Прокуратурой Амурской области проверено постановление Главы Администрации Амурской области от 07.07.98 N 305 "Об утверждении Положения о квотировании золотодобычи в Амурской области" и установлено, что оно подлежит отмене, как принятое с превышением полномочий, по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" - далее Закон N 2395-1, пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
В соответствии с положениями ст.ст. 11-12 Закона N 2395-1, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых. Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье. По правилам п.п. 10 ч.2 ст. 22 Закона N 2395-1, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Следовательно, уровень добычи минерального сырья для недропользователя может быть ограничен только условиями лицензии.
Как следует из ст. 3 Закона N 2395-1, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования, осуществляемым совместно с субъектами Российской Федерации, отнесено лишь определение региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции.
Статьей 4 Закона N 2395-1 определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования, и квотирование добычи недр к таким полномочиям не отнесено.
Следовательно, федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта не отнесено квотирование объемов добычи минерального сырья недропользователем.
Федеральным Законом от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" - далее Закон N 41-ФЗ, положения Закона N 2395-1 конкретизированы в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней.
Так, ч. 4 ст.2 Закона N 41-ФЗ установлено, что добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в ч. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая), принятого Федеральным законом от 30.11.94 N 51-ФЗ, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ, в соответствии с ч. 3 которой земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Следовательно, право собственности субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней на правомерно добытые драгоценные металлы и драгоценные камни не может быть ограничено никаким способом, в том числе и посредством квотирования.
В соответствии с нормами ст. 12 Закона N 41-ФЗ, к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, квотирование добычи драгоценных металлов и драгоценных камней не отнесено, учитывая, что договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Амурской области в указанной сфере не заключались.
Следовательно, постановление Главы Администрации Амурской области от 07.07.98 N 305 "Об утверждении Положения о квотировании золотодобычи в Амурской области" незаконно, так "как принято с превышением полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ",
требую:
Отменить постановление Главы Администрации Амурской области от 07.07.98 N 305 "Об утверждении Положения о квотировании золотодобычи в Амурской области", как незаконное и принятое с превышением полномочий.
Настоящий протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней с момента его поступления. О результатах рассмотрения прокурор области должен быть уведомлен в письменной форме.
Прокурор области |
В.Т. Чистов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Амурской области от 18 марта 2008 г. N 7-22/23-08 "На постановление Главы Администрации Амурской области от 07.07.98 N 305 "Об утверждении Положения о квотировании золотодобычи в Амурской области"
Текст Протеста официально опубликован не был