Решение Арбитражного суда Амурской области
от 16 мая 2008 г. N А04-4743/07-25/426
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя: Кишинская О.В. по доверенности от 05.03.2008 г. N 3, паспорт (после перерыва); от ответчика: Переверзева Е.Н. заместитель начальника юридического отдела по доверенности N 05-30/134 от 09.01.2008 г., рассмотрев в судебном заседании заявление ООО "ТРАНСПОРТ-СЕРВИС-ТРАНЗИТ" к Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области, о признании недействительным решения,
установил:
Резолютивная часть решения объявлена 08 мая 2008 г. На основании ст. 176 АПК РФ, изготовление решения в полном объеме отложено на 16 мая 2008 г.
ООО "ТРАНСПОРТ-СЕРВИС-ТРАНЗИТ" обратилось с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области от 19.04.2007 г. за номером 2702 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на добавленную стоимость за декабрь 2006 г. в сумме 5876653,0 рублей.
Требования обоснованы тем, что 18.01.2007 г. в налоговый орган общество представило налоговую декларацию по возврату НДС за декабрь 2006 г. в сумме 5876653,0 рублей. Всего исчислено, с учетом восстановленных сумм 5857867, рублей. Сумма НДС, подлежащая включению в состав налоговых вычетов составляет 11734520 рублей, в т.ч. сумма налога, уплаченная при ввозе товаров на территорию РФ составляет 10022189,0 рублей. Обществом по требованию налогового органа были представлены дополнительно документы. 19.04.2007 г. налоговым органом было принято решение N 2702 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на добавленную стоимость за декабрь 2006 г.
Заявитель указал, что данное решение вынесено по результатам камеральной проверки, однако акт камеральной проверки N 495 составлен 02.05.2007 г., учитывая данный факт общество считает решение налогового органа не обоснованным и недействительным.
Ответчик заявленные требования не признал, указал, что решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 19.04.2007 г. N 2702 вынесено правомерно, с соблюдением требований налогового законодательства. Пояснил, что основаниями для отказа в проведении зачета явилось право налоговых органов на проведение камеральной проверки по вопросу обоснованности заявленных налогоплательщиком сумм налоговых вычетов по НДС. В силу требований налогового законодательства, при проведении камеральных налоговых проверок на основе представленных налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В соответствии со статьей 176 НК РФ возмещение производится не позднее чем через три месяца, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Ответчик указал, что налоговый орган не вправе принять решение об отказе в возмещении сумм налоговых вычетов без проведения проверки представленных налогоплательщиком документов. Пояснил, что налоговым органом проводилась камеральная проверка декларации по НДС за декабрь 2006 г., представленной обществом 18.01.2007 г. и на момент подачи заявления о возврате переплаты по НДС на расчетный счет предприятия, образовавшейся в результате представления декларации по НДС к возмещению налога из бюджета, ее результаты не были оформлены, в связи с чем решение об отказе в осуществлении зачета от 19.04.2007 г. N 2702 принято правомерно.
08.08.2007 г. Арбитражным судом Амурской области вынесено определение о приостановлении производства по делу N А04-4743/07-25/426 по заявлению ООО "ТРАНСПОРТ СЕРВИС ТРАНЗИТ" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Амурской области N 2702 от 19.04.2007 г. об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на добавленную стоимость за декабрь 2006 г. в сумме 5876653 руб., до рассмотрения по существу дела N А04-6112/07-5/461 Арбитражного суда Амурской области.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 30.10.2007 г. по делу N А04-6112/07-5/461, оставленным без изменения Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 21.03.2008 г., решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области от 29.06.2007 г. N 3852 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым ООО "ТРАНСПОРТ-СЕРВИС-ТРАНЗИТ" уменьшена на исчисленные в завышенных размерах сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению за декабрь 2006 г. в размере 5876653,0 рублей, предложено уплатить сумму неуплаченного налога на добавленную стоимость за декабрь 2006 г. в размере 5857867 рублей, признано недействительным.
21.04.2008 г. вынесено определение Арбитражного суда Амурской области о возобновлении производства по делу.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "ТРАНСПОРТ-СЕРВИС-ТРАНЗИТ" (сокращенное наименование ООО "ТСТ") зарегистрировано 15.03.2005 г. Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Амурской области за основным государственным номером 1052800032713.
18.01.2007 г. ООО "ТСТ" представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 г., где указана сумма налога, исчисленная к уменьшению в размере 5876653,0 рублей.
09.04.2007 г. ООО "ТСТ" обратилось в налоговый орган с заявлением о перечислении переплаты по налогу на добавленную стоимость на расчетный счет предприятия.
19.04.2007 г. Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области вынесено решение об отказе в осуществлении зачета (возврата). Указано, что в соответствии со статьями 88, 89 НК РФ по представленной декларации за декабрь 2006 г. проведена камеральная проверка. По результатам камеральной проверки за декабрь 2006 г. обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость.
Статей 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В силу статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8).
Статьей 176 НК РФ предусмотрено, что после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению (п. 3).
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9).
Следовательно, статья 78 НК РФ, регулируя порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога, не определяет при этом процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, а также не устанавливает сроков, в течение которых налоговым органом должна быть осуществлена проверка заявления налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.
По смыслу пункта 9 статьи 78 Кодекса, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (пункты 5 и 7 статьи 78 Кодекса).
В рассматриваемом деле установление факта излишней уплаты в сумме превышения налоговых вычетов, уплаченных в течение налогового периода, над исчисленной суммой налога могло быть осуществлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу статьи 88 Кодекса составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, т.е. в срок до 18.04.2007 г. (налоговая декларация подана 18.01.2007 г.). В случае установления данного факта по итогам камеральной проверки, учитывая наличие заявления общества о возврате (зачете), налоговый орган обязан будет в течение срока, определенного пунктом 9 статьи 78 НК РФ, осуществить возврат излишне уплаченной суммы налога налогоплательщику, т.е. в срок до 18.05.2007 г.
Таким образом, срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.
Указанная позиция изложена в пункте 11 Приложения "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации" к информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. N 98.
В пункте 5 статьи 88 НК РФ закреплена норма, согласно которой лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.
Статьей 100 НК РФ предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6).
Согласно статье 100.1. НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
В силу статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6).
Судом установлено, что налоговым органом, с учетом требований Налогового кодекса РФ, проводилась камеральная налоговая проверка в отношении налоговой декларации по НДС за декабрь 2006 г. представленной ООО "ТСТ" 18.01.2007 г., срок проведения камеральной проверки до 18.04.2007 г. Налоговым органом в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки 02.05.2007 г. составлен акт камеральной проверки (последний день для составления акта 28.04.2007 г. - выходной день). 29.06.2007 г. налоговым органом в соответствии с предписаниями статей 100, 101 НК РФ (срок 15 дней для представления в налоговый орган возражений по акту, представленных обществом возражений - 16.05.2007 г., вынесенного решения о проведении дополнительных мероприятий), вынесено решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 3852.
ООО "ТСТ" представило заявление о возврате в налоговый орган 09.04.2007 г., т.е. в период проведения камеральной проверки, в силу указанного, налоговый орган не мог осуществить возврат уплаченной суммы налога, ранее сроков установленных законодательством для проведения камеральной налоговой проверки и возврата суммы излишне уплаченного налога.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период вынесения оспариваемого решения от 19.04.2007 г. N 2702, налоговому органу было известно о проведении камеральной налоговой проверки по налоговой декларации за декабрь 2006 г. и о результатах ее проведения, в связи с чем данный довод был отражен в решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 19.04.2007 г. N 2702.
Оценивая законность решения налогового органа суд исходит из обстоятельств, существующих на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения - проведение камеральной налоговой проверки, налоговым органом на момент принятия оспариваемого решения установлено, что по результатам камеральной проверки за декабрь 2006 г. обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное суд считает, что решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 19.04.2007 г. N 2702 в отношении налоговой декларации по НДС за декабрь 2006 г. в сумме 5876653,0 рублей, вынесенное Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области, является законным и обоснованным.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 30.10.2007 г. по делу N А04-6112/07-5/461, в отношении признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области от 29.06.2007 г. N 3852 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым ООО "ТРАНСПОРТ-СЕРВИС-ТРАНЗИТ" уменьшена на исчисленные в завышенных размерах сумма налога на добавленную стоимость , подлежащая возмещению за декабрь 2006 г. в размере 5876653, 0 рублей, не является преюдициальным при рассмотрении спора по настоящему делу, т.к. решение налогового органа от 29.06.2007 г. N 3852 вынесено по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки N 495 от 02.05.2007 г., которым установлено занижение суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет за декабрь 2006 г. на 5857867 рублей, тогда как оспариваемое решение от 19.04.2007 г. вынесено налоговым органом с учетом обстоятельств, существующих на момент его принятия.
Довод заявителя о том, что оспариваемое решение вынесено по результатам камеральной проверки, тогда как акт камеральной проверки N 495 составлен 02.05.2007 г., является необоснованным, т.к. по результатам рассмотрения указанного акта вынесено решение от 29.06.2007 г. N 3852.
Довод налогового органа о том, что в действиях участников сделки усматриваются признаки схемы необоснованного получения налоговой выгоды, судом не принимается, так как каких-либо доказательств в обоснование данного довода, его оценки налоговым органом при вынесении оспариваемого решения суду не представлено.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основе своих требований и возражений.
Государственная пошлина в сумме 2000 рублей, уплачена заявителем до подачи заявления в суд.
Руководствуясь ст.ст. 160-170, 180, 201 АПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 16 мая 2008 г. N А04-4743/07-25/426
Текст решения официально опубликован не был