Решение Арбитражного суда Амурской области
от 28 марта 2008 г. N А04-364/08-1/13
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от третьего лица: Шевченко Т.М. - специалист-эксперт (юрисконсульт) по доверенности от 29.12.2007 N 09-6226, рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "АмурМост-Транс" к Межрайонной ИФНС России N 7 по Амурской области, третье лицо: ГУ - УПФР РФ в городе Тында Амурской области, о признании незаконным отказ в возврате/зачете ошибочно перечисленных страховых взносов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АмурМост - Транс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области (далее - ответчик, налоговый орган) в проведении зачета излишне уплаченных сумм, просит обязать налоговый орган произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации с накопительной части трудовой пенсии на страховую часть трудовой пенсии в размере 550000 рублей.
Заявленные требования обоснованы тем, что в связи с неправильным указанием кода бюджетной классификации (далее - КБК), Общество платежным поручением N 208 от 29.12.2007 года ошибочно перечислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2007 года в сумме 550000 рублей на накопительную часть трудовой пенсии, тогда как следовало указанную сумму направить на уплату страховой части трудовой пенсии. При обращении в налоговый орган о возврате/зачете суммы ошибочно перечисленных взносов, Общество получило отказ, считает его незаконным.
В судебное заседание заявитель не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Ответчик в судебное заседание не явился, в отзыве, заявленные требования не признал, указал, что действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) страховых взносов и порядок его проведения. Считает, что правовых оснований у налогового органа для проведения зачета (возврата) переплаты страховых взносов на обязательное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, не имеется. Считает, что вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии относятся к компетенции органов пенсионного фонда. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В представленном отзыве третье лицо подтвердило наличие у заявителя переплаты по страховым взносам по накопительной части трудовой пенсии в сумме 546803 руб. Представитель в судебном заседании не возражал против проведения зачета в счет погашения задолженности Общества по страховой части за 2006-2007 годы в пределах указанной суммы.
Выслушав представителя третьего лица и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "АмурМост-Транс" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1032800210772, ИНН 2808016076 по адресу город Тында Амурской области, улица Мохортова, дом 10; зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов в Пенсионный фонде в городе Тында.
Платежным поручением N 208 от 29.12.2007 года на сумму 550000 рублей общество перечислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 4 квартал 2007 года. В платежном документе указан КБК 182102020061000160, следовало указать - 18210202010060000160. Денежные средства поступили на КБК 182102020060000160 - финансирование страховой части трудовой пенсии.
10.01.2008 года Общество обратилось в налоговый орган с заявлением (исх. N 2) о зачете ошибочно перечисленных денежных средств в сумме 547078 рублей с КБК 1820202020061000160 в счет погашения имеющийся недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии КБК 1821020201006000160.
Ответчик письмом от 15.01.2008 года N 10-18/637 сообщил об отказе в осуществлении зачета (возврата) неверно уплаченных страховых взносов, ссылаясь на то, что действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Не согласившись с действиями налогового органа по данному отказу, заявитель обратился в арбитражный суд.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно абзацам 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу статьи 13 указанного Закона страховщик (Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям только в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Поскольку в нормах Федерального закона N 167-ФЗ не устанавливается порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к этим правоотношениям в соответствии со статьей 2 Федеральный закон N 167-ФЗ применяются положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в частности, статья 78 НК РФ "Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени".
Согласно указанной статье НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика
В соответствии со статьями 160.1, 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007)) уполномоченным на принятие решений о возврате, зачете (уточнении) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов является администратор доходов бюджета. Возврат (зачет, уточнение) платежа осуществляется органами Федерального казначейства на основании представленного администратором доходов бюджета поручения (уведомления).
Согласно статье 25 Федерального закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговый орган в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 года N 74Н (в редакции приказа Минфина РФ от 29 декабря 2007 г. N 161н) администратором доходов по кодам поступлений 182 1 02 02010 06 0000 160 и 182 1 02 02020 06 0000 160 Федеральная налоговая служба.
Следовательно, заявление Общества о зачете излишне уплаченных страховых взносов подлежит рассмотрению и исполнению ответчиком.
Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии оспариваемого отказа налогового органа требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Так же заявитель просит обязать Налоговый орган устранить допущенные нарушения путем совершения действий по зачету 550000 рублей.
Данное требование подлежит удовлетворению в сумме 546803 рубля, поскольку эта сумма указана переплатой в ведомости уплаты страховых взносов от 7 февраля 2008 года, подписанной руководителем и главным бухгалтером общества.
Расходы по госпошлине относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области от 15.01.2008 N 10-18/637 в зачете 546803 рублей, излишне уплаченных обществом с ограниченной ответственностью "АмурМост-Транс" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, как несоответствующий статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем проведения зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 546803 рубля с КБК 182 1 02 02020 06 0000 160 на КБК 182 1 02 02010 06 0000 160;
В остальной части требований отказать;
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области в пользу обществом с ограниченной ответственностью "мурМост-Транс" расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд Дальневосточного судебного округа (город Хабаровск), и (или) в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (город Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 28 марта 2008 г. N А04-364/08-1/13
Текст Решения официально опубликован не был