Решение Арбитражного суда Амурской области
от 17 июня 2008 г. N А04-8692/07-24/123
Арбитражный суд Амурской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Строймашсервис" к Хабаровской таможне об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
установил:
Резолютивная часть решения оглашена 16 июня 2008 года, решение в полном объеме изготовлено 17 июня 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Строймашсервис" (далее по тексту - заявитель, ООО "Строймашсервис") обратилось в арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Хабаровской таможни (далее - ответчик, Таможенный орган) по делу об административном правонарушении от 16.11.2007 года N 10703000-378/2007 о назначении административного наказания по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 134 158,38 рублей;
по делу об административном правонарушении от 16.11.2007 года N 10703000-379/2007 о назначении административного наказания по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 241 692,35 рублей;
по делу об административном правонарушении от 16.11.2007 года N 10703000-380/2007 о назначении административного наказания по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 122 319,75 рублей;
о взыскании судебных расходов в сумме 31 800 рублей.
Требования обоснованы тем, что недостоверные сведения о содержании вредных веществ в выхлопных газах автомобилей в протоколе результатов выбросов отработанных газов автомобилей Филиала ФГУ "ЦЛАТИ по ДВФО" "ЦЛАТИ по Амурской области" N 170 д от 29.03.2007 года не содержались. ООО "Строймашсервис" не знало верного описания товара, отсутствовали основания сомневаться в достоверности представленных Филиалом ФГУ "ЦЛАТИ по ДВФО" "ЦЛАТИ по Амурской области" протоколов испытаний. Вина общества отсутствует, классификационный код товара ТН ВЭД России обществом определен правильно и обоснованно уплачена таможенная пошлина в размере 5%. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями статьи 28.5, 28.7 КоАП РФ.
Определениями от 16.01.2008 года суд объединил в одно производство дела NN А04-8692/07-24/123, А04-8691/07-24/124, А04-8690/07-24/125.
Определением от 16.01.2008 года производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12980/2007-63, в котором оспаривалось решение Хабаровской таможни об отмене решения Хабаровского таможенного поста об утверждении заявленных ООО "Строймашсервис" в ГТД сведений о кодах товаров.
Определением от 21.05.2008 года производство по делу возобновлено, дело назначено к рассмотрению на 16.06.2008 года.
Заявитель в судебное заседание не явился, истребованных определением суда документов не представил, о времени и месте заседания в соответствии со статьей 123 АПК РФ извещен надлежащим образом. В заявлении ходатайствовал о привлечении в качестве заинтересованного лица Филиал ФГУ "ЦЛАТИ по ДВФО" "ЦЛАТИ по Амурской области".
В удовлетворении ходатайства судом отказано, поскольку данное учреждение проводило измерения выбросов отработавших газов автомобилей ООО "Строймашсервис", протокол измерений и заключение имеются в материалах дела, надобность в привлечении отсутствует.
Ответчик в судебное заседание не явился, в связи с невозможностью обеспечения явки представителя Таможни, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие сторон.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ООО "Строймашсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1052800048014, ИНН 2801103234, по адресу:
Амурская область, г.Благовещенск, ул.Комсомольская, д. 30 "Б", офис 207.
Как видно из материалов дела, ООО "Строймашсервис" и Хэйлунцзянская Фирма по сбыту автомобилей "Лиюаньда" (КНР) 31.01.2007 года заключили контракт N WZ2007-002 на поставку с территории КНР самосвалов и седельных тягачей "FOTON-AUMAN".
ООО "Строймашсервис" в отношении товара, поставленного во исполнение контракта, произвел его декларирование по грузовым таможенным декларациям N 10703050/060407/0002659, N 10703050/050407/0002651, N 10703050/260507/0004448 (далее соответственно 2659, 2651, 4448). В ГТД были задекларированы следующие автомобили:
1) Грузовой автомобиль марки "FOTON-AUMAN", модели BJ3251DLPJB-1, тип двигателя дизельный WD-615-50, дата выпуска 2006, мощность 206 кВт, цвет красный, объем двигателя 9726 смi, содержание вредных веществ в выхлопных газах: оксидов углерода (СО) - менее 2 г/кВт. Ч, углеводорода (СН) - менее 0,66 г/кВт. Ч, оксидов азота - менее 5 г/кВт. Ч - код ТН ВЭД России 8704239104 в количестве: ГТД N 2659 - 5 штук; ГТД N 2651 - 9 штук;
2) Седельный тягач марки "FOTON-AUMAN", модели BJ4251SMFJB-6, тип двигателя дизельный WD-615-38, дата выпуска 2006, мощность 280 кВт, цвет светло-золотой, объем двигателя 9726 смi, одержание вредных веществ в выхлопных газах: оксидов углерода (СО) - менее 2 т/кВт.Ч, углеводорода (СН) - менее 0,66 г/кВт. Ч, оксидов азота - менее 5 г/кВт. Ч - код ТН ВЭД России 8701201012 в количестве: ГТД N 4448 - 2 штуки.
Грузовые автомобили марки "FOTON-AUMAN" заявленные по коду ТН ВЭД 8704239104 (таможенная пошлина 5%), Хабаровским таможенным постом 07.04.2007 года были выпущены в соответствии с заявленным таможенным режимом, Седельные тягачи марки "FOTON-AUMAN" заявленные по коду ТН ВЭД 8701201012 (таможенная пошлина 5%) Хабаровским таможенным постом 27.05.2007 года были выпущены в соответствии с заявленным таможенным режимом.
В процессе проведения ОТИ Хабаровской таможни таможенного контроля в форме проверки документов и сведений в отношении товаров задекларированных по ГТД N 2659, 2651, было установлено, что согласно протоколу испытаний N 1038/S1/24-03/R/328-06, грузовые автомобили марки "FOTON-AUMAN", модели BJ3251DLPJB-1, оборудованные дизельными двигателями модели WD-615-50, объемом 9726 смi, имеют следующие показатели содержания вредных веществ в выхлопных газах:
- оксидов углерода (СО) -0,65 г/кВт.ч.,
- углеводорода (СН) -0,24 г/кВт.ч.,
- оксидов азота - (NOx) -6,96 г/кВТ.ч.;
Согласно протоколу испытаний N 103 8/S1/24-03/R/3 26-06 седельные тягачи "FOTON-AUMAN", модели BJ4251SMFJB-6,оборудованные дизельными двигателями модели WD-615-38,
объемом 9726 смi, содержат вредные вещества в выхлопных газах в следующих количествах:
- оксидов углерода (СО) - 0,60 г/кВт.ч.,
- углеводорода (СН) - 0,23 г/кВт.ч.,
- оксидов азота - (NOx) - 6,64 г/кВТ.ч.
Таким образом, в процессе проведения таможенного контроля в отношении товаров, заявленных Обществом, таможенный орган пришел к выводу, что Обществом заявлены недостоверные сведения о содержании вредных веществ в выхлопных газах.
Хабаровской таможней ввиду установленных обстоятельств были приняты следующие решения N 10703000/170907/51, N 10703000/170907/54, N 10703000/170907/56 от 19.09.2007 года об отмене решений Хабаровского таможенного поста об утверждении заявленных ООО "Строймашсервис" в ГТД 2651, 2659, 4448, сведений о кодах товаров, даны указания принять решения о классификации товаров в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Хабаровской таможней 17.09.2007 года были вынесены решения о классификации товара по ГТД 2651 - N 10703000/18-35/91, по ГТД 2659 -N 10703000/18-35/103, по ГТД 24448-N 10703000/18-35/112.
В соответствии с указанными решениями грузовым автомобилям марки "FOTON-AUMAN", модели BJ3251DLPJB-1, оборудованным дизельными двигателями модели WD-615-50, объемом 9726 смi присвоен код ТН ВЭД России 8704239109; седельным тягачам "FOTON-AUMAN", модели BJ4251SMFJB-6, оборудованным дизельными двигателями модели WD-615-38, объемом 9726 смi присвоен код ТН ВЭД России 8701201019.
Заявление ООО "Строймашсервис" в ГТД недостоверных сведений об описании товаров и кода ТН ВЭД послужило основанием для занижения размера таможенных платежей, подлежащих уплате таможенному органу, в том числе:
- по ГТД 2651 в сумме 483 384,69 рублей;
- по ГТД 2659 в сумме 268 316,75 рублей;
- по ГТД 4448 в сумме 244 639,5 рублей.
Хабаровской таможней 02.11.2007 года в отношение ООО "Строймашсервис" были составлены протоколы об административных правонарушениях NN 10703000-378/2007, 10703000-379/2007, 10703000-380/2007, действия общества квалифицированы по части 2 статьи 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Определениями от 12.11.2007 года назначено рассмотрение дел об административных правонарушениях на 16.11.2007 на с 15-00 до 15-40 часов. Определения получены законным представителем ООО "Строймашсервис" 13.11.2007 года.
Постановлениями от 16.11.2007 года ООО "Строймашсервис" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, назначены наказания в пределах санкции: по постановлению N 10703000-378/2007 в виде штрафа в размере 134 158,38 рублей; по постановлению N 10703000-379/2007 в виде штрафа в размере 241 692,35 рублей; по постановлению N 10703000-380/2007 в виде штрафа в размере 122 319,75 рублей.
Не согласившись с постановлениями Таможенного органа, ООО "Строймашсервис" оспорило их в арбитражный суд.
Исследовав представленные по делу доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Статья 40 ТК РФ устанавливает, что товары, при их декларировании подлежат классификации, то есть в отношение товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД.
Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу. Декларирование товаров производится путем заявления декларантом или таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта таможенному органу в таможенной декларации или иным, предусмотренным данным Кодексом способом, в письменной, устной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. В том числе, должна быть указана таможенная стоимость товара (статьи 123, 124 ТК РФ).
За заявление декларантом при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа, для юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, является заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или) транспортных средств, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 30 постановления от 24.10.2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Обществом при декларировании товаров представлены одобрения типа транспортного средства N РОСС СКАЯ04.Е00712 и N РОСС СКАЯ04.Е00711 на седельный тягач и грузовой автомобиль "FOTON-AUMAN" соответственно, выданные органом по сертификации продукции машиностроения ВНИИНМАШ (далее по тексту ОС "ПРОММАШ"). Основанием для выдачи, которых, явился сертификат соответствия N РОСС CN.AJI04.B15586 на серийный выпуск данных автомобилей, выданный ОС "ПРОММАШ". Согласно данному сертификату соответствия основанием для выдачи сертификата явились протоколы испытаний от 14.08.2006 NN: 1038/S1/24-03/R/325-06, 1038/S1/24-03/R/326-06, 1038/S1/24-03/R/327-06, 1038/S1/24-03/R/328-06, выданные Испытательным центром механических транспортных средств, запасных частей и принадлежностей (далее по тексту - ИЦ НИЦИАМТ).
При этом заказчиком получения одобрения типа транспортного средства NN РОСС СКАЯ04.Е00711, РОСС CN.AH04.E00712 и сертификата соответствия N РОСС СКАЯ04.В 15586 являлось ООО "Строймашсервис".
Как установлено выше, согласно протоколу испытаний N 1038/S1/24-03/R/326-06 седельные тягачи "FOTON-AUMAN", модели BJ4251SMFJB-6, оборудованные дизельными двигателями модели WD-615-38, объемом 9726 смi, содержат вредные вещества в выхлопных газах в следующих количествах:
- оксидов углерода (СО) - 0,60 г/кВт.ч.,
- углеводорода (СН) - 0,23 г/кВт.ч.,
- оксидов азота - (NOx) - 6,64 г/кВТ.ч.
Согласно протоколу испытаний N 1038/S1/24-03/R/328-06, грузовые автомобили марки "FOTON-AUMAN", модели BJ3251DLPJB-1, оборудованные дизельными двигателями модели WD-615-50, объемом 9726 смi, имеют следующие показатели содержания вредных веществ в выхлопных газах:
- оксидов углерода (СО) -0,65 г/кВт.ч.,
- углеводорода (СН) -0,24 г/кВт.ч.,
- оксидов азота - (NOx) -6,96 г/кВТ.ч.
Кроме того, ООО "Строймашсервис" в 2006 году осуществляло в Новосибирской таможне декларирование 10 таких автомобилей. При этом ООО "Строймашсервис" предоставлялось одобрение типа транспортного средства N РОСС СМ.АЯ04.Е00711, выданного ОС "Проммаш" и товару был присвоен код ТНВЭД России 9704239109 (ставка таможенной пошлины 10%).
Таким образом, ООО "Строймашсервис" на момент подачи ГТД имело в своем распоряжении достоверные сведения о величине вредных веществ в выхлопных газах, установленной в ходе сертификационных испытаний, проведенных при оформлении сертификатов соответствия, следовательно, знало о неверном заявлении кода ТН ВЭД и предвидело, что указание данного кода приведет к занижению размера таможенных платежей и пошлин.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что ООО "Строймашсервис" неверно указало код ТН ВЭД России в отношении ввезенных товаров, что повлекло за собой занижение таможенных платежей.
Данный факт подтверждается решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12980/2007-63, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.04.2008 года, имеющими в силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела. Указанным судебным актом признано законным и обоснованным решение Хабаровской таможни N 10703000/170907/56 от 19.09.2007 года, которым отменено решение Хабаровского таможенного поста об утверждении заявленных ООО "Строймашсервис" в ГТД 2659 сведений о кодах товаров, согласно которым данные товары подлежат классификации в товарной подсубпозиции 8704239104 ТН ВЭД России и даны указания принять решения о классификации товаров в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд находит, что в действиях ООО "Строймашсервис" имеется состав правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, вина административным органом доказана полностью.
Довод заявителя о том, что при заполнении таможенной декларации и определении кода ТН ВЭД России он руководствовался протоколом N 170д ФГУ "ЦЛАТИ по ДВФО" "ЦЛАТИ по Амурской области" следовательно, отсутствует его вина в совершении административного правонарушения, судом признан несостоятельным в связи со следующим.
В соответствии с письмом ОС "ПРОММАШ" от 07.08.2007 года N 203/1-567 (разработчика ГОСТа Р 41.49-2003), при проведении экспертных исследований применялись измерительные средства, которые не могут быть использованы для подтверждения соответствия двигателя автомобиля требованиям Правил ЕЭК ООН N 49 (а, как следствие, Техническому регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ вредных (загрязняющих) веществ").
Заключения были выданы филиалом ФГУ "ЦЛАТИ по ДВФО" "ЦЛАТИ по Амурской области" на основании произведенных ими инструментальных замеров проб отработавших газов. Замеры были произведены по заявкам декларанта на момент нахождения ввезенных на таможенную территорию транспортных средств на территории СВХ.
В соответствии с Заключениями филиала ФГУ "ЦЛАТИ по ДВФО" "ЦЛАТИ по Амурской области" выводы о содержании вредных веществ сделаны на основании ГОСТа Р 41.49-2003 и заявленные в ГТД транспортные средства соответствуют требованиям ГОСТ.Р 41.49-2003 (Правила ЕЭК ООН N 49) по содержанию вредных отработавших газов.
В соответствии с требованиями ГОСТа Р 41.49-2003 количество вредных веществ и вредных частиц в выбросах, предоставленных для испытания дизельных двигателей, должно быть определено в испытаниях ESC и ELR.
Согласно заключениям ВНИИНМАШ от 27.06.2007 года N 203/1-528 и от 07.08.2007 года N 203/1-567:
-Результаты, полученные при экспертизе и исследованиях по содержанию вредных веществ в отработавших газах автомобилей с использованием циклов, отличных от циклов ESC, ELR и ETC, не будут подтверждать соответствие Правилам ЕЭК ООН N 49;
-При экспертизе и исследованиях по содержанию вредных веществ в отработавших газах автомобилей в соответствии с Правилами ЕЭК ООН N 49 должны использоваться средства измерений (испытательное оборудование), отвечающее требованиям Правил ЕЭК ООН.
Указанные в протоколах испытаний средства измерений не могут быть использованы для подтверждения соответствия двигателя автомобиля требованиям Правил ЕЭК ООН N 49.
Более того, письмом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.10.2007 года N 140-14/1060 подтверждается, что в область аккредитации филиала "ПЛАТИ по ДВФО" "ПЛАТИ по Амурской области" включено: природные воды, сточные воды, почвы, отходы, промвыбросы, атмосферный воздух. В области аккредитации не входят проведение работ по устранению уровня загрязняющих веществ.
Судом также отклоняется довод заявителя о том, что протоколы об административных правонарушениях не могут быть использованы в качестве доказательств по делу, поскольку составлены 06.09.2007 года, то есть через 6 месяцев после обнаружения правонарушения, что противоречит статьям 25.5 и 28.8 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Согласно статье 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
О факте занижения размера таможенных платежей, в связи с заявлением недостоверных сведений о коде товара, стало известно по результатам проведенного расчета отделом таможенных платежей Хабаровской таможни.
Наличие достаточных оснований, указывающих на нарушений норм таможенного законодательства возможно рассматривать только при установлении факта недостоверного декларирования, которое послужило причиной занижения размера таможенных платежей.
Из материалов административного производства следует, что служебная записка, которой установлено занижение размера таможенных платежей была составлена 24.09.2007 года N 20-15/590.
Расчет недобора таможенных платежей составлен 02.10.2007 года.
Протоколы об административных правонарушениях составлены 02.11.2007 года.
При этом суд учитывает, что согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 (ред. от 25.05.2006) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным.
Срок для привлечения к административной ответственности не пропущен. Процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена. Размер штрафа, исходя из санкции ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, применен Таможенным органом правильно и в минимальном размере.
Таким образом, основания для признания незаконным и отмены оспариваемых постановлений Хабаровской таможни у суда отсутствуют.
Соответственно, в силу положений статей 110-112 АПК РФ не подлежат удовлетворению требования заявителя о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере 31 800 рублей.
В соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 17 июня 2008 г. N А04-8692/07-24/123
Текст решения официально опубликован не был