Решение Арбитражного суда Амурской области
от 20 мая 2008 г. N А04-1082/08-6/5
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: истец - Манчак П.Н. - дов. " ДЭК-20/92/Д от 01.01.2008, ответчик - Братковская А.А. - дов. N 13-10/501 от 15.08.2007 года, 3-и лица Финансовое управление администрации Архаринского района МУЗ "Архаринская центральная районная больница", рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области о взыскании 413607 руб. 87 коп.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ резолютивная часть решения объявлена 19.05.2008 года, изготовление полного текста решения отложено на 20.05.2008 года.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось с иском ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области о взыскании 413607 руб. 87 коп., составляющие убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электрической энергии на основании Закона Амурской области от 05.12.2005 года N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены: Финансовое управление администрации Архаринского района, МУЗ "Архаринская центральная районная больница".
Свои доводы истец обосновывает тем, что 02.11.2007 года между ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" и МУЗ "Архаринская центральная районная больница" был заключен договор N 58-08/07/22574, во исполнение ответчик обязан был возмещать выпадающие доходы от предоставления льгот медицинским работникам по оплате электроэнергии.
В качестве доказательств по предоставлению льгот, суду представлены: списки лиц, которым предоставлялись льготы.
К оплате больнице предъявлен счет N РАОО028734 от 20.12.2007 года на оплату выпадающих доходов в сумме 413607 руб. 87 коп. за период с 01.01.2007 года по 31.12.2007 года, который на день вынесения решения не оплачен.
В обязанности больницы входило ежемесячное перечисление денежных средств на возмещение выпадающих доходов.
В связи с этим и на основании ст. 1069, 1071 ГК РФ истец просит взыскать стоимость выпадающих доходов с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен полностью и поясняет, что в соответствии с Законом Амурской области N 99-ОЗ от 05.12.2005 года "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению гражданам мер социальной поддержки на неопределенный срок.
Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета и субвенций.
В соответствии с порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, утвержденным постановлением губернатора области N 702 от 23.12.2005 года, меры социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги предоставляются гражданам в соответствии с размерами социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги.
За 2007 год из бюджета области на исполнение Закона было выделено 13495 тыс. руб., кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2008 года составила в сумме 5350,7 тыс. руб.
МУЗ "Архаринская центральная районная больница" не оспаривает размер задолженности в сумме 413607 руб. 87 коп. и поясняет, что Министерство финансов Амурской области является главным распорядителем денежных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных образований в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, в частности, медицинским работникам, в пределах назначений, определенных сводной бюджетной росписью и доведенными лимитами бюджетных обязательств, осуществляет перечисление средств бюджетам муниципальных районов и городских округов ежемесячно на лицевые счета органов муниципальных образований, в данном случае Финуправлению администрации Архаринского района
Причиной задолженности, образовавшейся в результате предоставления медицинским работникам льгот является отсутствие финансирования в рамках субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджету Архаринскому району, что подтверждается отчетом об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг.
Суд, заслушав стороны в процессе, исследовав имеющиеся в деле документы, считает, что требования истца являются правомерными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской федерации. (ст. 72 ч. 1 п. "ж" Конституции РФ). Это же положение закреплено в п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ.
Условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате электрической энергии, а также категория граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе руководители и специалисты учреждений культуры, а также проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей, находящиеся на иждивении (далее работники культуры) определены Законом Амурской области от 05.12.2005 года N 99-ОЗ.
Обеспечение предусмотренных вышеуказанным Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций. Порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается Губернатором Амурской области.
Постановлением Губернатора Амурской области N 702 от 23.12.2005 года утвержден порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, согласно п. 2 которого в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанных в подпункте 9-11 п. 1 ст. 1 Закона Амурской области N 99-ОЗ, главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов является Министерство финансов Амурской области.
Согласно Закону Амурской области "О внесении изменений в Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год в части оказания мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций и учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселков) по оплате жилья и коммунальных услуг Архаринского района было предусмотрено муниципальному образованию Архаринского района субвенции на 2007 год в размере 13492,1 тыс. руб. ( в том числе медицинским работникам 4617,8 тыс. руб.).
Как видно из представленного отчета Архаринского района об использовании субвенций, Архаринскому района были выделены субвенции из областного бюджета в 2007 году на исполнение Закона в сумме 13492,1 тыс. руб. (в том числе медицинским работникам 4617,8 тыс. руб.). Сумма фактических затрат составляет 15409,1 тыс. руб. (в том числе медицинским работникам 5215,3 тыс. руб.).
Из изложенного выше следует, что фактическая потребность Архаринского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам медицинским работникам, превышает средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Таким образом, МУЗ "Архаринская центральная районная больница" не имела возможности исполнить свои обязательства по договору N 58-08/07/22574 от 02.11.2007 года, поскольку средства на реализацию указанного закона из областного бюджета в 2007 году в необходимом количестве не передавались, а выделенных средств было недостаточно для исполнения Закона в полном объеме.
Органы местного самоуправления в соответствии с ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 85 БК РФ). В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в 2007 году медицинским работникам льгот по оплате электроэнергии должна нести Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области.
Согласно ст. 110 АПК РФ госпошлина полностью относится на ответчика, что составляет в сумме 9772 руб. 16 коп.
При подаче иска истцом по платежному поручению N 2282 от 22.02.2008 года уплачена госпошлина в сумме 9772 руб. 16 коп.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-171, 180 АПК РФ суд
решил:
Взыскать с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электрической энергии на основании Закона Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", за 2007 год в сумме 413607 руб. 87 коп., расходы по уплате госпошлины в сумме 9772 руб. 16 коп. Всего 423380 руб. 03 коп.
Решение вступает в законную силу в месячный срок в течении которого может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 20 мая 2008 г. N А04-1082/08-6/5
Текст решения официально опубликован не был