Территориального управления финансово-бюджетного надзора по Амурской области (далее - ответчик, Управление) от 17.03.2008 года N 23-01-40/03 о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Заявление обосновано тем, что оспариваемое постановление вынесено по одному из эпизодов за пределами годичного срока давности привлечения к административной ответственности. Порядок формирования Перечня медицинских организаций, в том числе и лечебно-профилактических организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, предусматривает включение в Перечень организаций только в целом, без выделения их структурных подразделений (приложение N 14 Закона Амурской области от 09.06.2006 года N 194-ОЗ "О территориальной программе государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год" (далее - Закона Амурской области N 194-ОЗ). При вынесении постановления не учтено, что согласно Письма Минздравсоцразвития от 24.04.2006 года N 20055-ВС, субсидии на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), направляются сверх средств, предусмотренных на финансирование учреждений здравоохранения за счет бюджетов всех уровней и иных источников.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Законе Амурской области от 09.06.2006 года N 194-ОЗ "О территориальной программе государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год" Приложение N 14 отсутствует
Заявитель в судебном заседании на удовлетворении требований, отраженных в заявлении настаивал. Указал, что вывод о нецелевом использовании денежных средств Детской больницей ошибочен, так как перечисление в Приложении N 9 Закона Амурской области N 194-ОЗ подразделений Детской больницы и указание на то, что они финансируются за счет муниципального бюджета, не свидетельствует о том, что они не входят в территориальную программу ОМС. Представил платежные поручения от 17.03.2008 года в качестве доказательства возврата в бюджет ОМС денежных средств.
Ответчик в судебном заседании представил отзыв, требования заявителя не признал, считает постановление законным и обоснованным, так как факт правонарушения установлен проверкой и материалами административного дела. Факт нецелевого использования денежных средств подтвержден материалами административного дела. Годичный срок привлечения к административной ответственности не пропущен, так как последнее платежное поручение датировано 13.03.2008 года. Пояснил, что в соответствии с действующим законодательством утвержден Перечень учреждений, финансирование которых производится за счет бюджетов. Так Детская больница относится согласно Приложению N 7 к учреждениям, финансирование которых производится из средств ОМС, а в соответствии с Приложением N 9 Перечня подразделения лечебно-профилактических организаций финансируются из средств муниципального бюджета. Просил в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав стороны, и исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская клиническая больница" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022800512624, ИНН 2801010011. Имеет лицензию на право осуществления медицинской деятельности от 11.08.2005 года серии ФС-1 N 019995, регистрационный номер 28-01-000035.
Как видно из материалов дела, в период с 01.01.2007 года по 30.09.2007 года на основании приказа исполнительно директора АО ФОМС N 223 проведена проверка целевого использования Детской больницы средств ОМС, в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье".
В ходе проверки было установлено нецелевое использование средств фонда ОМС в сумме 18827,76 рублей, выразившееся в оплате платежным поручением от 28.02.2007 года N 529 труда работников подразделений, не входящих в систему обязательного медицинского страхования, а именно, произведена оплата амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках постановления Правительства РФ от 31.12.2005 года N 874 на сберегательную карту по договору от 21.03.2006 года N 214 (согласно реестру от 27.02.2007 года N 24) на сумму 25265,31 рублей за оплату труда. Справкой к акту проверки от 21.12.2007 года подтверждается, что оплата по данному поручению в сумме 3884,43 рублей произведена заведующей ДШО, старшей медицинской сестре ДШО, врачу по спортивной медицине, старшей медицинской сестре кабинета врачебного контроля и медицинской сестре кабинета врачебного контроля. Платежным поручением от 25.04.2007 года N 1287 произведена оплата труда, за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь, неработающим пенсионерам на сумму 87371,90 рублей. Справкой к акту проверки от 21.12.2007 года подтверждается, что оплата по данному поручению в сумме 14943,33 рублей произведена врачу по спортивной медицине, старшей медицинской сестре кабинета врачебного контроля, медицинской сестре кабинета врачебного контроля, фельдшеру СОШ, старшей медицинской сестре ДШО и медицинской сестре ДШО.
По результатам проверки составлен акт от 21.12.2007 года.
Постановлением следственного отдела Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по г. Благовещенску от 10.02.2008 года в возбуждении уголовного дела в отношении главного врача Детской больницы Молчановой И.Н. отказано за отсутствием в ее деяниях состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285.2 Уголовного Кодекса РФ.
Постановлением прокурора г. Благовещенска от 26.02.2008 года в отношении Детской больницы возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ по факту нецелевого использования средств государственного внебюджетного фонда и направлено для рассмотрения в Управление.
Постановлением Управления от 17.03.2008 года, вынесенным в присутствии законного представителя, Детская больница признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, Детская больница оспорила его в арбитражный суд.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 года N 874 "Об утверждении правил предоставления в 2006 году субсидий на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования" (далее - Постановление N 874), Амурским областным Советом народных депутатов принят и утвержден Закон Амурской области от 09.06.2006 года N 194-ОЗ "О территориальной программе государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год" (далее - Закона Амурской области N 194-ОЗ).
02.05.2006 года между Детской больницей и Амурским областным фондом ОМС заключен договор N 8 по дополнительной оплате амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, за счет и в пределах средств, направляемых в виде субсидий Федеральным фондом обязательного медицинского страхования МУЗ. Пунктом 2.2.4 указанного договора предусмотрено, что учреждение направляет дополнительные средства, полученные от ОМС за оказанную медицинскую помощь застрахованным пенсионерам пропорционально статьям расходов, утвержденных действующим тарифным соглашением на медицинские услуги, предоставляемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования.
Статьей 2 Закона Амурской области N 194-ОЗ предусмотрено, что финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законами Амурской области "Об областном бюджете на 2006 год" и "О бюджете областного фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год". Рекомендовано главам городских округов и муниципальных районов области обеспечить финансирование расходов на здравоохранение, предусмотренных местными бюджетами для реализации территориальной программы государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год в соответствии со статьей 3 указанного Закона.
Законом Амурской области N 194-ОЗ утверждена территориальная программа государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год, основой которой является гарантированный государством объем бесплатной медицинской и лекарственной помощи, предусматривающий оказание количественно регламентированных профилактических, диагностических и лечебных видов медицинской помощи и медико-социальных услуг.
Данная Программа определяет виды деятельности, предоставляемые жителям области бесплатно, исходя из расчетного подушевого норматива финансирования здравоохранения, обеспечивающего предоставление гарантированных объемов медицинской помощи, определяет перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирования медицинских услуг, оказываемых населению за счет бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.
В рамках Программы ОМС предоставляется медицинская помощь в лечебно-профилактических учреждениях (независимо от их организационно-правовых форм), имеющих право на осуществление медицинской деятельности, согласно перечню медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений, включенных в систему обязательного медицинского страхования, в список которых входит Детская больница (приложение N 7).
В соответствии с приложением N 9 Программы, подразделения МУЗ "Детская городская клиническая больница г. Благовещенска", в том числе молочные кухни, койки социального (сестринского) ухода, эпидемиологическая служба, врачебно-физкультурное отделение, дошкольно-школьные отделения поликлиник, входят в перечень организаций, финансируемых за счет средств муниципальных бюджетов.
Как следует из материалов дела, платежными поручениями от 28.02.2007 года N 529 на сумму 25265,31 рублей и от 25.04.2007 года N 1287 на сумму 87371,90 рублей, произведена оплата труда работников подразделений Детской больницы, а именно: заведующей ДШО, старшей медицинской сестре ДШО, врачу по спортивной медицине, старшей медицинской сестре кабинета врачебного контроля и медицинской сестре кабинета врачебного контроля, фельдшеру СОШ, медицинской сестре ДШО. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Поскольку оплата произведена за счет средств ОМС, то Детская больница использовала средства государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов.
В соответствии с частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Суд считает, что в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд считает, что обжалуемое постановление в части привлечения Детской больницы к административной ответственности за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов в сумме 3884,43 рублей, перечисленных по платежному поручению от 28.02.2007 года N 529, незаконным и подлежащим отмене в данной части по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования - по истечении одного года со дня совершения правонарушения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Так как, правонарушение совершено 28.02.2007 года (платежное поручение от 28.02.2007 года N 529), оспариваемое постановление вынесено 17.03.2008 года, то, есть за пределами установленного КоАП РФ срока.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Амурской области от 17.03.2008 года N 23-01-40/03 в части привлечения муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов в сумме 3884,43 рублей, перечисленных по платежному поручению от 28.02.2007 года N 529.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его получения в Шестой арбитражный апелляционный суд Дальневосточного судебного округа (г. Хабаровск) и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 14 апреля 2008 г. N А04-1524/08-24/37
Текст Решения официально опубликован не был